Убийство Павла Шеремета: что известно сейчас

Убийство Павла Шеремета: что известно сейчас

20 июля 2016 в самом центре Киева прогремел взрыв. Автомобиль, принадлежавший главному редактору "Украинской правды" Алене Притуле взорвался на перекрестке ул.Хмельницкого и Франко. В машине в момент взрыва был только водитель – журналист и гражданский муж Притулы Павел Шеремет. От взрыва бомбы, расположенной под днищем автомобиля он погиб на месте. Как заявили в полке "Азов", журналист в то утро ехал освещать их акцию протеста. 

Уже 22 июля, спустя двое суток после инцидента, генпрокурор Юрий Луценко заявил, что лица людей, совершавших закладку бомбы, попали на видеозаписи уличных камер. В частности, генпрокурор сообщил, что "убийца был не один, и часть этой группы мы уже видим на видео", но фотороботы подозреваемых не публиковались. 

На брифинге в Чернигове, спустя 5 дней после инцидента, Луценко заявил, что фотороботы подозреваемых появятся, когда в генпрокуратуре "будут готовы к публичной части", и что любая утечка "только вредит" самому расследованию.

В августе 2016 в сеть "слили" видео с камер наблюдения, на которых можно разглядеть лица закладчиков бомбы. В том же месяце глава Нацполиции Хатия Деканоидзе заявила о продолжительной рутинной работе, отсутствии "прорывов" в расследовании и отметила, что выступает "категорически против того, чтобы о деталях, которые есть в расследовании, говорил кто бы то ни был". 

2017: Серия резонансных и похожих убийств

В конце 2016 решением Кабмина Хатия Деканоидзе была уволена с должности главы Нацполиции, на ее место был назначен Сергей Князев. В начале 2017 министр внутренних дел Арсен Аваков отметил,  что только правоохранители могут обнародовать факты о ходе расследования убийства.

"На следующей неделе состоится брифинг министра и руководителей следственной группы по ходу расследования. Никто другой не владеет результатами следствия и не уполномочен следствием к обнародованию фактов и итогов этого расследования", – написал Аваков, отвечая на вопросы пользователей на своей странице в Facebook. На анонсированном брифинге общественности сообщили, что автомобиль был взорван противопехотной миной направленного действия МОН-50, закрепленной с помощью магнитов под днище авто. Тогда же МВД опубликовало видеозаписи, на которых хорошо видны лица вероятных подозреваемых в убийстве журналиста.

Новый глава Нацполиции Сергей Князев в мае 2017 заявил, что "следствие еще не вышло на финишную прямую", и допустил, что в расследовании могли быть допущены ошибки. Почти спустя неделю генпрокурор Юрий Луценко сообщил прессе, что упущено важное видео с камер наблюдения. 

А в 2017 году в Украине произошла целая серия резонансных убийств. В марте в Киеве расстреляли экс-депутата госдумы РФ Дениса Вороненкова. Советник Арсена Авакова Антон Геращенко поставил это убийство в один ряд с подрывом машины Павла Шеремета, заявив, что целью киллера было "запугивание россиян, которые попытаются сбежать из РФ". Кроме того, в 2017 произошла серия убийств, которые по способу исполнения напоминали убийство Шеремета: в Мариуполе подорвали авто полковника СБУ Александра Хаберюша, 27 июня в Соломенском районе Киева подорвали сотрудника Главного управления контрразведки Минобороны Максима Шаповала, в сентябре на Бессарабке в Киеве взорвали автомобиль добровольца Тимура Махаури.

В сентябре 2017 суд засекретил дело об убийстве Шеремета по ходатайству следователей.

2018: Продолжение уже секретного расследования

В феврале 2018 Президент Украины Петр Порошенко заявил, что "готов делать все необходимое для прозрачности и эффективности процесса расследования резонансного убийства". Во вторую годовщину подрыва автомобиля, 20 июля 2018 в Генпрокуратуре заявили о проведении множества следственных действий, в том числе, с привлечением ФБР.

