Делу Кузьмы исполняется год: неуловимый свидетель и "теория заговоров"

Делу Кузьмы исполняется год: неуловимый свидетель и

Пострадавшая в автокатастрофе готовит иск к автодору и дважды в день проезжает мимо рокового места, а следствие уверяет, что виноват музыкант

Завтра — год, как в страшном ДТП на Днепропетровщине погиб талантливый певец, рок-музыкант, лидер группы "Скрябин" Андрей Кузьменко. "Сегодня" нашла нестыковки в деле и узнала о судьбе выживших.

Уголовное производство возбуждал следователь отдела расследований ДТП следственного управления ГУ МВД в Днепропетровской области Игорь Тарнапович. Возбуждал по части 2 статьи 286 УК Украины — "Нарушение правил безопасности дорожного движения или эксплуатации транспорта лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее смерть потерпевшего или тяжкие телесные повреждения".

Длившееся более полугода следствие было прекращено уже другим следователем — Вячеславом Плошенко, которому передали дело. После этого оно находилось в прокуратуре, где изучали законность его закрытия. На днях стало известно: прокуратурой все проверено, оснований сомневаться в правильности следственных действий и объективности результатов многочисленных экспертиз нет. Тем самым прокуратура согласилась с версией о том, что к трагедии привели такие факторы: высокая скорость сидевшего за рулем белого джипа "Тойота Секвойя" Кузьменко, потеря им управления на крутом повороте обледеневшей автодороги Кривой Рог — Кировоград и столкновение с двигавшимся навстречу молоковозом ГАЗ-5312. Об этом "Сегодня" сообщил руководитель Департамента коммуникации МВД Украины Артем Шевченко.

Напомним, ранним утром 2 февраля 2015-го "Тойота", где рядом с Кузьмой была арт-директор группы "Скрябин" Ольга Любченко, выехала из Кривого Рога в направлении Киева. В тот день Андрей улетал за границу и торопился в аэропорт, чтобы не опоздать на самолет.

Дорога была скользкой — несколько часов моросил дождь, и к утру она начала покрываться ледяной пленкой. Около 7:00 на затяжном повороте за селом Лозоватка Криворожского района джип на полном ходу столкнулся со встречным "газоном". Несмотря на сработавшие в "Тойоте" подушки безопасности, у Кузьмы не было шансов. Его спутница Ольга, водитель молоковоза Сергей Бардась и пассажирка Тамара Демиденко получили травмы.

Первыми к месту происшествия из Кривого Рога прибыли участники группы "Скрябин" — о случившемся им по мобильному сообщила Любченко. Музыканты ехали в Киев микроавтобусом. Они же вызывали скорую и гаишников, а те — спасателей. Пострадавших увезли в больницу.

Как мы писали раньше, сумма цифр госномера джипа складывалась в несчастливое число 13, а в салоне разбитой "Тойоты" нашли старинную подкову-оберег…

Начав давать показания следователю, Любченко затем отказалась свидетельствовать, ссылаясь на статью 63 Конституции, дающую ей такое право.

Кроме версии о превышении Кузьмой скорости и потере им контроля управления транспортным средством на опасном участке дороги, рассматривались и другие: от технической неисправности и вождения в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения до преднамеренного убийства певца, известного резкими, критическими высказываниями.

Но автотехническая экспертиза показала, что узлы, механизмы как "Тойоты", так и молоковоза до происшествия были в исправном состоянии и не могли привести к ДТП. Судмедэкспертиза также дала отрицательный результат о наличии в крови обоих водителей следов алкоголя, наркотиков, психотропных веществ.

Что же касается версии о якобы неслучайной гибели Кузьмы — о ней заговорили после заявлений в соцсетях и СМИ предпринимателя Дмитрия Ященко. Он утверждал, что стал свидетелем того, как "Тойоту" на повороте будто бы подрезала, обогнав, черная "Хонда Аккорд", вследствие чего джип Кузьмы был вынужден прижаться к середине трассы и на полном ходу врезался в молоковоз, который (опять же, по словам предпринимателя) стоял на обочине, а потом вдруг начал движение...

Показания Ященко противоречили данным следствия, свидетельствам допрошенных и опрошенных очевидцев. Не совпадало время ДТП, никто, кроме Дмитрия, не видел черной "Хонды", как и человека, похожего на него и ехавшего за "Тойотой". Нестыковки заставляли усомниться в правдивости изложенного. Сам же свидетель, дав интервью нескольким СМИ, в том числе и российскому телеканалу НТВ, бесследно исчез. Следователь Тарнапович по телефону предложил ему встретиться и побеседовать подробнее. Ященко попросил гарантии личной безопасности, но, получив их и пообещав приехать, слова не сдержал, перестал отвечать на звонки, затем сменил номер и на связь больше не выходил…

new_image2_447

Страшный удар. Пассажиры молоковоза попали в больницу после аварии, а сейчас ездят тем же маршрутом.

