В оккупированных городах жители пытаются выжить на мизерные зарплаты, которые к тому же задерживают или выплачивают по частям
Жизнь в Донецке и в других оккупированных боевиками населенных пунктах Донбасса скатывается уже не в бедность – в нищету. Молодые трудоспособные жители региона вынуждены работать за копейки, которые, к тому же, не всегда платят вовремя. Сегодня.ua узнала, как выживают мирные жители на оккупированных территориях – на чем экономят и насколько боятся надвигающейся зимы.
"Простили" нам зарплату за три месяца"
Донецкие медики и учителя чуть ли не в один голос заявляют: работают за гроши, а зарплату за весенние месяцы им вообще "простили".
"У меня зарплата около 5000 рублей (1 730 гривен по курсу Нацбанка Украины. – Авт.). И это потому, что я взялась читать дополнительные предметы, – рассказала Сегодня.ua преподавательница одной из донецких школ Анна. – Коллеги получают в среднем 4000-4500 рублей (1384-1557 гривен). Весной была задержка по зарплате почти три месяца, а недавно нам сообщили, что никто этот долг выплачивать не будет и нам как бы "простили" эти деньги. Сказать что мы в шоке – не сказать ничего".
Врачи отметили, что в некоторых учреждениях задержка по зарплате сейчас составляет около двух месяцев.
"Вместо ответа на вопрос "Когда будут деньги?" одни руководители начинают рассказывать нам басню "О трудностях молодой республики", другие, адекватные, говорят, мол, ребята, денег не будет, уезжайте или терпите, – сообщил врач донецкой поликлиники Олег Иванов. – При этом мы сами покупаем расходные материалы для приборов и устройств, вплоть до ленты кардиографа".
По словам врачей, их зарплата также колеблется в районе 3-4 тысяч рублей, иногда доходя до 5-6 тысяч.
"Медсестры в манипуляционных кабинетах если получают на руки 2500 рублей, то это хорошо. Хотя работы у них немало, особенно сейчас, осенью – больных с каждым днем все больше", – подчеркнул Иванов.
С работой в Донецке туго. Фото: соцсети
Не дождались
Бюджетники так и не дождались повышения зарплат на 15%, обещанного с 1 ноября главарем донецких боевиков Александром Захарченко. Напомним, он заявил, что раз уж такое затратное и дорогостоящее мероприятие как местные выборы перенесены на весну, то высвобожденные деньги должны пойти на индексацию зарплат сотрудникам бюджетных предприятий. Как и все прочие обещания Захарченко, дальше слов дело не пошло. Бюджетникам же остается как-то выкручиваться.
"Стыдно признаться, но я с сыном живу на пенсию своей матери и ее гуманитарную помощь, – призналась сотрудника одного из городских коммунальных предприятий Елена Коровина. – Если раньше на свою зарплату я могла ребенка одеть-обуть-накормить, еще и в парк или кино сводить, то сейчас приходится выбирать: или накормить – или в парк, купить или куртку или ботинки зимние. Спасаемся в комиссионках, хотя и там уже цены задирать начали".
На гуманитарке выживает значительная часть дончан.
"Бабушкин "тормозок" выручает всю семью, – говорит житель шахтерской столицы Евгений Бабурин. – Люди уже научились готовить кучу блюд из овсянки, делятся друг с другом, не дают пропасть тем, кто не может себя прокормить сам. Ну как тут прожить, если один кусок мяса на рынке стоит чуть ли не треть твоей зарплаты?"
Мясо могут позволить далеко не все. Фото: соцсети
Шахтерам – зарплату по частям
Основной костяк рабочего класса Донбасса – шахтеры – также оказались в незавидном положении. На некоторых шахтах задолженность доходит до четырех месяцев, деньги отдают частями по 10-15%. При этом уголь исправно продается и не залеживается на складах, однако заработанного горняки не видят.
"Нам сказали, что в этом месяце денег не будет, долги когда-нибудь потом отдадут", – поделился горняк из Шахтерского района Анатолий Свириденко. По его словам, шахтеры получали бы "приличные" (по меркам так называемой "ДНР") деньги – от 10 тысяч рублей и выше, если бы выплаты были вовремя и в полном объеме.
