Система образования в Чернигове требует реальной оптимизации, а не банального закрытия школ и дошкольных заведений. Если честно ответить на вопрос, почему в одну школу (садик) стоит очередь, а в другой – постоянный недобор, то можно будет понять, что нужно исправить, чтобы наполняемость классов и групп по городу была равномерной.
Похоже, что управление образования не хочет заниматься вопросами реальной оптимизации системы образования. Наверное, лучше и выгоднее создавать «элитные» школы и садики, в которые родители будут стремиться отдать своих детей, как говорится, любой ценой. И, конечно, при этом можно всегда говорить о том, что тот или иной район – малонаселен, поэтому там, в школе и нет детей.
Но если посмотреть, например, на лицей №15, в котором 44 учебных класса и 1324 ученика, приезжающих со всего Чернигова, то становится понятно, что наполняемость этого учебного заведения совершенно не зависит от количества детей, проживающих в районе улицы 50 лет ВЛКСМ! И наполняемость школы №36 І-й ступени, которая находится на улице Одинцова – не зависит от количества детей в микрорайоне: и там дети – со всего Чернигова!
Всем школам нужны гении
История выпускного класса школы №17 повторяется. Два года назад мы писали о том, что выпускников 9-го класса этой школы не хотели принимать в 10-й класс из-за, якобы недостаточного количества учеников в классе. Тем не менее, класс открыли, и в этом году школа выдала аттестаты о среднем образовании 19 выпускникам.
Проблема школы №17 в том, что по решению управления образования Черниговского горсовета десять лет назад нынешний выпускной 9-й класс набрали, как «класс коррекции». В единственном 1-м классе изначально было всего 16 детей! Думало ли управление образования тогда о будущем этих детей и всей 17-й школы?
Как заявляет начальник управления образования Владимир Куприяненко, «класс коррекции» существует только до 4 класса, а после – это обычный класс. Но если бы «класс коррекции» набирали не в малокомплектной школе, а в школе, где есть 2-3 первых класса, то после 4 класса учеников можно было бы перераспределить, и все классы выровнять по уровню подготовки. И сейчас проблемы бы не было! Но, в Чернигове по несколько первых классов только в так называемых «элитных» школах. А именно в этих школах проходит специальный отбор первоклассников, и дети, требующие коррекции знаний, здесь просто никому не нужны!
Из-за позиции управления образования сегодня у детей отказываются принимать документы в 10 класс, аргументируя тем, что, дескать, их мало, хотя заявлений уже шестнадцать. Добрать 4 ученика – не такая уж большая проблема, поскольку в выпускном 9 классе этой школы было 25 человек. Да и со стороны кого-то можно было бы принять. Но видимо в планы управления образования дальнейшее развитие школы №17 не входит. Получается, что «класс коррекции», завершив девятилетнее обучение, должен быть расформирован?
Школа будет І-ІІ ступени?
Директор школы №17 Виктория Коломийцева не скрывает, что уровень подготовки учеников 9 класса ее школы, мягко говоря, средний. А если учесть, что часть детей из этого класса – со слабым здоровьем, напрашивается вывод: в других школах этим ученикам прижиться будет не так уж и просто. Поэтому и беспокойство родителей о будущем своих чад – вполне оправдано.
Несмотря на это, управление образования настойчиво подталкивает директора школы Викторию Коломийцеву к отказу в приеме документов в 10 класс на 2015-2016 учебный год. В планах управления – сделать школу с девятилетним обучением, то есть І-ІІ ступени.
Можно утверждать, что в следующем году проблемы с 10 классом не будет – в учебном периоде 2015-2016 годов в школе №17 уже нет 9 класса. Поэтому рациональнее было бы доучить детей, и начать реорганизацию школы со следующего года (если позиция управления образования не изменится). Но ссылаясь на дефицит бюджета, управление образования почему-то слишком торопится…
Скажем так, нормативами министерства не предусмотрено, сколько детей должно быть в классе. В различных документах говорится о том, что класс можно открывать уже при 10 учениках. О каком-то конкретном количестве учеников, необходимом для открытия класса не могут сказать ни директор школы Виктория Коломийцева, ни начальник управления образования Владимир Куприяненко.
