Адаптация детей к школе


В возрасте 6-7 лет дошкольник становится первоклассником. Поступление в школу психологически тяжелый процесс, как для ребёнка, так и для его родителей. Многие дети приходят в школу после детского сада. Из такой понятной, комфортной и знакомой среды он попадает в атмосферу четко контролируемой дисциплины, нового коллектива и незнакомых преподавателей. Естественно, такая ситуация сказывается на его эмоционально-психологическом состоянии.

Школа – это новый этап развития детей. Место, где они познают себя, окружающий мир, учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Поход в школу это нечто новое, как для детей, так и для их родителей. Важно правильно подготовиться к этому событию.

Первого сентября дети идут в школу, как на праздник. У каждого новая форма, тетради, портфель. Однако после столь яркого события начинаются, так сказать, трудовые будни, которые сталкивают детей и их родителей с суровой реальностью.

Первой проблемой, встающей на пути у первоклассника, является его адаптация к школе, классу, учебному процессу. Новые люди вокруг, непривычная форма взаимодействия со взрослыми, поток знаний и требований приводят к тому, что в первые дни ребенок может сильно уставать, быть раздражительным и капризным.


Как помочь адаптироваться к школе

В это время важно организовать жизнедеятельность первоклассника таким образом, чтобы избежать дополнительных стрессов:

  • Выработать четкий режим сна и бодрствования.
  • Приучать малыша собирать портфель и все необходимое в школе с вечера.
  • Ограничить просмотры телевизора и компьютерные игры.
  • Продолжайте, как и прежде совершать совместные ритуалы: вечерние совместные игры или чтение детской литературы на ночь.
  • Отдайте предпочтение успокаивающей деятельности: лепите, играйте с водой, кинетическим песком, крупами, чаще бывайте на свежем воздухе, на природе. Это поможет разгрузить психику ребенка.
  • Также в период повышенных эмоциональных, умственных и физических нагрузок не стоит забывать о необходимости обеспечить организм первоклассника необходимым количеством витаминов. Сироп Cogivis содержит сбалансированное количество аминокислот и витамина B6: эти компоненты очень важны для умственной деятельности в детском возрасте , когда происходит развитие нервной системы. Когивис обеспечивает клетки мозга энергией и обладает мощным антистрессорным эффектом. Он действует комплексно, поддерживая нервную систему и нивелируя последствия психофизических нагрузок и переутомления.

Когда первый этап – этап адаптации к школе пройден, важно понять, что это лишь начало трудного пути и родителям не стоит в этот момент расслабляться и пускать все на самотек. Нужно продолжать сотрудничать с детьми, направлять их, слушать и слышать. Родитель должен выступать не в качестве цербера, а в качестве помощника. Не ругайте первоклассника за его неудачи, акцентируйте внимание на его успехах. Такое поведение взрослого придаст уверенность малышу и желание и дальше познавать окружающий мир. В противном же случае у него будет проявлять неуверенность в себе, а оттуда и нежелание посещать школу.

В обязанность взрослого входит обучение ребенка выполнять домашнее задание. Важно подготовить малышу его рабочее место, а также научить ребенка самому поэтапно делать уроки. Следите за временем, необходимым первокласснику на подготовку, не стоит слишком затягивать этот процесс, и тем более совмещать его с другой, отвлекающей его деятельностью. Задача взрослого на этом этапе – научить малыша правильно распределять свое время, помогать и направлять.

Важно ежедневно разговаривать с малышом, обсуждать его школьную жизнь, его взаимодействие со сверстниками, с кем познакомился, с кем возник конфликт, чем кормили в школе, чем занимались на переменах. Надо дать понять ребенку, что вам интересны все аспекты его жизни. Не стоит акцентировать внимание только на занятиях. Ведь школа, это, прежде всего, уменьшенная модель социума. Чем больше вы общаетесь с ним и понимаете его отношение к школе, тем спокойнее вы сами. Как известно, дети очень чутко перенимают настроение взрослого, поэтому спокойствие ребенка начинается со спокойствия родителей.

Сколько длится процесс адаптации?

Адаптация к школе это очень серьезный процесс, на который родителям первоклассника стоит обратить особое внимание. По мнению психологов нужно учитывать тот фактор, что в этом возрасте у детей еще не до конца сформирована личность, которая способна подчиняться правилам и требованиям. В это время ему нужно повышенное внимание родных и возможность в любой момент получить от них поддержку или совет.

В силу разных характеров и обстоятельств, у каждого из детей этот период проходит по-своему. Время адаптации также значительно отличается. У некоторых детей это занимает две недели, а есть дети, которые адаптируются к школе несколько месяцев. Здесь нужно учитывать особенности учебного заведения, уровень подготовки малыша, степень сложности образовательной программы и конечно саму индивидуальность первоклассника.

Адаптация разделена на несколько этапов

Острая адаптация - это самый тяжелый период, который длится первые 2 недели. В это время многие первоклассники начинают болеть, поскольку их организм на любые новые воздействия отвечает напряжением во всех системах.

Когда организм ребенка находит более понятные варианты пребывания в новых условиях, то начинается период неустойчивого приспособления.

Завершающий этап адаптации наступает, когда организм ребенка начинает уже устойчиво относиться к нагрузкам.

Важно помнить, что главное в период адаптации первоклассника к школе это поддержка родителей, корректное поведение учителей и профессиональная помощь детского психолога. Все это окажет неоценимую помощь детям и один из тяжёлых периодов пройдет намного легче.


25.01.2019 16:22