Чего стоить ждать от встречи Трампа с Путиным

Чего стоить ждать от встречи Трампа с Путиным

Критики президента США Дональда Трампа часто обвиняют его в непредсказуемости. Возможно, в этом они правы, но ему точно нельзя поставить в вину непоследовательность. Уже скоро как два года, еще со времен избирательной кампании, он говорит о необходимости личной встречи с Путиным. То, что они уже виделись в рамках многосторонних мероприятий, и регулярно разговаривают по телефону дела не меняет. Речь идет о полновесной двусторонней встрече на глазах у всего мира, в том числе специального прокурора Мюллера и тех СМИ, которые Трамп называет "fake news".  О возможности ее проведения в США заговорили сразу же после встречи с Ким Чен Ыном, которую Трамп считает чрезвычайно успешной.

45-й президент последователен в том, что уже обратил свое личное и пристальное внимание по очереди на все страны, упомянутые в стратегических документах США, как соперники или враги – Китай, Северную Корею и Иран. Настал черед и России. Еще одна характерная черта, присущая Трампу и ставшая "лицом" его президентства, – это полное игнорирование традиций, азбучных истин теории и практики современных международных отношений. Само собой, что Дональд Трамп если и выслушивает мнение своих советников и экспертов, то очень часто не следует их рекомендациям. Так было, к примеру, когда он поздравил Путина с очередной победой на выборах, которые были весьма далеки от норм демократии, а в Крыму – противозаконны. Тактика Трампа достаточно проста: попытаться решительным и неожиданным действием выбить соперника из "зоны комфорта", максимально отодвинуть границы "дипломатического коридора", обусловленного существующими договоренностями и писаными (или неписанными) правилами, перевести борьбу "из стойки в партер" с сохранением своей инициативы и преимущества, и попробовать "додавить", не давая времени на передышку. С Северной Кореей получилось лучше, чем с Китаем, Иран пока пытается осознать что же все таки происходит с соглашением 5+1, а вот с Россией позиционное противостояние привело к сильнейшему напряжению, которое пока не имело решительной развязки.

Есть все основания полагать, что если бы не расследование связей команды Трампа с россиянами и не доклад спецслужб США о вмешательстве Кремля в американские выборы, встреча лидеров США и России уже состоялась бы. Во многом развитие событий усложнилось принятием пакета санкционных законов, которые Администрация США просто вынуждена выполнять, взаимной высылкой дипломатов, арестом собственности, прямым вооруженным столкновением в Сирии. Надо отдать должное и Путину. Его навязчивое стремление к переделу мира, в котором он видит не только путь к увековечиванию "величия" России, но "справедливый" ответ обманувшему Россию Западу, оказалось сильнее желания побряцать оружием. Он настойчиво и весьма миролюбиво (если не считать мультиков с ракетами) призывал США к диалогу, даже "семерку" пригласил в Москву. Кроме того, системная работа Кремля и его сторонников в Европе по расколу Запада совпала с желанием Трампа показать союзникам, что "Америка -прежде всего". В результате лидеры Германии и Франции поехали на восток, Австрия приняла Путина, Италия громко заговорила о необходимости отмены санкций, а "семерка" сначала едва не стала снова "восьмеркой", а потом – "шестеркой". По самым последним сообщениям из Вашингтона, Трамп дал прямое указание своим помощникам готовить саммит с Путиным, а Путин, в свою очередь, попросил канцлера Себастьяна Курца организовать такую встречу на австрийской земле. Не исключено, что саммит Трампа и Путина состоится уже в июле, перед саммитом НАТО, что, разумеется, станет еще одним вопиющим нарушением негласных союзнических традиций.

Возможно, это чистое совпадение, но буквально с разницей в один день в начале июня в американских и российских источниках появились публикации, авторитетные авторы которых утверждают, что концептуальное мироощущение лидеров США и России в современном мире может быть охарактеризовано, как "стратегическое одиночество". Трудно отрицать, что и Вашингтон, и Москва видят себя в центре новой системы международных отношений, формирующейся на наших глазах, и способны принимать неординарные решения, чтобы достичь поставленной цели. Очевидно и то, что, по мнению лидеров двух стран, и США, и Россия заслуживают не просто учета их интересов, но практического их воплощения третьими сторонами, нравится это кому-то или нет. При этом в Вашингтоне не без оснований полагают, что России нечего предложить миру, кроме углеводородов и оружия, и поэтому она более уязвима, чем США – экономическая и военная сверхдержава. Москва может ответить только одним – действиями, направленными на раскол между США и их союзниками (пример – "Северный поток-2", который попадает под санкционное законодательство США и вполне может касаться европейских компаний), и созданием проблем повсюду, где это возможно (Сирия, Иран, Ирак). Кто лучше тренировался и подошел к поединку в оптимальной форме, станет ясно, лишь когда два одиночества встретятся.