И хотя, начальник управления и говорит о 25 и боле учениках для открытия класса в городской школе, но запрошенные нами в управлении образования данные подтверждают, что в Чернигове немало классов с наполняемостью в 22-23 человека, особенно в так называемых малокомплектных школах. Кроме того, следует добавить, что перерасход средств из-за отсутствия 3-4 учеников будет гораздо меньше, чем от содержания полупустой школы.
В то же время глава Комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич отмечает, что очень важно, чтобы за всеми разговорами об ограничениях для страны не была потеряна перспектива развития. И если в законе, например, изменить минимальную наполняемость учеников в классе, как предлагает Министерство финансов, чтобы верхняя норма – 30 человек относилась как минимальная, – это разрушение системы.
Школу готовят к закрытию?
Как заявляют учителя школы №17, не особо в школе стремятся набирать и первые классы. По словам педагогов, на начало этого года желающих подать заявления в первый класс было около 40 человек. То есть в школе могло быть сформировано два первых класса. Но расширение школы в планах управления образования, видимо, не стоит. Поэтому сегодня на первый класс в школе №17 претендует всего 31 человек.
Владимир Куприяненко убеждает, что школу №17 закрывать никто не планирует. Но и он, и директор школы говорят о том, что это должна быть школа I-II ступени, то есть с обучением до 9 класса. Сразу же возникает вопрос о будущем такой школы, поскольку практически все родители, отдавая малышей в 1 класс, видят их выпускниками 11 класса. Вряд ли будет много желающих отдать детей в 1 класс неперспективной школы.
Владимир Куприяненко вспоминает, что в его время было много восьмилеток. И сам он начинал в восьмилетке (школа №8, которую успешно закрыли). Но сегодня девятилетнего образования явно недостаточно. Тогда было другое время, и отсутствие среднего образования было нормой. Сегодня ситуация несколько иная – родители хотят дать детям среднее образование и в то же время стараются, чтобы их чада подольше побыли детьми: не каждый отдаст своего ребенка в ПТУ.
Поэтому родителей можно понять – они борются за открытие 10 класса. Но далеко не все из них уверены, что вопрос будет решен положительно. По их мнению, проблема школы не в отсутствии детей, а в большой, свободной от застройки территории и наличии пустующего корпуса – бывшего детского сада.
Родители считают, что корнем всех их проблем является желание управления образования сдавать помещения в аренду, и при сокращении количества классов в школе – отдать под застройку еще и пришкольную территорию.
Детские сады в этом районе не нужны
Мы задали начальнику управления образования Владимиру Куприяненко вопрос и о судьбе детского сада, арендуемого украинско-российским институтом у школы №17. И опять неожиданный ответ: в этом районе проблем с местами в ДНЗ не существует! Но подождите, ведь постоянно говорилось о том, что у Центра занятости, который расположен неподалеку, необходимо забрать помещение, которое было детским садом из-за дефицита свободных в садах мест. А тут – пустое здание и никому не нужно!
Изучив информацию по ближайшим ДНЗ, мы видим, что ни – переполнены! И, при этом, количество детей в Чернигове постоянно растет! Так, например, в ДНЗ №24 при норме в 115 детей по факту – 120 малышей. В ДНЗ №37 при норме 226 по факту – 261 ребенок! Да и вообще, по отзывам черниговцев, в центральной части города с детсадами – большая проблема. Так не стоит ли городскому совету подумать о капитальном ремонте пустующего детского сада и его открытии?
Небольшие школы нужно специализировать
Мы уверены, что подбор высокопрофессиональных педагогов и улучшение материально-технической базы малокомплектных школ города с определением их «узкого профиля», может коренным образом изменить ситуацию в сфере образования Чернигова. Ведь в том числе и неравномерная финансовая поддержка школ Черниговским горсоветом привела к ситуации, которую мы имеем на сегодняшний день.
