Осенью исполняется 15 лет со дня убийства Георгия Гонгадзе. Именно такой срок давности при совершении особо тяжкого преступления установлен Уголовным кодексом
Накануне начала рассмотрения апелляций на приговор экс-генералу МВД Алексею Пукачу в деле об убийстве Георгия Гонгадзе ожидания от этого процесса были самые противоречивые. С одной стороны, появилась перспектива рассекречивания материалов этого громкого дела, с другой – адвокаты предупреждали, что в рамках этого конкретного рассмотрения сенсаций не будет.
Так, представитель семьи Гонгадзе в суде Валентина Теличенко еще в феврале заявила: "От апелляционного рассмотрения не нужно ждать сенсаций. Потому что свидетелей никто не будет допрашивать, ведь апеллянты не просят возобновлять судебное следствие. Пукача мы слышали уже много раз. Ну, услышим еще раз. Еще раз он скажет, что ему дали указание Кучма и Литвин. С тем же успехом он мог бы назвать любые другие фамилии".
Сеанс одновременной игры
В рамках апелляционного слушания должны были рассматриваться три апелляционные жалобы: жалоба адвоката Пукача Григория Демиденко, жалоба потерпевшего по делу Гонгадзе Алексея Подольского и жалоба Мирославы Гонгадзе и её представителя Валентины Теличенко.
Перед тем, как суд начал рассмотрение по сути, Теличенко и Гонгадзе свою жалобу отозвали. Это не стало сенсацией, о таком шаге они предупреждали заранее. Их мотивация проста: Пукач должен сидеть в тюрьме. Пожизненно. Таков был приговор суда первой инстанции, и Мирослава Гонгадзе вместе с Валентиной Теличенко надеются, что он вступит, наконец, в силу.
Удовлетворить апелляционные жалобы в полном объеме можно лишь вернув дело на досудебное расследование. А это автоматически может поставить вопрос об освобождении Пукача из-под ареста. Ведь он просидел в СИЗО без вступившего в силу приговора шесть лет при европейских нормах не более двух лет. И его защита вполне сможет сыграть на этой норме.
Основным же мотивом апелляций, поданных более двух лет тому назад, было то, что Генпрокуратура якобы намеренно исключила из обвинения Пукача вопрос о заказном характере убийства. Но сегодня, решением Виктора Шокина, Генпрокуратура расследует отдельное дело, целью которого как раз и является установление заказчиков преступления, а поэтому извлечение данного вопроса из дела Пукача на его судьбу влиять не должно. К тому же, как было сказано выше, полномочия судей в рамках данного рассмотрения не позволяют им установить заказчиков.
При этом ни у кого нет сомнений в виновности Пукача, даже у него самого. В Апелляционном суде Киева Пукач однажды заявил, что "всю жизнь был законопослушным гражданином", не отрицая при этом факт убийства им Георгия Гонгадзе.
Со дня убийства Гонгадзе в сентябре этого года исполнится 15 лет. Статья 49 уголовного кодекса Украины устанавливает именно такой срок давности при совершении особо тяжкого преступления. Согласно кодексу, "лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения им преступления и до дня вступления приговора в законную силу истекли соответствующие сроки". И хоть у этой нормы есть особые условия применения, которые, по идее, не должны позволить выйти Пукачу на свободу, основания для опасений (если приговор так и не вступит в силу) имеются.
По мнению стороны семьи Гонгадзе, Пукач затягивает рассмотрение апелляции по сути. На каждом заседании он озвучивает новые "откровения". "Я никуда не уезжал, ни от кого не прятался, рыбу ловил. А приговор – это чушь. Ложь, неправда. Я себя оговорил", – заявлял Пукач. Впрочем, на прямой вопрос судей: "Вы хотите сказать, что не убивали Гонгадзе?" отвечает: "Убивал".
Пукач также высказывал резко негативное мнение о самом Георгии Гонгадзе. Еще в суде первой инстанции он рассказывал, что Гонгадзе якобы был наркоманом, грабителем, разведчиком иностранных спецслужб, которого он устранил, исполняя волю Главнокомандующего. За несколько недель до отзыва своей апелляции, адвокат Мирославы Гонгадзе Валентина Теличенко в ходе одного из заседаний заявила прямо – спектакль Пукача ей надоел, и предложила "оборотню в погонах" перестать валять дурака, и наконец-то начать говорить серьезно об истинных мотивах совершенного им преступления.
Но самое удивительное то, что эти заявления Пукача поддерживает потерпевший Подольский, а также два его представителя – народный депутат Виталий Куприй, а также Александр Ельяшкевич. Напомним – это тот самый Алексей Подольский, которого согласно материалам дела Пукач вывозил в лес и душил ремнем. Виталий Куприй – нардеп-мажоритарщик из Днепропетровской области, который входит в так называемую "группу Игоря Коломойского" в Верховной Раде. Александр Ельяшкевич, который в 90-е годы успел поработать депутатом ВР, был видным членом партии Павла Лазаренко "Громада".
