Азовский кризис в очередной раз расколол Европейский союз минимум на три лагеря
После прямой российской военной агрессии против украинских ВМС в Черном море прошло две недели, а единой жесткой позиции Запада, не говоря уже о конкретных действиях, мы так и не увидели. Оценивая последние заявления европейских и американских лидеров можно с уверенностью сказать, что двигателем такого жесткого ответа России являются именно Соединенные Штаты. По информации CNN, Вашингтон рассматривает возможность отправки военного корабля в Черное море, призывая ЕС отказаться от "Северного потока-2", заблокировать корабли, бывающие в Крыму или российских портах на Азове, а также усилить антироссийские санкции в целом. Но российская военная агрессия в Черном море, похоже, еще больше расколола и без того "шатающийся" Евросоюз. Там не просто нет единого мнения по ужесточению санкций против Москвы за уже неприкрытую военную агрессию против Украины на море, но и звучат предложения о послаблении санкций.
Сегодня на заседании в Брюсселе министры иностранных дел стран-членов ЕС, куда приглашен и Павел Климкин, обсудят "последние события в Украине". Именно такая формулировка записана в повестке дня встречи на сайте Совета ЕС. Хотя ни для кого не секрет, что речь пойдет о российской военной агрессии в Черном море 25 ноября. От своих европейских партнеров мы ожидаем жестких и решительных действий по отношению к России, в том числе и принятия дополнительного, так называемого "азовского пакета" санкций. Но в ответ вот уже как две недели мы слышим заявления о необходимости решения "очередного витка противостояния дипломатическим путем".
"В настоящий момент, я полагаю, будет неправильно говорить о новых санкциях, потому что прилагаются усилия снизить напряженность. Я не вижу консенсуса в ЕС для новых санкций", – заявил министр иностранных дел Германии Хайко Маас в пятницу, пребывая с визитом в Португалии.
Его австрийская коллега Карин Кнайсль также в пятницу на полях ежегодной конференции Восточного партнерства в Вене, отвечая на вопросы корреспондента сайта "Сегодня", и вовсе сказала, что "нужно еще выяснить все элементы того, кто, как и когда что сделал (в Черном море 25 ноября – Авт.)". На наш уточняющий вопрос о дополнительных санкциях против России, и поддержит ли такое решение Австрия, Карин Кнайсль от ответа ушла: "Спустя 48 часов после произошедшего (после агрессии РФ в Черном море – Авт.) я сказала, что все еще нужно прояснить. Как вы знаете, такие решения в ЕС принимаются консенсусом среди 28 стран-членов. Поэтому, тут будет решать не только одна Австрия".
На министерской конференции ОБСЕ в Милане на прошлой неделе министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто стал единственным среди своих европейских коллег, который в своей вступительной речи о российской военной агрессии в Черном море не сказал ни слова. На двусторонней встрече с Сийярто там же в Милане Климкин призвал Будапешт присоединиться к действиям международного сообщества по сдерживанию российского агрессора.
Но мы же прекрасно видим и понимаем, какую политику по отношению к России на сегодняшний день проводит Венгрия.
В интервью итальянскому изданию Corriere Della Sera Петр Порошенко заявил, что "те, кто в Европе слепо флиртует и танцует с Путиным (министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль летом у себя на свадьбе танцевала с Владимиром Путиным, который там был специально приглашенным гостем – Авт.) служат только для того, чтобы спровоцировать новую атаку на порядок, свободу и фундаментальные ценности европейской демократии".
Единым фронтом на защиту Украины стали Польша, Литва, Латвия и Эстония. Министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович на министерской встрече ОБСЕ в Милане прямо обвинил российские ВМС в нападении на украинские военные корабли. "Теперь Россия не может говорить, что она не является стороной конфликта. Теперь они не могут спрятаться за какими-то "зелеными человечками". Объяснение России, что она должна защищать критически важный объект инфраструктуры, а именно незаконно построенный мост к незаконно аннексированному Крыму, – это несерьезно", – заявил Яцек Чапутович.