"А так, когда по частям, успеваешь назанимать у всех – и потом начинаешь раздавать долги. В итоге, снова без денег", – сокрушается Свириденко.
Уходить с предприятия он не собирается – некуда.
"Воевать я не пойду, хоть там вроде и платят прилично. Ну а больше уходить и некуда", – объяснил житель Донбасса.
Считает счастьем, что есть супруга, которая является сотрудником украинского предприятия, выполняет работу дома и получает зарплату на банковскую карту.
"Жена – моя спасительница!" – не без гордости говорит донецкий шахтер.
"Удаленка"-спасительница
Работа на "удаленке" – спасительный круг для многих дончан. Благодаря ей они официально трудоустроены, получают зарплату, платят налоги и зарабатывают трудовой и пенсионный стаж.
"Я веду интернет-магазин, находясь в Донецке. Работа в основном на компьютере и телефоне. Слава богу, мобильная связь у нас работает, так что я могу спокойно вести дела", – рассказала дончанка Ирина Зарецкая.
Другая жительница шахтерской столицы занимается бухгалтерским учетом, также редко выходя из квартиры.
"Все данные я получаю по электронной почте, у меня так два предприятия работают", – поделилась Александра Синица.
Программисты и веб-разработчики, рекламные и контент-менеджеры, корректоры и редакторы, дизайнеры и многие другие научились работать в удаленном доступе от основного производства.
"На данный момент это лучший выход из сложившейся ситуации, и я рад, что работаю не на боевиков, а на свое государство! – заявил программист Кирилл Шашков. – Обналичить деньги с банковской карты сейчас не проблема, главное – их заработать".
Да и с деньгами выбор не велик. Фото: соцсети
На работу – как на фронт
При этом из-за развернувшегося военного противостояния в Донбассе различные отрасли бизнеса практически полностью прекратили свое существование. Многие предприятия не в силах держаться на плаву, попросту закрылись, а некогда преуспевающие сотрудники оказались на обочине рынка труда.
"С началом войны туристический бизнес полностью остановился. Большинство турфирм позакрывались. Естественно, что бывшие менеджеры сейчас не пользуются спросом среди местных работодателей. Пришлось искать другую работу. Долго сидел без дела, от безденежья пошел таксистом работать на своей машине. В день получается заработать 150-200 рублей чистыми, которые останутся после оплаты бензина и операторам за заказы, – рассказывает дончанин Юрий Дремов. – На каждую смену – как на фронт: неизвестно кто к тебе в машину сядет, а вдруг по голове дадут или пистолет к затылку… Денег с собой у меня всегда немного, но с машиной прощаться не хочется. Да и клиенты попадаются разные, как-то пьяных в форме подвозил – не заплатили. Просто вышли и ушли, сказали: "Скажи спасибо, что окопы копать не забрали". Кое-как приходится выживать. И это учитывая то, что почти каждый день приходится не только развозить клиентов, а и искать работающие заправки. Так что жизнь сейчас превратилась в выживание, концы с концами едва сводятся".
Пережили не один кризис
Тяжелые времена учат жителей оккупированных территорий нехитрым премудростям. Живя под гнетом боевиков многие дончане стараются экономить практически на всем, и в условиях довольно шаткой финансовой ситуации запасаются продуктами на несколько недель вперед.
"На многом приходится экономить, к примеру, если раньше покупали соки, то теперь стараемся сами варить компот – да хоть из тех же сухофруктов. Очень много помогают советами родители и бабушка. Люди той закалки в свое время пережили не один кризис, и жизненный опыт у них накопился достаточный. Подсказывают, где и на чем можно сэкономить, – рассказывает дончанка Юлия Стрельцова. – Наверное, раньше я бы не заморачивалась с консервацией – если надо, попросту, купила бы это в супермаркете. Но, этим летом не без помощи старшего поколения научилась закрывать огурцы и помидоры. Также сейчас стараемся делать запасы впрок. Несколько мешков картофеля, лук, овощи, макароны – стараемся запастись по максимуму. На работе зарплату платят с перебоями, разговоры начались о закрытии и повальном сокращении. Так что неизвестно насколько трудная будет зима".
Источник: Сегодня
Категории: Новости Донецка Новости Шахтерска
17.11.2015 09:19