За взятки везут бензин и алкоголь. СБУ запускает "сыщиков", а эксперты призывают снять ограничения
В последнее время контрабанда в прифронтовой зоне поутихла, уверяют волонтеры и СБУ. Но признают: полностью ее искоренить пока не удается. Ведь формально провоз грузов в прифронтовой зоне даже не является контрабандой, так как там нет госграницы, и фиксируется лишь как нарушение правил пересечения линии соприкосновения, поясняют силовики. Для борьбы с контрабандистами создали даже мобильные группы "сыщиков", а на блокпостах планируют открыть государственные торговые центры и аптеки для местных жителей. Но нелегальные продукцию продолжают везти. Объемы самые разные — максимальную партию с начала боевых действий задержали 1 июля: 700 тонн продуктов.
СИГАРЕТЫ И ПОКРЫШКИ. По данным силовиков, чаще всего на временно оккупированные территории Донбасса везут сигареты, алкоголь, бензин и наркотики. А на днях задержали фуру, которая везла боевикам так называемой "ДНР" строительные материалы, офисные принадлежности и электронные носители информации. "В основном возят еду и спиртное. Раньше провозили много инструментов и медикаментов для оказания первой помощи, маскируя их под гуманитарную помощь, — рассказал "Сегодня" волонтер Роман Доник. — Кроме того, возят запчасти, покрышки для грузовиков, заготовки для сигарет — табак, фольгу, клей и станки для их изготовления".
Чтобы избежать поимки, свой товар контрабандисты маскируют по документам, как макулатуру или металлолом. По словам советника замминистра обороны Наталии Воронковой, продукты, которые везут в зону боевых действий, зачастую незаконно записывают в документы по сниженной цене: "В итоге в зоне АТО у нас якобы самый дешевый сыр — по 2,5 грн за кг! Вся стоимость товара в фуре оценивается в 14 750 грн, но конечно же, никто его по такой цене продавать не планирует (в Донецке твердый сыр стоит от 120 грн/кг. — Авт.). Много алгкоголя провозят, прикрытого продуктами, а однажды даже пытались перегонять мясо в виде живого скота — просто через реку! А в среду обнаружили 10 кг серебряных и позолоченных изделий, которое везли из АТО сюда в виде церковной утвари".
Провозят товар не только на грузовиках, но и в легковых авто, говорит Наталия: "Водитель на легковушке может провезти товара где-то на 5000 грн, так что ему приходится ежедневно много раз гонять машину туда и обратно. Но чтобы ускорить процесс прохождения очереди, он берет с собой беременную женщину или женщину с грудным младенцем".
ПРОДУКТЫ НА БЛОКПОСТАХ. СБУ, совместно с ГФС, МВД, ГНС, десантниками ВСУ и волонтерами, еще в середине июля создала и отправила в зону боевых действий 7 сводных мобильных групп для пресечения нелегальных потоков товаров. Такие группы действуют в Мариуполе, Волновахе, Курахово, Дружковке, Славянске, Лисичанске и Счастье. "Постоянно будет проходить ротация, чтобы у участников не было искушения вступить в сговор с контрабандистами, — рассказали нам в Минобороны. — Наша задача — перекрыть провоз товаров полностью. Но тут главное, чтобы не пострадали мирные жители, поэтому мы решили создавать торговые центры и аптечные пункты на блокпостах: там они смогут купить товары и медикаменты по нормальной цене. Это будут государственные магазины, без больших наценок".
Волонтеры тем временем надеются, что законодательство по незаконным перевозкам ужесточат. "Президент обещал инициировать ряд нормативных актов, которые позволят конфисковывать машины, провозящие грузы. Сейчас транспорт, к сожалению, возвращают владельцу", — говорит Доник.
ЦЕНА ВОПРОСА. Официально провоз товара на оккупированные территории разрешен около 8000 фирмам, еще 3000 могут вывозить товары оттуда. Контрабандисты же проезжают через линию разграничения за взятки и с поддельными документами якобы от этих фирм. "Цена проезда ранее колебалась в пределах 15—20 тысяч грн (на каждом блокпосту приходилось оставлять 3—5 тысяч грн)", — говорит Доник. Но товары, ввезенные в так называемые "ДНР" и "ЛНР", там продают в 5—6 раз дороже, так что транспортировка окупалась. Но сейчас, после появления мобильных групп, цены на провоз груза выросли в 2—3 раза, отмечает волонтер: "Водители теперь стали больше бояться, что их поймают. Да и стоимость провоза груза из, например, Мукачево в Донецк сейчас оценивается в 60—70 тысяч грн — бензин подорожал". Контрабандисты используют даже безналичный расчет: деньги за провоз товара, по словам Воронковой, перекидывают военным на блокпостах просто на карточку.
ЗАРАБАТЫВАЮТ НА ВОЙНЕ. По мнению президента Украналицентра Александра Охрименко, экономическая блокада и боевые действия на Востоке помогают зарабатывать на контрабанде многим представителям власти и военным. "Неофициально говорят, что разговоры о борьбе с контрабандой — фикция, так как саму экономическую блокаду Донбасса используют для заработка. Отсутствие блокады помогло бы резко уменьшить контрабанду, но только в том случае, если бы восстановились прежние границы и прекратились боевые действия. Но ни для кого не секрет, что во время войны всегда возрастают незаконные расчеты".
Источник: Сегодня
Категории: Новости Мариуполя Новости Донецка Новости Славянска Новости Лисичанска Новости Дружковки Новости Мукачево Новости Волновахи
30.07.2015 09:29