В самопровозглашенной "ЛНР" — перебои с водой и светом, а в Донецке нет бензина
За последние несколько недель положение жителей оккупированных районов Донбасса еще больше ухудшилось. Огромные цены на товары, сложности с перемещением через линию разграничения. Особенно это касается жителей самопровозглашенной "ЛНР". Они фактически отрезаны от остальной части Луганской области рекой Северский Донец, мосты через которую разрушены. И если в т.н. "ДНР" гуманитарная ситуация более-менее стабильна, то в т.н. "ЛНР" все гораздо хуже. У людей проблемы с мобильной связью, дефицит медикаментов и продуктов, есть сложности с трудоустройством, а свет и воду подают с перебоями.
СИТУАЦИЯ В ДОНЕЦКЕ. Интенсивность боев в Донецке упала по сравнению с тем, что было зимой и в начале весны. По словам жителя города, преподавателя Валерия, ходить по улицам зимой было опасно: "Снаряды иногда долетали даже до центра. Однажды я приехал на работу и узнал, что прилетело на центральную автостанцию. Были погибшие и раненые... Вы представляете, что это означает, когда утром снаряд попадает в автостанцию? Мы знали, что если в воздухе засвистело, надо срочно упасть на землю. Но как поступить, если в это время ты, например, находишься в переполненном троллейбусе?".
Сейчас стрельба слышна лишь в районе Марьинки (западная часть города) и в северных районах, прилегающих к аэропорту: "В районе шахты "Октябрьская" практически не осталось целых домов". По словам Валерия, несмотря на войну, в городе поддерживается относительный порядок: "Летом и осенью прошлого года кто попало мог шататься по улицам с оружием. Сейчас этого нет. Навели дисциплину".
"ЗАРПЛАТНЫЙ ТУРИЗМ". Зарплаты в Донецке в основном выплачиваются. "За июнь ее уже выдали", — говорит донецкая преподавательница Инна, отмечая, что средний уровень заработков на территории, подконтрольной "ДНР", сопоставим с уровнем зарплат на остальной части Украины. Как сообщил глава единого координационного центра "Донбасс", уроженец оккупированной Горловки Олег Саакян, зарплата в "админорганах" "ДНР" стартует от 3 тысяч гривен. Такая же и средняя по Донецку. Инна и Максим отмечают, что работа есть в бюджетной, социальной и коммунальной сферах. "Но зарплата бюджетникам выдается в российских рублях, а на всех остальных предприятиях — в гривне", — уточняет Инна.
Местные утверждают, что гривня и рубль "ходят" одинаково, но гривни становится все меньше из-за того, что украинские банки выведены из подконтрольных боевикам территорий. Это не устраивает многих людей, получающих зарплаты в украинской валюте. "Жители Донецка, которые работают на промышленных предприятиях, зарегистрированных в Мариуполе, Краматорске, Красноармейске, ездят в Украину, чтобы получить заработанные деньги, из-за того что все банки исчезли. Это можно назвать вынужденным "зарплатным туризмом", — эмоционально поясняет Инна. "Так называемый зарплатный туризм стоит здоровья простых людей, которое уже никто не вернет", — добавляет Максим.
"Я РАБОТАЮ НА ЭТОМ БЛОКПОСТУ". По словам Валерия, в последнее время в Донецке нет бензина. При этом стоимость 95-го почти не отличается от киевской — по 23 грн за литр. А вот цены на продукты питания повысились, по разным оценкам, от 10—15% до полутора-двух раз. "Украинская продукция вытесняется российскими товарами", — отмечает Максим. "Местные предприниматели говорят, что украинские товары почти нельзя провезти из-за блокады. Запрет порождает коррупцию. Например, мне рассказывали, что за провоз одной фуры мяса просили взятку в размере 1000 долларов", — рассказывает Инна. Правда, кто именно просил и в каком месте, она сказать затрудняется.
Транспортные ограничения мешают жителям так называемой "ДНР" посещать своих родственников, оставшихся на "большой земле". С какими трудностями может быть связано путешествие через линию разграничения, рассказал в своем Facebook местный журналист Никита Синицын, описывающий поездку из Горловки в Харьков: "На первом же блокпосту в Майорске наш микроавтобус на 8 человек остановили. Перейти блокпост тоже не разрешили: один из военных грубо запретил это делать, второй посоветовал подсесть в легковые авто, которые пропускали относительно нормально... Тут же рядом оказался мужчина и предложил подвезти. Цена "удовольствия" — 80 гривен за 1,7 км пути. "Как выразился водитель, "я работаю на этом блокпосту".
