Донбасс в шаге от экологической катастрофы: воды затопленных шахт могут разрушить дома, а хлор – уничтожить все живое

Экологи не исключают, что радиоактивный могильник в Донецке уже вовсю "фонит"

Оккупированные территории Донбасса находятся в одном шаге от экологической катастрофы, и ее масштабы и последствия пока трудно измерить. Причин для беспокойства экологов в отношении Донбасса – тьма, но сейчас их больше всего волнуют две вещи – могильник ядерных отходов возле Донецкого казенного завода химотходов (ДКЗХИ) и затопленные шахтные выработки. Все вместе или по отдельности может превратить Донецк в зону техногенной катастрофы.

Что скрывает могильник

Во вторник, 16 июня, в Донецке, в районе прозвучал взрыв, ударная волна от которого распахнула закрытые форточки жителей Буденновского и Пролетарского районов – а это, к слову, другой конец города. Придя в себя и наскоро обсудив, что же это могло так "бабахнуть"  – дончане попытались вернуться к привычным делам. Но буквально на следующий день – снова паника: "Поврежден могильник радиоактивных отходов!"

К слову, аналогичные взрывы на ДКЗХИ в сентябре и октябре прошлого года не вызвали такого ажиотажа по поводу возможных радиоактивных выбросов, а вот в июне Донецк обсуждал надвигающийся собственный Чернобыль в маршрутках и очередях. Кто-то вспомнил, что видел ядерный "гриб" на месте взрыва, кто-то ссрылался на соседа, работавшего на заводе и точно знающего, что могильник прорвало. Ужас расползся по шахтерской столице со страшной скоростью.

0_6071a_adada147_xl

Вход в могильник ядерных отходов. Фото: pauluskp.livejournal.com

Глава украинской стороны Общего центра по контролю и координации вопросов прекращения огня и стабилизации линии разграничения сторон (ЦСКК) генерал-майор Андрей Таран сообщил о том, что есть вероятность повреждения хранилища радиоактивных отходов в результате детонации боеприпасов в подземных складах завода. "Взрыв, произошедший 16 июня на территории Донецкого казенного завода химических изделий в результате детонации подземных складов боеприпасов, мог нарушить целостность хранилища", – завил Таран. Масла в огонь подлил министр экологии Украины Игорь Шевченко, который подчеркнул: "Состояние хранилища радиоактивных отходов, которое подчинено Министерству обороны Украины, под Донецком вызывает озабоченность, так как сейчас нет возможности проверить радиационный фон украинской стороной, а это может привести к катастрофическим экологическим последствиям".

Могильник на территории ДКЗХИ был законсервирован еще в далеком 1966 году, но вопрос с перезахоронением отходов с тех пор так и не решился. В середине 90-х назад при проверке выяснилось, что часть могильника уже разгерметизирована, но тогда образовавшуюся трещину быстро залили бетоном. Затем о нем практически не вспоминали.

Через сутки после взрыва представители "городской санэпидстанции" Донецка и  так называемые спасатели "ДНР" замерили радиационный фон неподалеку от завода – счетчики Гейгера показали 13 микрорентген в час при норме в 25. В центре города показатель радиоактивного фона был 11 мкР/час. Однако дончан это не успокоило.

"Мы живем на Админпоселке, нам и так достается по полной программе – обстрелы постоянные, люди бегут их своих домов, раненые даже были. Теперь еще утечка радиации – нам только этого не хватало. Мы что, проклятые какие-то? – негодует жительница Донецка Елена Коломойцева. – Кто-то доигрался, а страдают мирные люди! Говорят, в таких случаях надо красное вино пить или молоко, чтобы из организма радиацию выгонять. Вино сейчас сумасшедших денег стоит, а молока в Донецке днем с огнем не сыщешь".

Директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко рассказал "Сегодня" о том, что  говорить о безопасности людей и экологии в Донецке со стопроцентной уверенностью, к сожалению, нельзя. Непосредственно в Донецке должны быть проведены более качественные исследования, чем просто замеры по Гейгеру.

0_6070f_8781d539_xl

Хранилище для жидких радиоактивных отходов. Фото: pauluskp.livejournal.com

"Есть радиоактивные вещества – например, стронций, – которые не "фонят" и отследить их наличие в воздухе трудно. Маленькие обычные счетчики отслеживают наличие радиоактивных веществ по одному элементу, а по остальным пяти-шести – никак. Другие элементы не проверяются счетчиками, тут нужны иные приборы, – рассказал Борейко. – Иначе может получиться, что фона нет, а загрязнение есть. Образно говоря, если на улице не каркают вороны, это не означает, что в городе нет птиц".

Экологи обратились к специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Донецке, чтобы они проверили радиационный фон в Донецке. Результаты их проверки будут считаться достоверными.

Вода как мощный разрушитель

Вторая донецкая напасть – шахтные воды. Особенность геологии Донбасса в том, что грунтовые воды находятся не очень глубоко, и в любой подходящий момент стремятся выйти на поверхность. В шахтных выработках постоянно идет откачка как грунтовых, так и поверхностных вод, это стандартный процесс на участках водоотлива, налаженный годами.

В некоторых шахтах Донецка водоотлив замер, видимо, навсегда. Из-за боевых действий шахтные воды уже затопили выработки и грозят подтопить огромные территории в городе. Как рассказал "Сегодня" глава Независимого профсоюза горняков Донбасса Николай Волынко, экологическая угроза подтопления более чем серьезна. "В качестве примера можно вспомнить 1996 год, когда была закрыта шахта "Панфиловская" в Куйбышевском районе Донецка. Водоотлива там не было и шахтные воды вышли на поверхность. У жителей поселков Грабари и Красный Пахарь вода стояла в погребах и на огородах. Сейчас мы имеем своего рода эпицентр будущей эко-катастрофы – шахту "Октябрьский рудник", которая завязана с другими донецкими шахтами – "Панфиловская", "Куйбышевская", "Лидиевка". Шахта имени Абакумова уже буквально тонет, так же как и "Трудовская". Шахты имени Скочинского и Калинина еще как-то работают".

Все эти шахты, кроме "Калинина", расположены на северо-западе и западе Донецка, а выработки проходят чуть ли не под всем городом. По словам Волынко, поднявшиеся шахтные воды могут подтопить как дома, которые либо уйдут под землю из-за размытого грунта, или начнут разрушаться из-за повреждений, так и кладбища, и тогда масштабы экологической трагедии будут неизмеримы.

"Водоотлив всегда решал эту проблему, но о каком водоотливе может идти речь, к примеру, на шахте "Октябрьский рудник", если она затоплена, а все что можно – порезано на металл?" – задается вопросом Николай Волынко.

Руководитель общественной организации "Донецкое экологическое движение" Сергей Денисенко рассказал, что поднимающиеся шахтные воды могут также испортить питьевую воду. "Подтопление – явление медленное, но масштабное. Воды постепенно поднимаются и попадают в подземные и наземные источники питьевой воды, что в целом ухудшает качество питьевой воды, – отметил Денисенко. Также в городах Донбасса есть предприятия, которые могут уничтожить все живое в радиусе нескольких километров.

"Из-за боевых действий много выгорело, и будет выгорать лесов, также под угрозой растительность степей. Но одним из самых опасных объектов считаются и фильтровальные станции для воды. Там есть большие запасы хлора, который от разрушения емкостей может уничтожить все живое на расстоянии нескольких километров", – рассказал эколог.


Источник: Сегодня

Категории: Новости Киева Новости Донецка Новости Коломыи Новости Чернобыля

23.06.2015 09:10