"На данном этапе отрабатывается четыре основных версии относительно мотивов совершения убийства Павла Шеремета: профессиональная журналистская деятельность, личные неприязненные отношения, дестабилизация обстановки в Украине и ошибка объектом (взорванный автомобиль принадлежал Елене Притуле)", – написал спикер генпрокуратуры Андрей Лысенко и добавил, что к расследованию привлекались специалисты ФБР. Спустя 2 недели после этого сообщения стало известно, что следователи Генеральной прокуратуры не увидели в управляемом подрыве автомобиля в центре Киева признаков террористического акта.

Объем взрывчатки (350-700 граммов в тротилловом эквиваленте) не посчитали достаточным для поражения многих целей, а характер крепления бомбы указывал на ее направленный характер поражения: "Способ крепления устройства, направленность взрывной волны и ее поражающих элементов исключительно в салон автомобиля (само сиденье водителя) исключают возможность поражения других лиц", – говорится в пояснениях.

В конце 2018 в генпрокуратуре признали, что правоохранительная система "пока не дала результатов". В то же время генпрокурор призвал "не ожидать чудес в отдельно взятой стране"

2019: Что могут рассказать в Генпрокуратуре в третью годовщину теракта

25 мая 2019 генеральный прокурор меняет прогноз на оптимистичный и сообщает в интервью Лиге о серьезном прогрессе в деле.

"На прошлой неделе я провел заслушивание этого дела. У нас есть серьезный прогресс. Мы видим определенных лиц. Когда произойдут определенные процессуальные действия, я скажу об этом. Но я очень доволен результатом, который получила Нацполиция и прокуроры. Больше ничего сказать не мог", – сообщил Луценко.

20 июля 209 – третья годовщина подрыва автомобиля Павла Шеремета. Имена убийц и заказчиков до сих пор неизвестны, а заявления об успехе пока, к сожалению, остаются только заявлениями. Мы обратились в ГПУ с запросом, в которых просили раскрыть важные вопросы, которые могли бы внести ясность, как продвигается расследование сейчас. В частности, нас интересовало, установлены ли подозреваемые в деле, какие версии и мотивы рассматриваются, и как в ГПУ относятся к сомнениям ряда организаций в качестве следствия.

В ответе на запрос нам напомнили, что определяющим для публичной информации является то, что она должна быть "заранее готовым, зафиксированным продуктом, полученным или созданным субъектом властных полномочий в процессе выполнения своих обязательств", и о том, что "закон не предусматривает предоставление пояснений и комментариев, в т.ч. по вопросам оценки действиям третьих лиц с учетом конкретных обстоятельств".

В информации о ходе следствия нам отказали, ссылаясь на всю ту же тайну следствия, отметив, что ведомости "могут быть разглашены лишь с письменного разрешения следователя и прокурора". Такого разрешения, судя по всему,  дано не было.

Нам повторили ранее озвученную информацию о том, что взрыв классифицируется как "умышленное убийство с признаками уголовного производства, предусмотренного п.5.ч.2.ст.115 УК Украины". Данная классификация, согласно УК обозначает "Умышленное убийство, совершенное способом, опасным для жизни многих лиц".

Тем не менее, в ГПУ нам раскрыли вероятные мотивы убийц, среди которых, (несмотря на заявленное сужение круга подозреваемых в десятки раз) все те же, звучавшие в первые месяцы после убийства версии:

  • Профессиональная деятельность потерпевшего за пределами Украины и в Украине;
  • Дестабилизация ситуации в стране;
  • Конфликтные ситуации в личной жизни потерпевшего;
  • Ошибка в объекте преступления.

Также нам сообщили, что "ход досудебного расследования продолжается", и пребывает "на постоянном контроле Генерального прокурора Украины".

Более полной информации нам не предоставили, ссылаясь на то, что запрашиваемая информация относится к информации с ограниченным доступом. 


Источник: Сегодня

Категории: Новости Киева Новости Мариуполя Новости Хмельницком Новости Чернигова

20.07.2019 09:33