Александр Ельяшкевич, Алексей Подольский и Виталий Куприй
От любви до ненависти, и наоборот
Подольский и его представители хватаются за каждое новое "разоблачение" Пукача и отказываются продолжать рассмотрение апелляции, пока это очередное заявление Пукача не будет расследовано. "Для меня права Пукача священны", – заявил Алексей Подольский, угрожая принести в суд и поджечь шины. В таких условиях рассмотрение апелляций не может проходить быстро. Судебные заседания по данному делу начались еще в феврале. Сегодня – уже конец июня. Учитывая то, что процесс рассмотрения дела по должен был затянуться максимум на месяц-два, перспектива его затягивания до сентября уже не выглядит столь фантастической.
Кроме того, начались выпады в адрес представителя семьи Гонгадзе Валентины Теличенко. Пукач обвиняет Теличенко в давлении, из-за которого ему якобы пришлось "оговорить себя". Подольский также угрожал Валентине Теличенко тюрьмой.
Следует отметить, что Валентина Теличенко – последовательный сторонник выяснения реальных мотивов убийства, совершенного Пукачем в сентябре 2000-го года. Помимо представления в суде интересов семьи Гонгадзе, она представляет сегодня Надежду Савченко в Европейском суде по правам человека. Ранее в этом же суде она представляла интересы Юрия Луценко (именно благодаря ей, ЕСПЧ признал незаконным арест Луценко, а дело против него – политически мотивированным) и Юлию Тимошенко. В свое время она представляла и интересы самого Алексея Подольского в деле против Пукача, но с тех пор многое изменилось.
Кроме выпадов в адрес Валентины Теличенко, часть выступлений Подольского и его представителей в суде не обходится без упоминания фамилии второго президента Украины Леонида Кучмы.
Кто ведет игру?
Если посмотреть, какие СМИ старательно ретранслируют заявления Пукача и Подольского, ведут трансляции из суда и регулярно посвящают ему свои ток-шоу, то окажется, что они принадлежат одному владельцу. Если обратить внимание на личности главных участников упомянутых ток-шоу и представителей Подольского в суде (нардепы Виталий Куприй, Владимир Парасюк и Андрей Денисенко), окажется, что они также связаны с этой персоной.
На связь Подольского с этим человеком впервые обратила внимание именно Валентина Теличенко, что легко объясняет причины ненависти потерпевшего к своей бывшей защитнице.
"Абсолютно не сомневаюсь, что много шума на одном из каналов поднялось не потому, что внезапно появился интерес к этому делу, а потому что владельцу этого канала, а именно Коломойскому, захотелось использовать это дело против Пинчука как зятя Кучмы", – завила она еще в начале судебных прений.
"Политические игры ведутся ради победы Коломойского в судебном производстве в Лондоне, которое против него начал Пинчук. Насколько я понимаю, у Коломойского не очень сильная позиция в том суде. Потому уже используются такие методы, которые совсем нельзя считать чистыми и правильными", – сказала Теличенко.
Учитывая все вышесказанное, вовсе не представляется странным, что Валентина Теличенко отказалась принимать участие в шоу, имеющем задачу усилить чьи-то позиции в корпоративном споре.
С недавних пор в риторике Подольского и его группы поддержки появился еще один объект ненависти – действующий украинский президент Петр Порошенко. Момент появления новой "мишени" у Подольского, Ельяшкевича и Куприя практически совпал с отставкой Игоря Коломойского с поста губернатора Днепропетровской области и началом противостояния олигарха с президентом.
"Политическая воля одного человека – Петра Порошенко – ведет к тому, чтоб фальсифицировать это дело. Так же будет делаться по "Небесной сотне", – заявил в суде Подольский.
В данный момент цели Пукача и цели Подольского, Ельяшкевича и Куприя совпадают. Они, как и Пукач, заинтересованы, чтобы заседание продолжалось как можно дольше. Учитывая резонанс дела, суд по нему является отличной трибуной для громких обличений. Для группы Подольского – возможность как можно дольше создавать необходимую картинку, целью которой является давление на Пинчука и склонение его к некому подобию мировой на уровне судебного лондонского разбирательства. Для Пукача затягивание времени хорошо тем, что шансы на значительное смягчение своей участи (вплоть до освобождения) возрастают с каждой неделей.
Остается надеяться, что совместные старания команды Подольского и защиты Пукача все-таки не приведут к освобождению убийцы Георгия Гонгадзе.
Источник: Сегодня
Категории: Новости Киева Новости Днепропетровска Новости Коломыи
22.06.2015 14:29