Взрывы боеприпасов на артскладах: почему ущерб можно оценить в миллиарды долларов

Взрывы боеприпасов на артскладах: почему ущерб можно оценить в миллиарды долларов

Эксперты по-разному подходят в подсчетах убытков, но констатируют, что сумма ущерба – огромная

На сегодняшний день по ряду причин невозможно точно установить, сколько именно снарядов было уничтожено на украинских военных складах за последние годы в результате хаотичных взрывов и пожаров, поэтому оценка общей суммы потерь в несколько миллиардов долларов может не соответствовать действительности.

Об этом сайту "Сегодня" рассказал военный эксперт Михаил Жирохов, комментируя прозвучавшие ранее неофициальные оценки ущерба.

"Очень сложно оценивать, например, то оружие, которое находилось под Ичней Черниговской области и которое готовилось на утилизацию, а также считать его в килограммах – не совсем корректно и неправильно. В целом можно сказать, что общий ущерб – действительно, достаточно большой. Но стоит учесть, что это оружие нам досталось фактически бесплатно после распада СССР. Вот если бы мы покупали некоторые образцы, скажем, снарядов, и они взорвались бы, тогда можно было бы говорить о том, что государству нанесен какой-то конкретный материальный ущерб. Но подсчитывать общий ущерб от всех взрывов – брать цифры просто с потолка. Например, если брать килограмм уничтоженных боеприпасов в результате взрывов на артскладах, то это явно не $100. Даже если бы они предназначались для утилизации, то это – $300-400, а не как ни $100. При таких оценках просто сводятся и стрелковое оружие, и снаряды для реактивных систем, и обычные снаряды. С военной точки зрения делать это – профанация", – пояснил эксперт.    

При этом, по его словам, точных сумм ущерба в результате уничтожения боеприпасов в результате предыдущих пожаров на военных складах и после ЧП в Ичне никто официально называть не будет из-за военной тайны.

"Это полностью секретные данные, относящиеся к государственной тайне. То, сколько тысяч тонн вооружения находится на складах – это засекреченная информация, и ее разглашение подпадает под уголовную статью. То есть цифры, например, которыми оперируют [министр обороны Степан] Полторак, генпрокурор [Юрий Луценко], очень далеки от правды", – добавил эксперт.

В свою очередь, как сообщил сайту "Сегодня" военный эксперт Олег Жданов, сейчас не то время, когда что-то можно было бы скрывать от общественности, и если брать усредненные подсчеты, действительно, можно установить приблизительно, на какую сумму Украина потеряла боеприпасов из-за инцидентов на военных складах.

"Сумма в несколько миллиардов долларов – это очень приблизительная оценка, если брать среднюю цену боеприпасов. Но если сослаться на нардепа Сергея Пашинского, председателя комитета Рады по нацбезопасности и обороне, убыток оценивается в около $1 млрд. Думаю, умножив эту цифру на два или на три, это и будет соответствовать действительности. Но судя по тому, что нам постоянно говорит Минобороны, меняя все время цифры по суммам убытков (то в гривнах, то в долларах), называя число уничтоженных боеприпасов то в 100 тыс. тонн, то в 80 тыс. тонн, я понимаю, что даже в Министерстве обороны не имеют представления, сколько реально лежит боеприпасов на складах, какого они типа и сколько реально сгорело. Военные не проводили комплексную полную ревизию с открыванием ящиков и перекладыванием всех существующих штабелей, которые хранятся на этих складах. В принципе, усредненный подход используется для дачи общей оценки или предварительных результатов, когда мы знаем, что средняя цена 1 кг типового боеприпаса стоит примерно $100. Экономисты его еще называют "условный боеприпас". И если, скажем, взорвалось 100 тыс. тонн, то убыток тогда составит $10 млн", – подчеркнул эксперт.

Комментируя фактор военной тайны при обнародовании данных об ущербе, Жданов отметил, что, во-первых, в Украине все равно должен быть институт гражданского контроля и мониторинг ситуации со стороны общественности, подсчеты потерь и т.д.

"А во-вторых, на сегодня вообще не представляет сложным подсчитать, например, какой должен быть боезапас у страны. Потому что все знают порядок эшелонирования боеприпасов – сколько на каждое оружие должно храниться боеприпасов. Соответственно, зная боевой и численный состав вооруженных сил, это все элементарно считается. Это – общеизвестные формы подсчета. И, допустим, противник садится, ведя соответствующие подсчеты, устанавливая, что конкретно в такой-то стране при количестве 1,5 тыс. стволов артиллерии на складах должно хранится, допустим, 1,5 млн тонн боеприпасов. А дальше идет разбрасывание по базам и уровням: стратегические, оперативные, тактические и так далее", – пояснил он.

Ранее в группе "Информационное сопротивление" оценивали возможный ущерб от уничтожения снарядов в результате пожаров на украинских военных складах от сотен миллионов гривен до $2 млрд.

Как сообщалось, в ночь на вторник 9 октября около поселка Дружба в Черниговской области прогремели взрывы на 6-м военном арсенале Минобороны Украины.

После ЧП министр обороны Степан Полторак заявил, что на момент подрыва склады были заполнены наполовину, а также информировал, что огнем было охвачено около трети  арсенала.

Подробнее о ситуации в Черниговской области, читайте на сайте "Сегодня" в материале "Взрывы на арсенале под Ичней: все подробности онлайн".

Также мы писали, что за последние 15 лет в Украине горели и взрывались шесть складов с боеприпасами, где-то даже и не раз.



Источник: Сегодня

Категории: Новости Сум Новости Чернигова

11.10.2018 17:30