Киев - город людоедов?

Киев - город людоедов?

1

В этом году у Андреевской церкви юбилей – 250 лет! Отличный повод вспомнить и ее историю, и ее многочисленные предания.

2

Сейчас я как раз готовлю в печать свою новую книгу "Невероятный Кіевъ Лады Лузиной", где целый раздел посвящен исследованию происхождения киево-андреевских легенд, включая и самые невероятные…

Все, наверное, знают, что по летописи Андреевский храм поставлен на том самом месте, где Андрей Первозванный водрузил свой крест и предрек: "На этих горах воссияет благодать Божья — и будет город великий и много церквей Бог тут воздвигнет!".

Но мало кто из современных жителей Города помнит, что наши предки-киевляне считали Андреевскую церковь будущей виновницей второго всемирного потопа и Апокалипсиса!

3

Под этим престолом в алтаре Андреевской церкви и прячется по легендам целое Киевское море!

По киевской легенде, воспетой мною в романе "Киевские ведьмы. Меч и крест", в тот самый миг, когда апостол Андрей Первозванный прибыл в Киев, взобрался на гору и водрузил там свой крест, из земли начал бить родник. Этот источник до сих пор прячется под престолом Андреевской церкви. Потому у Андреевского храма и нет колоколов … стоит им зазвонить – вода под престолом проснется и зальет не только Киев, но и весь мир.

"Прислушайтесь к рассказам богомольцев, толпящихся летом на этой галерее, пришедших сюда из разных концов России. От них вы услышите своеобразное продолжение этой истории, сложившейся с незапамятных времен. "Св. Андрей – расскажут они – поставил крест на том самом месте, где стоит теперь престол церковный. Как только он воткнул его в землю, в ту самую минуту заструилась оттуда вода, и с тех пор постоянно бьет здесь ключ. С трудом сдержанный ключ этот скрывается теперь под престолом в виде колодца. Если бы здесь зазвонили в колокол, вода хлынула бы в таком количестве, что затопила бы весь город, от того при церкви нет колоколов", – писали еще в 1890 году.

Иные версии этой легенды еще масштабнее – если колокола зазвонят, настанет конец всему сущему.

"Інколи легенда про священне джерело набувала справжіх апокаліптичних рис – йшлося про можливе затоплення не лише Києва, а й цілого світу, – отмечает Игорь Нетудыхаткин в книге "Андреевская церковь во времена настоятеля Федора Титова" (1896-1918), – "Усилия задержать течение ключей из церковного фундамента, остававшиеся долгое время безуспешными, привели к новому верованию о необыкновенном стремлении воды из подпрестольного колодязя, достаточном к тому даже, чтобы затопить весь мир", – наголошує Є. Крижановський".

Дальше – больше! Согласно иным преданиями, под Андреевской церковью таится не родник, а целое море! Раньше оно покрывало земли Киева, но с помощью волшебного посоха Андрей спрятал древнее море под землю. И если уж оно вырвется на свободу, киевлянам точно не поздоровится!

Легенду о киевском море под Киевом вспоминает и М. Грушевский.

"Ви, мабуть, знаєте з писаного, що місце, де тепер пливе Дніпро і вся Полтавська губернія — все се було вкрите морем. З далеких країв приїздили купці кораблями до Києва, Продавали різні дорогі товари і за те платили київському князеві десятину. З сих десятин збудовано церкву, що на пам’ять того потім дістала й назву "Десятинної". Коли св. Андрій прийшов до Києва і застромив хрест на горі, де тепер стоїть Андріївська церква, то все море сплило на низ. Одначе частина його зосталась і сховалась під Андріївською горою. Коли потім збудували тут церкву, то під престолом відкрилось джерело. Тепер щороку дають з скарбу багато тисяч рублів — купувати клоччя і смолу, і ним затримують воду, що тече відти. Кожне найменше зрушення збільшує натиск води відти. От чому в Андріївській церкві нема дзвонів: при першім ударенні вода залила б не тільки Київ, а й усю Полтавську, Київську і Чернігівську губернію… "Нехай би тільки поставили дзвіницю та задзвонили — от, наприклад, як дзвониться на "Христос Воскресе", то скрита вода залляла б не тільки сам Київ, але й усю Полтавську губернію, — бо від першого зрушення уся б гора трісла".

