Советские очереди, борьба за выживание и разруха – это все, что осталось от городов под властью лжереспублик
Когда-то в Горловку из Артемовска можно было доехать за 20 минут. Теперь этот путь занимает часы. По дороге – два КПП, заминированные обочины, люди с автоматами и огромная пропасть.
"По 10 часов стоим в очереди… Это же не дело", – жалуется водитель.
Год назад по этой дороге ехали группировки боевиков Стрелкова-Гиркина. Это было бегство, отступление по открытой, свободной дороге.
Несколько недель спустя на окраине Артемовска появился КПП.
"Нас просто взяли и отсекли от Украины. И как после этого относиться? Хотя я не думала, что такой патриот Украины. Я хочу быть в Украине", – говорит Элеонора, жительница Горловки.
Для кого-то все это представляет собой поездку за продуктами.
"Вот помидоры за 20 гривен", – показывает свою покупку женщина.
Для многих людей, ждущих в автобусах на 30-градусной жаре, это долгая дорога за пенсией.
"Для того чтобы существовать. Не только за продуктами. У нас там дом, у нас нет никакой вражды, ни у кого, мы – за мир", – сказала Елена, жительница Горловки.
Здесь свои правила жизни и мир здесь совсем другой. Незнакомые люди становятся родными, а за чужих – начинаешь чувствовать ответственность. Здесь все другое. И поэтому граница с Донбассом называется линия соприкосновения.
Получить разрешение на проезд через линию соприкосновения – это примерно как оформить шенгенскую визу. Вроде и порядок есть, но до конца сомневаешься – удастся ли пройти все круги бюрократического ада. "На сегодняшний день сократилось, раньше было до двух месяцев, сейчас месяц и 10 дней. Я думаю, что мы еще сократим этот срок", – заверил Александр Малюченко, начальник координационной группы "Сектора С".
За время ожидания в очередях люди успевают рассказать друг другу свои истории.
"Я живу в Донецке, я хочу проехать в Донецк. Донецк – это Украине или нет? Мне хочется узнать", – задается вопросом Галина, жительница Донецка.
"В Украине не надо воевать. Кто хочет – пусть воюет в поле", – добавила она.
7 апреля прошлого года украинцы узнали, что есть такая "Донецкая народная республика". И у нее, оказывается, есть свой флаг и своя столица – Донецкая ОГА. Правда, за пределами ОГА об этом никто не знал, а потом в город пришла война. И новая донецкая реальность сегодня сильно отличается от той, к которой горожане привыкли за последние годы.
"Донецк сейчас очень изменился", – сказала Ольга, преподаватель Донецкого университета, которая осталась в городе и отказалась эвакуироваться, как это сделали ее коллеги-ученые.
"У меня постоянно ощущения, что я живу на краю какого-то геополитического, тектонического разлома. Мы привыкли к комендантскому часу, мы привыкли, что нужно носить с собой документы", – поделилась своими переживаниями Ольга.
На окраине Донецка розы не цветут и фонтаны не работают. Здесь – линия фронта.
"Мы живем без домов, без квартир. Кто нам поможет? А здесь люди цветочки сажают, с детками гуляют, здесь совершенно другая жизнь", – возмущена Елена, жительница Петровского района Донецка.
Боевиков "ДНР" жители окраин называют "нашими".
"Мы уже знаем, что с утра начинаю бахать. Потом пошла ответка. Что это за война такая? Чего наши прячутся среди домов? Что это за линия фронта такая? Они решили все снести вокруг?" – продолжила Елена.
Год назад Евгений и Юлия уехали из родного города.
"Прислали фотографию, где на двери нашего бара висит табличка, что этот объект находится под защитой "Оплота". Это был такой звоночек, когда мы поняли, что нужно что-то более энергично предпринимать", – сказал Евгений, переселенец из Донбасса.
Правда, в Киеве Ольга, Евгений и их маленький сын навсегда останутся донецкими.
Известный спортивный обозреватель Эдуард Киселев с 1972 по 2014 год не пропустил ни одного матча "Шахтера". Но теперь его родная команда не играет в его родном городе.
"Я последний раз был на "Донбасс Арене" 2 мая 2014 года. Тогда и в голову не могло прийти, что с тех пор так долго будет пустовать этот замечательный стадион. В жизни всегда побеждает смерть, как добро побеждает зло", – сказал Эдуард.
Многие переселенцы уезжали в Россию с надеждой, что так будет лучше, но жизнь в российском Донецке совсем не похожа на жизнь в украинском Донецке. Работы здесь нет, а переселенцы живут на мизерные пособия.
Алексей перевез сюда свою семью год назад. В Украине он был средней руки предпринимателем, в России стал беженцем без разрешения на работу.
"Напрягает, очень сильно напрягает, когда было все, а остались только машина, двое детей и жена, все", – говорит Алексей.
Мариуполь несколько месяцев официально был центром Донецкой области, но сейчас здесь осталось только руководство силовых структур региона.
Жители города постоянно помнят, что живут практически на линии соприкосновения.
Весной 2014 года боевики захватили город, но их выбили. Освободили Мариуполь городская милиция, жители и работники меткомбината. Они вернули город Украине.
Не у всех, кто покинул город, есть возможность оплатить новое жилье, найти новую работу. Таких людей сотни тысяч. Им просто нужна помощь.
В Гуманитарный штаб Рината Ахметова в Мариуполе ежедневно приходят сотни людей, которым нужны очень простые вещи – еда и лекарства. Но эти вещи просты, если ты живешь у себя дома.
"Мы остались без ничего. Очень важно, нужно давать людям помощь", – отметила Вера Остапенко, переселенка из Широкино.
Село Трехизбенка (Луганская область) стоит у самой линии соприкосновения. Несмотря на перемирие, здесь каждую ночь гремят выстрелы и взрывы.
"Мы не знаем, как нам дальше выживать…" – говорит местная жительница.
Родные Ольги живут по ту строну линии соприкосновения, в так называемой "ЛНР". Несколько дней назад женщина забрала внука, чтобы накормить.
"Туда же нам не дают провозить ни продукты, ничего. Там же ничего не платят", – рассказывает Ольга.
Но из Стаханова в Трехизбенку они добирались вплавь по реке.
За город Счастье долго велись бои. Отсюда рукой подать до Луганска, но теперь как будто на другой планете.
Полтора года назад Алексей работал на асфальтовом заводе, а теперь торгует на рынке.
"Здесь закупают мясо, и везут туда сумками", – говорит мужчина.
От торговок на рынке можно услышать ужасные, но правдивые истории, как люди пытаются обойти запреты на передвижения.
"Кто нелегальными путями… там стоят растяжки, взорвалась семья в Станице", – сказала Татьяна, жительница Счастье.
9 марта 2014 года в Луганске захватили здание ОГА. 30 марта в городе прошел митинг под лозунгом "Да – референдуму, нет – выборам президента!"
В некоторых городах, подконтрольных так называемой "ЛНР", население сократилось почти на 40%. Во время боевых действий из Луганска бежали больше половины жителей. Четыре месяца назад некоторые стали возвращаться.
Теперь Луганск учится выжить в своей новой реальности: здесь военное положение, вся власть у милиции и прокуратуры, судов нет.
В Луганске улицы пустуют не просто так, в городе практически нет бензина. Каждую заправку охраняют люди с автоматами. Но бензин есть только по талонам для боевиков. Еще хуже дела в аптеках.
Источник: Сегодня
Категории: Новости Киева Новости Мариуполя Новости Донецка Новости Луганска Новости Артемовска Новости Горловки Новости Стаханова
10.08.2015 09:24