ГОД СПУСТЯ. Что нового вскрыло следствие? К каким пришло выводам? Какие расставило акценты?

На свой информационный запрос "Сегодня" получила ответ ГУ Нацполиции в Днепропетровской области. В документе, подписанном заместителем начальника — начальником следственного управления Сергеем Мережко, указывается, что уголовное производство №12015040000000103 по факту ДТП, в котором погиб Андрей Кузьменко, было закрыто еще 31 августа. О Дмитрии Ященко в ответе говорится, что его личность установлена и идентифицирована. Но от дачи показаний тот отказывается на основании статьи 63 Конституции, хотя получил повестку о необходимости участия в следственном эксперименте. "До настоящего времени Ященко Д. Г. к следователю не прибыл, о причине неявки не сообщил, изменил номер мобильного телефона и указал во время допроса адрес, по которому не проживает, — сообщается в ответе. — С учетом проведенного мониторинга телефонных звонков показания свидетеля не подтверждаются. Принимаются меры по установлению его местонахождения".

Мережко также сообщил, что в ходе расследования был установлен свидетель Ш., который двигался в том же направлении, что и Кузьменко. Этот Ш. находился потом на месте происшествия рядом с пассажиркой джипа до прибытия участников группы "Скрябин" и рассказал, что "препятствий движению "Тойоты" никто не создавал".

По поводу результатов экспертиз и причины смерти музыканта в ответе отмечается: претензий к техническому состоянию "Тойоты" и молоковоза нет. Тормозная система, рулевое управление до столкновения в обоих автомобилях были исправны. Это подтвердили судебно-автотехническая, дорожно-техническая, а также экспертиза техсостояния транспортных средств: "Обнаруженные у Кузьменко А. В. телесные повреждения возникли незадолго до смерти и являются характерными для водителя транспортного средства". (Что значит "незадолго до смерти", не расшифровывается, и непонятно, о каких временных рамках речь — секундах, минутах, получасе, часе?).

Нарушений в замене подполковника Тарнаповича старшим лейтенантом Плошенко г-н Мережко не усматривает: статья 39 УПК, по его словам, дает право руководителю и назначать, и отстранять следователей.

Поскольку мы так и не получили внятных, четких объяснений, кто же официально признан виновным в ДТП, по какой статье и какому пункту было прекращено уголовное производство (все наши попытки добиться конкретики не увенчались успехом), пришлось обращаться в МВД Украины. Руководитель Департамента коммуникации Артем Шевченко, в бытность журналистом не раз проводивший собственные расследования, заявил следующее:

— Следствием установлено, что к ДТП привело превышение скорости Андреем Кузьменко, который не справился с управлением "Тойотой" на скользкой дороге с затяжным поворотом. Вследствие чего и произошло столкновение с молоковозом. В результате сам Кузьма получил травмы, не совместимые с жизнью. Это подтверждено различными экспертизами. Заявления Ященко опровергнуты показаниями настоящих свидетелей, очевидцев и подтверждения не нашли. Уголовное производство прекращено в связи со смертью Кузьменко. В процессуальном плане, то есть в порядке надзора, материалы в полном объеме проверялись органами прокуратуры, которые согласились с выводами следствия...

Артем считает бессмысленным искать какие-то нестыковки, теории заговоров, выдвигать новые версии, проводить аналогии с загадочной гибелью в ДТП, например, Вячеслава Чорновила, Валерия Малева, других деятелей.

— Андрей Кузьменко не был ни влиятельным политиком, ни крупным бизнесменом, который чисто гипотетически мог бы стать целью какой-либо подобной спецоперации, — говорит Шевченко. — То есть никакого мотива физически устранять певца попросту не было — он никому, никогда и ничем не мешал в этом смысле. Да, был известен популярными песнями, концертами, ведением многочисленных ТВ-шоу, эмоциональными высказываниями в интервью с некомплиментарным и порой презрительным отношением к власти как таковой. Но никакой связи с его трагической смертью это все не имело. Теории заговоров должны иметь хотя бы логику и мотив — в данном случае их нет как таковых...

Вячеслав Плошенко также дал понять, что для него "белых пятен" не осталось.

Игорь Тарнапович уже на пенсии и сказал, что ход событий по делу после 5 марта прошлого года, когда оно попало к коллеге, ему неизвестно. Но у нас сохранились предыдущие комментарии Игоря Викторовича, данные им в процессе расследования и ранее целиком не публиковавшиеся.

new_image3_343

Смяло, как бумагу. Музыкант возил в салоне подкову на счастье, а сумма цифр госномера автомобиля складывалась в число 13.

