Бензин и дизтопливо могут подорожать сразу на 5 гривен за литр из-за квот

Бензин и дизтопливо могут подорожать сразу на 5 гривен за литр из-за квот

Власти рассматривают идею введения 30% пошлин на импортные нефтепродукты

В Украине могут подорожать бензин и дизтопливо, хотя наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) постепенно наращивают их выпуск. Причина — возможное введение с 1 мая квот на его импорт для защиты отечественного производителя в объемах не более 50% рынка для топлива из РФ и Беларуси и 30% — для остальных зарубежных поставщиков.

Все, что сверх квоты, будет облагаться пошлиной в размере 30% стоимости топлива (без акцизов), что приведет к его удорожанию до плюс 5 грн/л. Напомним: сейчас Украина импортирует около 80% нефтепродуктов, в том числе 54% бензина (доля Беларуси составляет 40%, ЕС — 14%) и 85% ДТ (32% из Беларуси, 42% из РФ и 11% — из ЕС).

Очевидно, что если квоты введут (сейчас это предложение на рассмотрении в межведомственной комиссии при Кабмине), то, по словам экспертов топливного рынка, это приведет к дефициту прежде всего дизтоплива, используемого для грузоперевозок и в агросекторе. Власти пока скупо комментируют, какое может быть принято принято решение. "Предложение изучается", – ответили нам в межведомственной комиссии. 

"Кременчугский НПЗ (дает 90% нашего топлива) может дать 4,5 млн т в год, — говорит директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн. — На пике потребления, это август-ноябрь, дефицит на рынке будет составлять порядка 30%, это примерно 200 тыс. т. На все дополнительные объемы, которые нужно завести, необходимо будет платить пошлину в размере 30% стоимости. Сегодня дизтопливо стоит $600/т, 30% получается, что мы будем вынуждены импортировать с пошлиной, которая добавит ценам порядка 5 грн/л".

Председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький оценил потери горно-металлургического комплекса, на который приходится 7—8% потребления ДТ, от неизбежного подорожания топлива в случае введения квот в 2,5 млрд грн в год. Это как прямые потери от закупки топлива для производственных нужд, так и косвенные, от последующего удорожания ж/д-тарифов.

"Наши потери прямые и косвенные составят более 2,5 млрд грн, каждый гражданин ощутит на себе эти последствия через виток инфляции, девальвации и так далее. Если хотите этой отрасли помочь, есть бесчисленное число других механизмов, вплоть до прямой государственной поддержки, но это не должно быть за счет других отраслей и населения", — заявил Беленький.

Против квотной инициативы и президент "Нефтегазовой ассоциации Украины" Дмитрий Кулик. По его словам, это не только вызовет дефицит топлива, но и разрушит сложившуюся диверсифицированную систему его поставок на украинский рынок.

"Нет смысла даже начинать процедуру расследования, так как оснований для введения квот или пошлин нет. Сейчас мы получаем топливо из 10-ти направлений и забыли, что такое кризис. Введение ограничений приведет к повышению цен для всех потребителей и запустит цепочку инфляции", – уверен Кулик.

Наконец, юрист Анжела Махинова уверена, что инициатива ограничить импорт топлива из всех стран несет большие риски для Украины как страны-члена ВТО.

"В рамках ВТО у Украины есть негативный опыт введения пошлин. Это 2013 г. когда мы ввели ограничение на импорт легковых автомобилей, а Япония это решение оспорила. В результате мы вынуждены были отменить их. Сейчас мы можем наступить на те же грабли, но тогда мы были относительно "молодым" членом ВТО и нас могли понять и простить, но если мы повторим это – то нас могут расценивать как злостного нарушителя международных правил торговли", – отметила Махинова.

Также, по ее словам, ограничения на импорт топлива в Украину может спровоцировать ответные меры пострадавших стран в отношении украинского экспорта.



Источник: Сегодня

Категории: Новости Кременчуга

12.04.2018 12:05