Действующий ныне плавающий курс Украине посоветовали заменить на валютное управление
На днях в интервью одному из украинских журналов советы на тему того, как можно вытащить нашу экономику оттуда, где она сейчас находится, давал Симеон Дянков. Этот 45-летний болгарин по происхождению проработал 14 лет во Всемирном банке, является основным автором методики рейтинга Doing Business. Четыре года он был министром финансов и вице-премьером в правительстве Болгарии. Руководил рядом международных бизнес-школ, является профессором некоторых из них.
Главный совет Дянкова состоит в том, чтобы привязать курс гривни к евро: "Украина собирается торговать с Европой все больше и больше. Вы движетесь в Европейский союз. Поэтому гривню нужно привязать к евро. И сказать: с завтрашнего дня евро будет стоить, скажем, 30 грн. Необходимо принять закон, согласно которому отныне и до тех пор, пока существует еврозона, гривня будет привязана к евро".
Подобный совет не уникальный. Например, в апреле 2014 г. американские сенаторы Тед Круз и Марко Рубио (нынешние активные участники предвыборной гонки за пост президента США) написали министру финансов своей страны письмо, в котором предложили поддержать гривню, жестко привязав ее к доллару.
На языке экономистов речь идет о том, чтобы ввести в Украине режим валютного курса, называемый валютный совет или валютное управление (currency board). Дянков говорит: "Эстония сделала это в 1992–1993 годах, Литва, Латвия, Болгария, целый ряд стран нашего региона это сделали, и это дало хороший результат".
Но есть и другие примеры, когда страны в надежде спасти свою экономику отказываются от существовавшей у них привязки национальной валюты к доллару. Хватает и стран, которые несмотря сложность экономической ситуации не хватаются за соломинку currency board. Для того чтобы понять, подходит ли этот рецепт Украине, сначала стоит разобраться, что это такое – режим валютного курса.
Система формирования пропорций обмена
Режим валютного курса – это система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранные. В общем случае она варьирует от жесткой привязки, например, к золоту (золотой стандарт), до свободно плавающего курса, когда цена валют складывается исключительно под действием рыночных сил. Между этими крайностями, кроме уже упомянутого валютного совета, есть такие варианты курсовых режимов: валютный союз (использование чужой валюты вместо или в дополнение к собственной), фиксированный, валютный коридор и др.
Идея привязки валюты той или иной страны к более "твердым деньгам" была довольно популярной среди экономистов в 1990 годах, на фоне, как тогда казалось, удачного опыта Аргентины. Но к 2002 г финансовый кризис в этой стране достиг таких масштабов, что от привязки к доллару пришлось отказаться. Еще раньше, в 1997 г властям Тайваня пришлось согласиться на плавающий курс, что было одним из условий получения помощи от МВФ.
К доллару привязаны валюты 15 стран
На сегодняшний день валюта европейских Болгарии, Дании и Боснии и Герцеговины привязана к евро. К нему же привязана валюта Марокко, Кабо-Верде и Коморских Островов.
Кроме того валюта 17 стран в Центральной Африке и Полинезии привязана к евро не напрямую, а через общие региональные валюты – франки. К доллару привязаны валюты 15 стран: Саудовской Аравии, ОАЭ, Иордании, Туркмении, Венесуэлы, Катара, Омана, Бахрейна и др.
Преимущества и недостатки валютного управления
Выгодами привязки национальной валюты в общем случае являются:
Такого рода преимуществами в свое время в полной мере воспользовался Китай, сейчас пользуются Вьетнам, Таиланд и некоторые другие страны;
Колебания курса национальной валюты всегда негативно сказываются на экономической ситуации в стране и перспективах роста. Привязка курса позволяет защитить национальную валюту от ряда внешних воздействий. Так в начале 2000-х Китай использовал неполную привязку курса юаня к доллару, но разгар финансового кризиса 2008 г. было принято решение вернуться к фиксированному курсу. Это позволило экономике страны выйти из кризиса по прошествии двух лет практически без потерь.
Но у всего есть своя цена, и странам, фиксирующим курс национальной валюты, также приходится за это платить.
Недостатки привязки:
Например, в Гонконге одно время был большой приток капитала, потому что инвесторы хотели покупать акции местных компаний. А раз курс валюты привязан, то нужно печатать больше гонконгских долларов. В результате инфляция была 11-12% в год. Если же центробанку для поддержки курса приходится продавать иностранную валюту, то тем самым он забирает национальную денежную массу с рынка. Это может привести к рецессии или депрессии, как было в Аргентине в 2000-2001 гг., после чего валютное управление там отменили, и экономический рост восстановился через 1,5-2 года.