А официальный Вильнюс первым ввел персональные санкции против ответственных за военную агрессию в Черном море россиян, запретив им въезд и ведение экономической деятельности в Литве. "Мы ввели национальные санкции против 20 российских лиц, которые лично участвовали в этих военных действиях против служащих ВМС Украины, а также их руководителей и командиров. Это также является непосредственным призывом к остальным (странам-членам ЕС – Авт.), которые также думают о таких мерах (введении санкций – Авт.) – я знаю об этом", – заявил министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс в пятницу во время визита в Украину.
Судьба новых санкций, как и продолжение уже имеющихся, будет решаться на заседании Совета ЕС в Брюсселе 13-14 октября. Сегодняшнюю же встречу на уровне министров иностранных дел можно считать подготовительной. Но и без предварительных обсуждений и обменов мнениями очевидно, что новый "азовский пакет" санкций Евросоюз вряд ли утвердит. Максимум, на что могут согласиться лидеры ЕС, так это на персональные санкции.
Азовский кризис в очередной раз расколол Европейский союз минимум на три лагеря: откровенных симпатиков и противников Кремля, а также тех, кто просто плывет по течению. В принципе, ничего нового мы не увидели, за исключением того, что происходит все это на пятый год войны России против Украины. За это время нерешительный Евросоюз должен был ужа определиться, что для него важнее: принципы либерального демократического порядка, на которых, собственно, и строился ЕС, или банальная дружба ради денег с Россией. Но прямо тактичные европейские политики и дипломаты этого никогда не скажут, продолжая игру на три лагеря. А украинские политики из так называемой оппозиции, разъезжая по Америке и странам Евросоюза, и критикуя введенное в Украине военное положение, мол, президент все это сделал только ради предвыборного пиара, лишь усиливают раскол внутри и без того неединого Запада.
В одном из своих последних блогов директор Центра "Нова Європа" Алена Гетьманчук верно подметила, что главным проигрышем после почти пяти лет бесчинств со стороны Путина является то, что в ЕС правят политические силы, представители которых на встречах с украинскими чиновниками открыто заявляют: "Мы – пророссийская партия". "Дружба с Путиным не стала проказой. Она до сих пор остается для многих предметом гордости", – пишет Алена Гетьманчук.
Единственное внятное предложение, которое прозвучало от Германии – страны-участницы Нормандского формата, – расширить мандат мониторинговой ОБСЕ на Азовское море и Керченский пролив. Но Россия его тут же отвергла, назвав идею бесперспективной. По мнению главы российского МИДа Сергея Лаврова, ОБСЕ имеет конкретный мандат, который распространяется на всю сухопутную территории Украины. "Никаких наблюдений, никаких посредников ни в Азовском море, ни в Керченском проливе не требуется", – считает Лавров.
А так как все решения в ОБСЕ, куда входит и Россия, принимаются консенсусом, не сложно предположить, кто заблокирует идею расширения мандата мониторинговой миссии.Более решительную позицию занимают Соединенные Штаты. Стоит напомнить, что именно из-за агрессии ФСБ РФ вблизи Керченского пролива Дональд Трамп отменил переговоры с Владимиром Путиным на саммите G20 в Аргентине. Правда, и тут не все было так однозначно. Весь мир следил за "твитами" Трампа, когда он сначала подтвердил встречу с Путиным, потом отложил, пока Россия не отпустит 24 украинских военнопленных моряка и три захваченных корабля, но, в конце концов, все же поговорил с президентом РФ в Буэнос-Айресе, как любят говорить русские, "на ногах".
На министерской встрече ОБСЕ в Милане глава американской делегации Уэcc Митчел упрекнул некоторых европейских политиков, которые выдвигают претензии за произошедшее 25 ноября обеим сторонам (как это сделали Словакия и, к примеру, Австрия – Авт.). "Россия обвинила украинских моряков в незаконном пересечении границы РФ. Это обвинение поражает, ведь Крым – это Украина. По сути РФ обвиняет украинских моряков в пересечении украинской границы. Украина даже не открывала огонь. Это не та ситуация, когда можно обвинять две стороны. Виновата одна сторона, и это – Россия", – заявил Уэсс Митчел.
