Репортаж из Чернобыльской зоны отчуждения

Репортаж из Чернобыльской зоны отчуждения

ЧАЭС – одна из самых дорогих станций в СССР, когда-то крупнейшая в Украине. Энергоблоки запускались к праздничным датам, поэтому строились грандиозными темпами. Казалось, вот она – победа инженерной мысли над природой. Человек научился делать невероятное: покорил атом. В Припяти до сих пор остались советские лозунги на зданиях, в центре города на пятиэтажном доме разместилась знаменитая фраза "Пусть атом будет работником, а не солдатом".

Пропускной пункт "Дитятки" – один из въездов в 30-километровую зону отчуждения. Несколько полицейских осматривают автомобиль, принадлежащий Чернобыльской АЭС и проверяют наши документы. Въехать в Зону так просто нельзя, нужен пропуск и маршрутный лист. Мы едем на ЧАЭС, где нам расскажут о работе станции о строительстве безопасного конфайнмента, который должен загерметизировать разрушенный четвертый энергоблок.

dsc02649

Контрольно-пропускной пункт "Дитятки"

Пока пограничники проверяют документы, в памяти всплывают основные правила нахождения в Зоне отчуждения – ходить не по траве, а по асфальтированным дорожкам, не заходить в покинутые здания, с земли ничего не поднимать, на открытом воздухе не есть и не пить.

Несмотря на все меры предосторожности и пропускные пункты, желающие всегда могут попасть в Зону через забор. По рассказам сталкеров, недалеко от КПП в ограждении есть дырка, с помощью которой сотни нелегалов и мародеров попадают в оставленные города и села.

После нескольких минут проверки нам разрешают снова сесть в машину. "Вы должны были там отметки поставить", – говорит водитель старлею. "Все поставим, не первый день работаем", – ответил он. Шлагбаум поднят – нас впустили в 30-километровую зону.

Водитель работает на ЧАЭС уже много лет, однако разговаривать с нами не хочет, поэтому мы рассматриваем окрестности. В зоне серо и пусто, за окном автобуса мелькают остатки полуразрушенных домов.

Кажется, здесь природа победила человека, сломала все, что он создал. Ветви деревьев разбили окна и проникли в оставленные дома, сквозь асфальт пробивается трава, а в заброшенные здания забредают дикие животные. Дороги покрылись огромными трещинами, на каждом метре встречается глубокая яма. Водитель борется с плохими дорогами в меру своих возможностей – автобус то и дело виляет вправо-влево.

Дорога на ЧАЭС пролегает через город Чернобыль. Здесь есть жизнь. Типичные для Советского Союза жилые пятиэтажки сейчас используют сотрудники Зоны отчуждения, работающие здесь вахтовым способом. В этом городе есть все необходимые коммуникации – вода, свет, газ.

Сотрудники ЧАЭС ежедневно приезжают на станцию на электричке Славутич – Семиходы. Этот маршрут кажется очень необычным – на пути следования электричка пересекает границу Беларуси, но не делает ни одной остановки. Впрочем, на ее конечную станцию могут приехать только сотрудники ЧАЭС или те, у кого есть специальный пропуск. От этой станции на ЧАЭС потом их везет специальный автобус. По прибытии сотрудники проходят несколько этапов переодеваний сначала из "чистой", повседневной одежды в халаты, а потом в "грязную", рабочую. Передвигаться на ЧАЭС в повседневной одежде нельзя – это одно из строжайших правил безопасности во избежание распространения радиационного загрязнения. Точно так же, как и мыть руки исключительно холодной водой, курить и употреблять еду только в специально отведенных для этого местах.

dsc02656


Источник: Сегодня

22.04.2016 12:06