При валютном управлении у центрального банка нет независимой денежной политики. Но долги государства остаются, как остается и независимая бюджетная политика. Остается независимая долговая политика банков и финансовых учреждений. Все это сильно усложняет задачу поддержания фиксированного курса.
Поэтому многие экономисты сейчас пришли к выводу, что в современных условиях реально эффективны только два варианта. Первый – полный переход на какую-то чужую валюту, когда нет никакой собственной денежной политики и собственной валюты. Для 19 стран-членов ЕС в настоящее время евро является общей валютой. Кроме них евро в Европе используют: Андорра, Косово, Черногория, Монако, Сан-Марино и Ватикан. Доллар США в качестве национального платежного средства используют Эквадор, Сальвадор, Панама, Зимбабве и ряд малых государств. При этом у некоторых из них формально есть национальные валюты или они выпускают разменные денежные единицы, т.е. доллар для них является параллельной, второй валютой. Швейцарский франк использует Лихтенштейн, а австралийский и новозеландский доллары – три островных государства Океании.
Второй вариант – плавающий или гибкий обменный курс, который существует в большинстве стран, когда курс национальной валюты отражает спрос и предложение на нее и, соответственно, на товары, производимые в этой стране.
Примеры успешные и не очень
Самый успешный пример валютного регулирования – Гонконг, валюта которого (доллар) привязана с 1935 г.: сначала к британскому фунту стерлингов, а после присоединения к Китаю – к доллару США. Но сейчас из-за относительно дорогого гонконгского доллара туристический сектор страны на фоне девальвации других валют региона может оказаться в затруднительном положении. Также может ухудшиться ситуация в финансовом секторе. Но с другой стороны, при дорогой местной валюте импортировать энергоресурсы и другие товары довольно выгодно.
Из-за обвала цен на нефть многие страны-экспортеры столкнулись с серьезными экономическими проблемами, в том числе и те из них, где курс валют был привязан к доллару. Так в конце прошлого года появились предположения о том, что Саудовская Аравия может быть вынуждена отказаться от 30-летней привязки курса риала к доллару.
Пока правительство королевства покрывает дефицит бюджета с помощью средств со своих депозитов в центробанке и валютных резервов, которые из-за этого за последние полтора года уменьшились почти на $100 млрд, но все равно остаются очень большими – $636 млрд. Остановить их снижение могла бы девальвация риала, благодаря которой выросли бы госдоходы в национальной валюте. Но эксперты говорят и о том, что девальвация потребуется очень глубокая – до 50%, а это очень опасно, т. к. страна много тратит на импорт. К тому же отказ от привязки или повторная привязка по более низкой стоимости могут повлиять на доверие инвесторов, спровоцировать отток капитала. Поэтому в середине января саудовские власти заявили, что привязка к доллару будет сохранена.
Еще более сложная ситуация складывается в Омане и Бахрейне. По прогнозам, при нынешнем уровне госрасходов и цене на нефть около $40 валютные резервы этих стран иссякнут менее чем за два года. Но пока власти и этих стран не говорят об отвязке от доллара, полагая, что девальвация не сильно им поможет. Более вероятными считаются повышение пошлин на импорт и ввод контроля за движением капитала.
В феврале прошлого года Азербайджан отказался от привязки национальной валюты – маната к доллару и перешел к таргетированию его курса на основе бивалютной корзины. Но уже в декабре было принято решение о переходе на плавающий курс. В общей сложности за два этапа девальвации курс маната упал почти на 100%.
Следствия для Украины
Наша экономика не является настолько экспортноориентированной, чтобы ради преимуществ во внешней торговле идти на риски и ограничения, связанные с привязкой гривни к евро или доллару. Кроме того, сегодня украинский бюджет разбалансирован, и неизвестно, когда его удастся выровнять. У страны много краткосрочных долгов. И один из самых главных аргументов против такого шага – малый объем золотовалютных резервов. Сюда же можно добавить и негативное отношение МВФ к валютному управлению.
Когда НБУ удерживал доллар на уровне 8,05, то это и был currency board по сути (что в 2011 г. признал и МВФ в своем отчете). Но сделать то же самое в нынешних условиях практически невозможно.
При попытке фиксирования курса гривни неизбежно начнутся атаки на нее, что в конечном итоге усугубит ситуацию в экономике.
Поэтому сегодня альтернативы веденному в прошлом году плавающему курсу нет, но о степени свободы этого плавания нужно дискутировать.
Источник: Сегодня
Категории: Новости Косова
14.03.2016 09:28