ЕДИНСТВЕННАЯ СВЯЗЬ С УКРАИНОЙ. На транспортную блокаду жалуются и жители так называемой "ЛНР". Работающий в Луганске и Алчевске предприниматель Олег Л. говорит, что крупные магазины закрыты из-за невозможности провезти товары через линию разграничения. А те, кто еще возит продукцию с территории Украины, закладывают в ее стоимость взятки и деньги за риск, что и приводит к дороговизне: "Предприниматели придумали другую схему. Они ввозят груз через Россию. Но из-за длины маршрута и сопутствующих расходов такие товары стоят тоже дорого".
По словам Олега, в Луганске, Алчевске и Стаханове возник дефицит овощей, фруктов, мяса и яиц. Традиционно поставщиками для этих городов были частные хозяйства Новоайдарского и Станично-Луганского районов, частично или полностью находящиеся под контролем ВСУ. Оба основательно пострадали от войны, однако овощи и фрукты из этих районов поставлялись до мая 2015 года, пока не была введена почти полная блокада так называемой "ЛНР". В Станице Луганской придумали схему: стали торговать через посредников — местные доставляют товар до берега Северского Донца, потом он контрабандным путем переправляется на лодках к берегам "ЛНР". Такая практика сказалась на стоимости продукции и скорости доставки.
В целом украинских товаров буквально с каждой неделей становится все меньше. Их заменяет либо местная продукция, либо продукция из России и Беларуси. Говорят, что иногда попадается даже из Казахстана. "Хуже всего дела обстоят с лекарствами. В аптеках их почти нет, кроме самых обычных, вроде анальгина и перекиси водорода. Все остальное привозится под заказ, часто по предоплате", — отмечает Олег.
Есть проблемы и с мобильной связью. По словам Олега, все операторы работают с перебоями, а вышки одной из компаний захватили боевики и сейчас они запускают на их базе своего сотового оператора "Лугаком". Жители вернулись к старым добрым стационарным телефонам. "Пока это единственная связь с территорией Украины", — говорит предприниматель.
Выехать из т.н. "ЛНР" на остальную территорию Украины очень сложно. По словам работника Алчевского меткомбината Сергея, это возможно либо по спецпропуску СБУ, либо за взятку и через территорию "ДНР". Сообщение между "ЛНР" и другой частью Луганской области затруднено, поскольку мосты через Северский Донец взорваны, а на Бахмутской трассе, которая ведет к Лисичанску, часто стреляют. "В Украину ездят через Россию, въезжая через Меловое или Белгород", — уточняет Сергей.
РАБОТА И БЫТ В "ЛНР". Судя по словам Сергея, и с трудоустройством в т.н. "ЛНР" ситуация обстоит хуже, чем в т.н."ДНР". "С работой очень плохо. Кто может — уезжает. Из того, что есть, — сельское хозяйство, торговля, контрабанда, нелегальная добыча угля, а также служба в структурах "ЛНР", — констатирует Сергей. По его словам, основные предприятия региона "еле дышат". "Работают они по два дня в неделю, но зарплату, хоть и небольшую, людям платят", — говорит мужчина.
В мае резко обострилась ситуация с водой и светом. "Большинство многоэтажных домов Луганска и Алчевска стоят без воды, которую теперь приходится специально развозить по жилмассивам. Руководство "ЛНР" утверждает, что это часть плана Киева по блокаде т.н. "ЛНР", поскольку почти все водозапорные шлюзы оказались на территории, подконтрольной Украине. А у губернатора Луганской области Геннадия Москаля говорят, что причина — разрушенные из-за боев коммуникации. Свет время от времени тоже пропадает. Иногда надолго", — рассказывает Сергей.
По мнению Олега Саакяна, блокада оккупированных районов Донбасса повышает недовольство жителей "как по отношению к т.н. "ЛНР" и "ДНР", так и по отношению к Украине". "Около 60% граждан на оккупированных территориях уже все равно, с кем жить. Они просто хотят, чтобы не было войны", — говорит Саакян.
Источник: Сегодня
Категории: Новости Киева Новости Мариуполя Новости Донецка Новости Луганска Новости Харькова Новости Лисичанска Новости Горловки Новости Краматорска Новости Красноармейска Новости Алчевска Новости Стаханова
30.06.2015 09:18