Что же касается школы №17, то в частности, открытие современного детского сада на территории этой школы и техническое переоснащение учебного заведения с конкурсным отбором преподавательского состава, помогло бы изменить ситуацию с наполняемостью и поднять престиж обучения в этой школе.
Мнения
Елена Маркова, мама ученицы школы №17:
– В нашей школе хотят закрыть 10 класс. Сначала нам говорили, что необходимо 20 человек. Потом – 25 учеников. Теперь начальник управления образования уже утверждает, что для открытия 10 класса нужно 27 детей. Нам предлагают отдать детей в школу №4. Но у них из 9 класса выпускается 19 человек, а у нас – 25! Все почему-то заинтересованы в открытии 10 класса в школе №4. Нас «обрабатывает» 4-я школа. Мне звонили и приглашали в эту школу. Откуда посторонние люди узнали мой домашний адрес, номер телефона? Но дело даже не в этом. Я спросила, а как быть с тем, что при закрытии класса в 17-й школе, в 10 классе школы №4 будет под 40 человек. Мне сказали: детей постепенно просто «отсеют»! Вы это представляете?..
Татьяна Думчева, мама ученицы школы №17:
– Как только у нас появился «московский университет» и стал арендовать здесь помещения, у нас сразу же перестали набираться классы. Я думаю, что там вообще будет интересная история, если поглубже копнуть. Территория школы – очень большая. И тут даже не о детях речь. Вопрос стоит о земле и отдельно стоящем помещении. Конечно, сильных детей любая школа заберет. А куда деваться тем, кто послабее?
Алла Самойленко, председатель родительского комитета 9 класса:
– Вместо того чтобы укомплектовать 10 класс, директор школы раздает наши адреса и детей по разным школам. Это разве нормально? Мы хотим, чтобы наши дети были выпускниками 11 класса школы №17, поэтому стучим во все двери. Поддержки у начальника управления образования Владимира Куприяненко мы не нашли, обратились к министру образования Украины.
Илья Воедило, ученик 9 класса школы №17:
– Я учусь в этой школе с первого класса. Сначала мы жили рядом со школой, но потом переехали в район «Вены». Каждый день я езжу в школу на занятия. К этой школе я привык и покидать ее не хочется. Привыкать к новой школе будет не просто. Папа тоже говорит, что новый коллектив – это не лучший вариант. И от таких перемен ничего хорошего не будет.
Елена Лобашова, классный руководитель
– Еще зимой дети писали анкетирование о том, кто пойдет в 10 класс. У нас было 23 заявления от 25 учащихся. Два человека стабильно собирались уходить: один – в «летный» лицей, а другой – в «радиозаводской» техникум. Изначально это был класс коррекции. В классе учатся дети-инвалиды. По успеваемости слабеньких всего – человека четыре. Маркова Даша – это наша будущая звезда. У нее 11-12 баллов по всем предметам. Самойленко – такая же. Человек 6-8 – очень сильные детки. Тем не менее, дети не простые. И в новой школе у них могут быть определенные проблемы. Здесь они – одна семья и никто никого не обижает. Как будет в другой школе – не знает ни кто…
Евгений Дубина, ученик 9 класса школы №17:
– Я очень надеюсь, что в 10-й класс пойду в родную школу №17. У нас практически весь класс хочет остаться в этой школе. Мне предлагали перейти в школу №4. Но мне туда дальше будет добираться, да и к этой школе я уже сильно привык…
Елена Сторожева, педагог начальных классов:
– Когда в 1985 году я пришла работать в школу, здесь было по два начальных класса. А потом количество детей увеличивалось и начальных классов стало 14. Мы в две смены тут учились! Сегодня возможность открыть второй 1-й класс дает только «гороно». Все зависит от того, дадут они нам штатную единицу или нет. Зимой было очень много детей. Но мы же отказывали, мы не принимали документы...
Джерело: gorod.cn.ua
Категорії: Новости Чернигова Новости Коломыи
16.06.2015 20:20