О ДМИТРИИ ЯЩЕНКО. С неуловимым свидетелем Тарнапович общался по телефону: "Тот не знал очевидных деталей, путался, на многие вопросы отделывался общими словами. Мол, ехал, его обогнали, молоковоз стоял, потом тронулся и так далее. Твердил, что из Днепропетровска скорая доехала бы гораздо быстрее, чем из Кривого Рога. Но достаточно сравнить расстояние по карте, чтобы это опровергнуть. Складывалось впечатление, что Дмитрий не ориентируется во времени и пространстве. Что-то слышал, но — по верхам. Я уверен, на месте происшествия он не был. На протяжении нашего телефонного разговора Ященко требовал гарантий своей безопасности. Объяснил ему, что могу гарантировать лишь то, что о дате и времени нашей встречи никому не будет известно. И когда приедет к следователю, то сам увидит, что допрос будет проходить в административном здании, а не на квартире или еще где-то, предварительно может проверить, убедиться, что это действительно админздание МВД, служебный кабинет, что не бандиты его разыскивают и не поклонники Кузьмы, которые как бы ведут собственное расследование, а должностное лицо — следователь, который ведет это уголовное производство. Такой была и позиция моего руководства. Дмитрий обещал прибыть. Но передумал. Перестал отвечать на звонки, СМС. Свой номер телефона он лично выложил в интернете. Подтвердил, что звонил он, сам выложил это заявление, изложив ту же версию, которую озвучил на НТВ. Зачем ему понадобилось это делать, могу только догадываться. Не исключаю, решил таким образом подзаработать, "срубить" денег. Ященко ранее неоднократно судим за грабеж, кражи, угон, находился в розыске".

О ЛЕДЯНОЙ КОРКЕ. Поведал Тарнапович и о запросе, который в ходе следствия направил на метеостанцию, расположенную неподалеку, примерно в километре от места происшествия: "Оттуда поступил ответ, что 1 февраля выпали осадки в виде дождя. В 7 утра, к моменту столкновения "Тойоты" и молоковоза, было –0,3 градуса. Был гололед. Лысой резина на "Тойоте" не была. Шины зимние. Но что такое гололед? Тонкая пленка. А масса автомобиля? Снизить скорость быстро невозможно. За "Тойотой" из Кривого Рога в поселок Долинское Кировоградской области двигался рейсовый автобус "Богдан". Его водитель на допросе тоже утверждал, что было очень скользко".

ТОП-ВОПРОСЫ СЛЕДСТВИЮ ПО ДЕЛУ

СВИДЕТЕЛЬ: "ПОДАМ В СУД НА АВТОДОР"

Экспедитор и приемо-сдатчица Тамара Демиденко, находившаяся в момент ДТП в кабине молоковоза, получила серьезные травмы, которые дают о себе знать до сих пор.

— Затраты на лечение были немалыми, лежала в нейрохирургии, неврологии, 110 дней провела на больничном, получила регресс в связи с лишением трудоспособности и сейчас продолжаю принимать препараты, а они недешевы, — говорит "Сегодня" Тамара Николаевна. — Буду подавать в суд на автодор...

— Почему на автодор?

— Мне пришло постановление следователя о том, что Кузьменко в ДТП не виновен, хотя там и не указана скорость, с которой он двигался, — огорошила нас Демиденко. — В документе говорится, что ДТП произошло в результате несоответствия стандартов дорожного покрытия и организации дорожного движения. И что в действиях водителей Кузьменко и Бардася отсутствует состав уголовных правонарушений, предусмотренных статьей 286 УК Украины. Когда обратилась с просьбой возместить расходы, автодор отказал. Кроме помощи от предприятия, где работаю 11 лет, ничего не получила. Теперь с адвокатом буду добиваться выплат через суд...

Узнав о таком раскладе, мы еще несколько раз связывались с областным Главком нацполиции, чтобы добиться, на ком лежит вина — Кузьменко или автодоре.

Вячеслав Плошенко заверил, что ответ в редакцию готовил не он, и рекомендовал обратиться к тому, кто этим занимался. А готовившая письмо старший следователь Людмила Кубышева отрезала: "Вы ответ получили? Там написано все, что сочли необходимым. Больше — никаких комментариев".

...Как и раньше, Тамара Демиденко ездит с водителем Сергеем Бардасем. Но уже на другой машине — разбитая год назад восстановлению не подлежит.

— Дважды в день проезжаем мимо места трагедии, — делится женщина. — Этим маршрутом едем за молоком и возвращаемся тоже. Во вторник, 2 февраля, в годовщину, обязательно остановимся — поклонимся памяти Андрея Кузьменко, положим цветы. Прочитаю "Отче наш", отдам дань уважения...

Помнят о Кузьме и друзья.

— То, что с ним произошло, скорее всего, трагичное ДТП, — говорит певица Мария Бурмака. — Несколько раз проезжала, знаю, что, к сожалению, там постоянно случаются аварии. Родители Андрея тоже считают: это — несчастный случай. Дорога на том отрезке плохая, поворот плохой. И люди продолжают гибнуть...


Источник: Сегодня

Категории: Новости Киева Новости Кривого Рога Новости Днепропетровска Новости Кировограда Новости Николаева

01.02.2016 09:19