Почти сразу после прямой военной агрессии России в Черном море в Госдепе заявили, что для ЕС инцидент в районе Керченского пролива должен быть достаточной причиной для отказа от "Северного потока-2". Также CNN со ссылкой на официальные лица сообщил, что Вашингтон рассматривает возможность отправки своего военного корабля в Черное море. На что сразу же отреагировала Москва, сказав, что американским военным кораблям в Черном море делать нечего.
"Американское военное присутствие может лишь усилить, и точно усилит, напряженность в регионе, даже с учетом того, что носит лишь символический характер. Формально никаких препятствий для захода американских судов в Черное море нет, если порядок будет соблюден. Корабли нечерноморских государств в мирное время могут находиться в Черном море не более 21 дня. Но военным кораблям США нечего делать в Черном море ни 21 день, ни меньше", – заявил глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев.
Так что же остается? Чем Запад может ответить России на ее уже неприкрытую военную агрессию против Украины в Черном море 25 ноября? Преемница канцлера Германии Ангелы Меркель на посту главы ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр (в пятницу на съезде ХДС в Гамбурге за нее проголосовало большинство делегатов; до этого Карренбауэр была премьер-министром немецкой земли Саар, а последний год занимала пост генерального секретаря ХДС) предложила блокировать проход российских судов в порты ЕС и США. В Госдепе ее идею поддержали. "Это – та идея, которую западным государствам следует обсудить", – заявил заместитель помощника госсекретаря США Джордж Кент.
Правда, стоит напомнить, что Аннегрет Крамп-Карренбауэр в понедельник также заявила, что "отказаться от "Северного потока-2" было бы слишком радикальным шагом, но Берлин мог бы уменьшить объемы поставляемого газа" по этому трубопроводу. Хотя Хайко Маас о "Северном потоке-2" высказался куда интереснее. Министр иностранных дел Германии заявил, что участие Берлина в этом российском проекте "помогает отстаивать интересы Украины".
По словам бывшего посла США в Украине Стивена Пайфера, российская атака на украинские корабли 25 ноября стала своего рода тестом не только для Украины, чтобы проверить нашу реакцию, но и для Запада – как он ответит. И Запад с треском провалил этот тест. По словам Пайфера, США и Евросоюзу нужно срочно ужесточать санкции против России. В ход, по словам американского эксперта, может пойти предложение преемницы Меркель блокировать проход российских судов в порты ЕС и США, как и проход американских и европейских судов в российские порты в Азовском и Черном морях. Санкционировать, по мнению Стивена Пайфера, можно и целевые российские государственные банки и полугосударственные компании, заморозив строительство "Северного потока-2".
"Если Запад не предпримет никаких действий, он должен быть готовым к тому, что Москва будет рассматривать Азовское море, как виртуальное русское озеро. В таком случае стоит подумать, какие еще шаги предпримет ободренная Москва в своем конфликте с Украиной и гибридной кампании против Запада", – пишет в своей статье "Битва за Азов: раунд первый в пользу России" Стивен Пайфер.
Украинские эксперты уже давно говорят, что строительство моста через Керченский пролив стало поводом для расширения Кремлем перечня заданий не только для Черноморского флота, но и Воздушно-космических сил, Росгвардии, ФСБ, и разведывательных организаций РФ. То есть, теперь любую свою военную активность в Черном и Азовском морях Россия сможет прикрыть "необходимостью" защиты стратегически важной морской инфраструктуры. То же самое касается "Северного потока-2" в Балтийском море, и "Турецкого потока" в Черном море. Поэтому, по словам президента Центра глобалистика "Стратегия XXI" Михаила Гончара, Германии нужно отказаться от "Северного потока-2", чтобы не дать России взять под контроль еще и Балтийское море.
Источник: Сегодня
Категории: Новости Керчи Новости Черноморского
10.12.2018 08:53