4

Книга Игоря Нетудыхаткина – одно из самых интересней современных исследований истории Андреевской церкви

Увлекшая меня легенда об Андрее, источнике, море под Киевом и неминуемом потопе кажется нынче забавной сказкой, и уже трудно понять, насколько она – плоть и кровь нашего Города. Города на воде, города древних языческих идолов, города-крестителя, города ведьм.

Поначалу я предположила, что, создавая легенду о Море под Киевом, наш Город позаимствовал и адаптировал сюжет из средневековой книги Иакова Ворагинского "Золотая легенда" (XIII в.), где рассказано, как святой Андрей усмирил молитвой бушующее море. Но все оказалось еще интереснее. Задолго до визита в Киев апостол успел устроить потоп с массой человеческих жертв в ином месте, о чем повествует малоизвестный раннехристианский апокриф (IV-V вв.) о посещении Андреем страны людоедов:

"Однажды собрались все апостолы вместе и стали делить между собой страны, кидая жребий, чтобы каждому пойти в выпавший ему удел. И вот по жребию выпало Матфию отправиться в Страну людоедов, в их город — Мирмену. А люди в том городе ни хлеба не ели, ни вина не пили, но питались одним только человечьим мясом и пили чистую человечью кровь. Поэтому всякого человека, который прибывал в их город, они хватали и ослепляли, выколов ему глаза. Выколов глаза, они поили его зельем, приготовленным при помощи колдовства и магии. И вот когда напоят его зельем, то у того человека сразу переворачивалось сердце и смещался ум". ("Деяния Андрея и Матфия в городе людоедов")

Первым в страну человекоядцев попадает Матфий, но вскоре Андрей уже спешит на помощь другу, прознав, что всего через три дня местные жители собираются отведать деликатес из мяса апостола. Первозванный прибывает во град, проповедует перед людоедами, получает увечья, подвергается пыткам, попадает в тюрьму, но и там не оставляет Господь святого Андрея…

"Не оставил Господь Андрея, но пришёл к нему в тюрьму и протянул ему руку со словами:

— Дай же Мне свою руку и вставай здоровым.

И увидел Андрей Господа своего Иисуса, подал Ему руку, тут же встал здоровым, поклонился Ему до земли и говорит:

— Благодарю Тебя, Господи мой Иисусе Христе!

Оглянулся Андрей вокруг и увидел, что посреди тюрьмы стоит столп, а на том столпе алебастровая статуя. Поднялся он тогда на столп, перекрестился семь раз и крикнул столпу со статуей:

— Устрашись крестного знамения: трепещут перед ним небо и земля! Изрыгни же, о статуя на столпе, мощную струю воды, затопи всё вокруг, чтобы вразумились жители этого города! Не бойся, о камень, и не говори, что "камень я и недостоин славить Господа". Ведь и вы, камни, в большом почёте у Господа… Сослужи-ка теперь, о статуя, мне эту службу!

Сказал так Андрей — и тут же, как из трубы, хлынула изо рта статуи вода и затопила весь город, и была она такой солёной, что разъедала человеческую плоть.

А с наступлением утра как увидели это людоеды, так пустились бежать вон из города и думали в ужасе: "Горе нам, горе! Сейчас мы все умрём!" И тонули в той воде их дети и скот, а людоеды всё бежали и бежали из города… и плакали все и стонали…

— Бог чужеземца, мы уверовали в Тебя! Только забери от нас эту воду!

Тут понял Андрей, что душа их покорилась ему, и сказал он алебастровой статуе:

— Прекрати сейчас же лить воду изо рта! Кончилось время покоя, выхожу я проповедовать слово Господне…"

5

Текст "Андрей Первозванный в Городе людоедов. Апостол и статуя, изливающая воду"

В этом древнем апокрифе много интересных подробностей… Но интереснее всего параллели с теми – весьма многочисленными! – киевскими и украинскими легендами, где потоп происходит не от звона колоколов. Потоп, как и положено каноническому вселенскому потому – расплата за грехи местных жителей!