Разумеется, в Украине подобные новости должны вызывать озабоченность. Вашингтонские инсайдеры утверждают, что переубедить Трампа отказаться от затеи со встречей с Путиным невозможно. Те, кто поддерживают идею саммита  (а есть и такие), рассуждают примерно так: Обама не встречался с Путиным – чем это помогло США? Что США могут потерять в результате встречи? А если действительно удастся договориться, как это произошло с Ким Чен Ыном? Даже категорический отрицательный ответ ближайших союзников, прозвучавший в ответ на предположение Трампа о возврате России в "семерку", не изменил позицию хозяина Белого дома, и он снова повторил ее, уже после саммита.

Очевидно, что внешними усилиями Трампа не остановить. Его видение мира, в котором никто и ничто не может сравниться с Америкой по экономической и военной мощи, и в котором США никому ничего не должны, не предусматривает учета внешних факторов. Только внутренняя политика может повлиять на его решения, но и там наблюдаются серьезные проблемы. Демократы все еще не нашли себе харизматичного лидера, способного повести за собой партию и аргументированно критиковать политику нынешней администрации. Республиканцы же накануне промежуточных выборов в Конгресс очень неплохо выглядят на местных праймериз, когда заявляют, что они "партия Дональда Трампа". Дело дошло до того, что в стане республиканцев стали вслух говорить о своеобразном культе личности столь неординарного президента. Старые, преданные республиканской идее члены "партии Рейгана" уходят с политической арены. Более молодые намного меньше внимания обращают на историю вопроса и значительно больше – на realpolitik сегодняшнего дня. А реалии таковы, что экономика США находится в отличном состоянии, весьма значительному числу американцев нравится их необычный президент, а тот факт, что его внешнеполитические решения могут иметь весьма негативные для США последствия в уже в среднесрочной перспективе волнует только интеллектуалов. Внешняя политика никогда не была тем фактором, который определял результаты выборов, особенно  – в Конгресс.

Если Трамп решительно настроен на встречу с Путиным, следует попытаться использовать эту возможность, особенно с учетом тотальной неэффективности "нормандского формата", в котором сложившийся ранее баланс сил по формуле 3-1 скоро может обернуться не в нашу пользу. Ведь удалось же Катару в конфликте с Саудовской Аравией изменить мнение Вашингтона, который изначально поддерживал саудитов, на противоположное. Для этого, конечно, нужны решительные и комплексные меры, системная работа по формированию общественного мнения. Болтон и Помпео, вне всяких сомнений, отлично понимают, что такое путинская Россия. Несложно прогнозировать, что Путин может захотеть значительно большего, чем США готовы ему предложить, и встреча окончится фиаско. По неписанному правилу внешней политики любые экспромты тщательно готовят заранее, и стороны, как правило, заранее информируют друг друга о своем видении ожидаемых результатов. Однако Трамп сломал и это правило – его поведение во время практически всех последних встреч является импульсивным и непредсказуемым. В то же время для Путина на данном этапе очень важным результатом станет сам факт саммита, который "конвенциональные" европейцы и российский "потребитель" воспримут как знак нормализации отношений с США, а значит – очередную "победу" Москвы в противостоянии с Западом. Крайне маловероятно, что американо-российский саммит приведет к отмене санкций (для этого у Трампа просто нет полномочий), однако он вполне способен обострить ситуацию в рамках НАТО, ведь именно Североатлантический альянс рассматривается в Москве как главная угроза безопасности РФ.

Встреча Трамп-Путин, проведенная без согласования коллективной позиции членов Альянса по Украине, Сирии, Ирану и другим ключевым вопросам международной безопасности может значительно усложнить и без того непростую ситуацию, сложившуюся после жесткого требования США о выделении каждой из стран блока 2% ВВП на оборону, необходимости размещения новых контингентов сил реагирования в Восточной Европе, а также решения Турции о приобретении С-400 и совместном производстве С-500 с РФ.

Трамп вряд ли разбирается в тонкостях противоракетной обороны, однако он точно знает, что содержать войска за границей – очень накладно, значительно дешевле решать конфликты через договоренности. В нашем случае можно либо добиваться уступок от РФ, либо требовать каких-то шагов от Украины. Очень важно не допустить смещения акцентов. Конгресс нам в помощь.



Источник: Сегодня

18.06.2018 14:37