Ровно двадцать лет назад я наблюдал, как акционеры одного предприятия выбирали председателя правления. Я работал в рупоре начинавшейся тогда приватизации – "Украинской инвестиционной газете" и писал с этого собрания репортаж, который сейчас восстановлю по памяти. Помню как вчера.
Дело было в 70-тысячном райцентре в ста с лишним километрах от Киева. В советские времена завод успешно выпускал и экспортировал в более чем 70 стран мира продукцию машиностроения, но начало 90-х, как и большинство промпредприятий, пережил тяжело. Завод практически перестал производить и реализовывать профильную продукцию и перешел на выпуск всякой мелочи, в том числе приснопамятных кравчучек. Работники как-то выживали и надеялись на лучшее.
С преобразованием завода в открытое акционерное общество немало работников (в основном рабочих специальностей) приобрели большее или меньшее количество акций своего предприятия.
Они и не подозревали, что демократия и самоуправление, начавшиеся при Горбачеве, когда на собраниях трудовых коллективов работники сами выбирали себе директоров, на этом этапе истории закончились.
Заводчане шли на собрание акционеров в городской дом культуры (только он мог вместить столько людей), чтобы сделать свой выбор из двух основных претендентов – действующего пожилого директора и находящегося к нему в оппозиции молодого и прогрессивного его же заместителя.
Собрание проходило по простой схеме. Каждый из кандидатов выступал со своей программой, затем акционеры (в основном эмоциональные до визга дядьки и тетки) обсуждали достоинства и недостатки претендентов. Чем дальше – тем громче. Перессорились-переругались все.
На выступление третьего кандидата, собственника местного малого предприятия, мало кто обратил внимание. А кандидат свою речь начал с того, что придя на завод и увидев грязные туалеты, он решил первым делом сделать туалеты современными и комфортными.
По результатам голосования победил именно этот бизнесмен. Акционеры долго шумели, но так, увы, и не смогли понять, почему решающим оказался выбор представителя Фонда госимущества, у которого в то время оставалось 76 процентов акций предприятия, ведь их же, рабочих, битком набитый зал. А выбор чиновника наверняка был небескорыстным.
…На днях, спустя двадцать лет, я рассматривал руины некогда славного завода. Я намеренно не называю ни его, ни город, потому что такая история могла произойти где угодно и с каким угодно предприятием в нашей стране.
Ставший председателем правления бизнесмен сдержал слово и за немалые деньги "толкнул" заводу накопившуюся в обилии на его собственном складе сантехнику, плитку и другие стройматериалы, которыми с его фирмой ранее расплачивались по бартеру другие фирмы. Туалеты были отремонтированы, а за год-второй предправления растащил все более-менее ценное имущество завода и уволился, значительно увеличив масштабы собственного бизнеса.
Подозреваю, что оставшиеся без работы заводчане вскоре точно так же разграбили злополучные туалеты.
Из руин в центре города еще можно было бы извлечь выгоду, если бы дело происходило, например, в Киеве или Одессе, где построить на этой территории торгово-развлекательные центры и жилые комплексы в наше время еще есть смысл.
Но вокруг руин завода, о котором идет речь, – бесперспективный райцентр, жители которого цепляются за любую работу, чтобы худо-бедно прокормиться. Массово ездят на работу в столицу, потому что и другие местные предприятия постигла та же участь. Для мужчин, например, за счастье работать охранником в Киеве в режиме сутки-трое. Кто помоложе, тот ищет работу в более далеких краях.
Двадцать лет назад заводчане-акционеры считали, что у них есть выбор между плохим и не очень плохим кандидатами. Вот только назначили им совсем плохого. Кто назначил? Представитель госоргана, который в то время контролировал практически все имущество Украины.
Теперь представим, что речь не о заводе, а о стране. Точно так же до сих пор заблуждаются многие наши сограждане, которым кажется, что на выборах они что-то решают. На самом деле победителей назначают олигархи, которым чиновники за двадцать истекших с начала массовой приватизации лет передали контроль над всем. Они – единственный источник формирования и финансирования всех политических сил. Если завтра выборы, то за победу будет бороться находящийся в Австрии Фирташ, а альтернативой ему станет пребывающий в Швейцарии Коломойский.
Кандидаты от олигархов будут давать предвыборные обещания сделать туалеты страны современными и комфортными для всех. И, реализовывая обещания, сдерут последнюю шкуру за сантехнику.
…Страшно представить, какая страна руин и эмигрантов нас ждет через двадцать лет, если все так и останется. Вот о чем думал я, разглядывая руины завода.
Источник: Сегодня
Категории: Новости Киева Новости Ровно Новости Одессы Новости Коломыи
14.01.2016 09:32