Подобный вариант легенды о св. Андрее приводит Афанасьев в "Поэтических воззрениях славян на природу":

"О падающих звездах в Малороссии говорят, что их уносит ведьма и прячет в кувшины. С особенною ревностью занимаются ведьмы скрадыванием месяца и звезд на праздники Коляды и Купалы, когда бывают главные ведовские сборища и нечистая сила предается самому дикому разгулу! Было село (рассказывают в Черниговской губ.), в котором проживало до тысячи ведьм, то и дело крали они святые звезды и до того довели небо, что "ничим було свитить нашому гришному миру". Тогда Бог послал святого Андрея (замена Перуна), который ударил своею палицею — и все ведовское село провалилось сквозь землю, а на его месте стало болото, т. е. удар громовой палицы разбил облачные обиталища ведьм и отверз дождевые источники".

Тут стоит уточнить, что Черниговской губернией был на тот момент и наш нынешний левобережный Киев, где стояла некогда одна из самых известных киевских Лысых гор – Левобережная гора на Черторые.

Не менее интересную невыдуманную историю приводит Нетудыхаткин:

"Зокрема, історик М. Закревський зазначав, що в травні 1839 р. у Києві сталася страшна злива, а "на Подоле обрушилась часть Андреевской горы, раздробила один дом, находившийся у подошвы этой горы, и умертвила одну, живущую в этом доме мещанку".  Показово, що руйнації будівель на схилах пагорбу у XIX ст. сприймалися місцевими мешканцями як кара апостола Андрія… "снесено было с горы (Андріївської – Н.І.) шесть мещанских домов, и на днях мне (А. Муравйову – Н.І.) говорил один из жителей, что их наказал Апостол за то, что терпели в своем соседстве такое беззаконие".

Под "беззаконием" Андрей Муравьев подразумевал публичные дома, заполонившие Андреевский спуск и, несомненно, омрачавшие взор св. Андрея, предсказавшего появление здесь несколько иных сооружений.

А по более поздней версии киевской легенды, приведенной историком, архитектором и коренным киевлянином Виктором Чепеликом, воды под Андреевской церковью однажды накажут жестоких и грешных правителей Киева: 

"Збудували церкву на підземних ключах надзвичайної сили, втихомиривши їх потайною угодою: ті, хто владарюватимуть у місті, не чинитимуть зла киянам, бо інакше джерела знову розкриються і затоплять всю місцевість".

Детство и юность Чепелика пришлись на 30-40 гг., и неудивительно, что в то время многие в Киеве считали власть почти людоедской и мечтали о возмездии и помощи св. Андрея.

"В голодную страшную весну 1933 года отчаявшиеся люди, везде встречавшие отпор, устремились к церкви – своей последней надежде. Добравшись до Киева из ближайших голодных сел, многие из них поднимались с Подола к Андреевской церкви, где и оставались, ища помощь и поддержку. Огромные толпы ночевали на террасе церкви и на теплом деревянном крылечке дома №19. Как вспоминали жильцы, по утрам специальные команды, сбиравшие трупы по городу, каждый раз находили на этом крыльце умерших людей…". (Дмитрий Шленский "Андреевский спуск. Жизнь улицы").

Трудно сказать, насколько хорошо киевляне знали древний апокриф о граде человекоядцев, но именно эта фабула просматривается в местных историях, где святой апостол Андрей оказывается гонителем ведьм, проституток и даже большевиков.

До сих пор нет однозначного мнения, какой город подразумевается в апокрифе под городом людоедов Мирмена. Большинство предполагает, что это Синопа. Иные указывают на античный Мирмекий в Крыму, в черте нынешней Керчи, а людоедами считают скифов, ведь по Оригену (249 г.) "у скифов считается прекрасным употребление в пищу людей".

Мог ли городом людоедов быть Киев?

Прежде чем ответить, напомню: я анализирую не биографию апостола Андрея Первозванного. Моя работа посвящена исключительно биографии киевской легенды о святом Андрее.

Коли так, людоедский апокриф вполне мог дойти однажды до Киева и скреститься со страшными рассказами о кровавых язычниках, приносивших человеческие жертвы на древних киевских капищах или легендами о знаменитых киевских ведьмах.

Что было бы вполне логично, ведь святая Андреевская гора, на которой стоит Андреевская церковь (и об этом в Киеве тоже знают немногие), была по совместительству и холмом языческого бога Перуна, и легендарной Лысой горой!

Из книги "Невероятный Кіевъ Лады Лузиной" (ждите к празднику Андрея Первозванного!)


Источник: Сегодня

Категории: Новости Киева Новости Полтавы Новости Керчи Новости Чернигова

13.09.2017 14:48