Интервью Константина Елисеева: ЕС сыграл огромную роль в остановке агрессии РФ, но мог сделать больше

Интервью Константина Елисеева: ЕС сыграл огромную роль в остановке агрессии РФ, но мог сделать больше

Накануне саммита "Восточного партнерства"  посол Украины в ЕС рассказал о "ловушках" Кремля и о том, что мешает Украине получить безвизовый режим

- Уже точно известно, что Украина не получит безвизовый режим на саммите "Восточного партнерства". В этом полностью вина украинской власти?

- Позвольте сделать маленькое уточнение. Речь шла не о получении безвизового режима на саммите, а об обнародовании положительной рекомендации Комиссии. С каким результатом мы приближаемся к Рижскому саммиту? В начале мая Еврокомиссия обнародовала доклад, который говорит о существенном прогрессе Украины в выполнении критериев, определенных Второй фазой Плана действий по визовой либерализации, а также выражает полную поддержку нашей стране в скорейшем завершении необходимых реформ. Все это достигнуто менее чем за год, прошедший со времени перехода ко Второй фазе. Более того, прогресс достигнут в сверхсложных условиях противодействия российской агрессии. Важно, что в упомянутом докладе Еврокомиссия обязалась подготовить еще один оценочный доклад до конца года. Анализ высказанных в упомянутом Докладе рекомендаций дает нам основания утверждать, что их оперативное выполнение вполне реалистично, а значит и получение безвизового режима в ближайшей перспективе – достижимая цель. И главное, есть общая настроенность сторон на введение безвизового режима для украинских граждан на основе надлежащего прогресса в осуществлении рекомендаций Доклада.

- Какие обязательства для введения безвизового режима мы не выполнили? Возможен безвизовый режим, пока в Донбассе идет война?

- Если говорить языком цифр, то из 15 критериев, по которым оценивалось выполнение Украиной второй фазы Плана действий по либерализации визового режима, по 10 критериям отмечается полное или практически полное выполнение.

Еще четыре критерия, которые касаются борьбы с организованной преступностью, торговлей людьми, защитой национальных меньшинств и предоставления убежища, мы выполнили частично с хорошей перспективой дальнейшего прогресса. И только один критерий – предотвращение коррупции и борьба с ней – получил оценку как "частично выполнен" и связано с тем, что формирование соответствующих органов не завершено. По войне на Донбассе, конечно, существуют определенные опасения со стороны государств-членов ЕС в контексте возможных миграционных рисков. Чтобы доказать беспочвенность таких опасений, мы активно взаимодействуем с ЕС в вопросах обеспечения надлежащего пограничного контроля, обеспечения безопасности проездных документов, помощи внутренне перемещенным лицам. И я убежден, что ЕС не может наказывать украинских граждан за навязанный им извне конфликт, так же, как не наказывал граждан Молдовы за наличие неурегулированного приднестровского вопроса.

- После провального для Украины Вильнюсского саммита, каковы Ваши ожидания от этого саммита?

- Начну ответ со второй части Вашего вопроса. Саммит в Риге будет проходить по радикально новым условиям, в условиях кардинального изменения ситуации безопасности в регионе Восточного партнерства и Европе в целом.

Российская агрессия против Украины, целенаправленные действия по дискредитации европейского курса участниц Восточного партнерства и препятствование их сближению с ЕС – это новые реалии, на которые мы не имеем права закрывать глаза. Поэтому сейчас мы работаем над тем, чтобы в Риге были даны адекватные оценки развития ситуации в регионе и признаны причины нынешнего кризиса.

Во-вторых, регион приобретает принципиально новые очертания с подписанием с Украиной, Грузией и Молдовой соглашений об ассоциации. Эти три страны взяли на себя амбициозные обязательства, начали масштабные реформы. Эти страны объединяет одна цель – они четко и однозначно видят свое будущее в ЕС. Очевидно, что Восточное партнерство не может в дальнейшем оставаться политикой неопределенности без видения конечной цели. В общем, позиция Украины известна для наших партнеров из ЕС. В нынешних условиях крайне важно предоставить четкий сигнал признания европейских стремлений Украины, Грузии и Молдовы. Параллельно мы работаем над отражением в Совместной декларации Рижского саммита политического сигнала в поддержку введения безвизового режима, а также временных рамок такого шага. По моему убеждению, Рижский саммит должен стать свидетельством того, насколько правильно были изучены уроки прошлого, какие сделаны выводы из событий прошлого года.

- Действительно ли российская власть блокирует начало работы Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС с 1 января 2016? Почему Россия это делает?

- Действительно, российская сторона делает максимальные попытки, чтобы отсрочить введение Зоны свободной торговли между Украиной и ЕС, якобы из-за огромных гипотетических потерь российских производителей. Стремясь снять напряжение, в духе доброй воли Украина и ЕС согласились на проведение трехсторонних консультаций с российской стороной с целью предметного рассмотрения "беспокойств" РФ. Но уверяю Вас: об отсрочке временного применения Соглашения в части ЗСТ или проведения переговоров для внесения изменений в текст Соглашения, который, кстати, ратифицировала не только Украина, но и большинство стран ЕС,  речь не идет. Позиция, как руководства Украины, так и лидеров ЕС является четкой и однозначной – применение Соглашения в части ЗСТ начнется с 1 января 2016-го. Это, в частности, было подтверждено в Заявлении по результатам саммита Украина-ЕС, который недавно прошел в Киеве (28 апреля – Авт.).

Относительно целей Кремля, я уже неоднократно заявлял, что Россия стремится получить право вето на имплементацию Соглашения об ассоциации в Украине, которая, как известно, является дорожной картой для проведения внутренних преобразований. Это логично вписывается в общую стратегию Кремля по целенаправленному подрыву суверенитета Украины, что является залогом постоянного содержания нашего государства в орбите влияния Москвы.

- В ЕС Вы являетесь Представителем Украины с 2010 года. Как после Революции Достоинства, незаконной аннексии Крыма и военной агрессии России на Донбассе изменилось отношение европейцев и официального Брюсселя к Украине?

- Учитывая, что евроинтеграцией я занимаюсь, в той или иной степени, уже около 15 лет, могу дать Вам даже более ретроспективный взгляд на состояние наших отношений. Европейский Союз всегда благосклонно относился к евроинтеграционному курсу Украины, поддерживал внутренние преобразования в нашей стране. Если же говорить о нынешней агрессии Кремля, то она стала своеобразным тестом для ЕС, проверкой на готовность защищать ценности, которые лежат в основе его создания и развития. Хотя ставить оценки в этом экзамене еще преждевременно, я убежден, что позиция ЕС сыграла огромную роль в том, что мы смогли остановить российскую агрессию на восточной границе Украины. Не забывайте также, что борьба с российской агрессией происходит не только на военном фронте. У нас открыты также экономический, финансовый и информационный фронты, где мы чувствуем сильную поддержку ЕС. Бесспорно, ЕС мог бы делать больше, я об этом неоднократно заявлял. Мы работаем в этом направлении, разъясняем, какую угрозу российская агрессия несет для нашего общего европейского будущего. Могу заверить, четкое осознание такой угрозы в Брюсселе существует.

- Саммит Украина – ЕС в Киеве 28 апреля большинство охарактеризовали как провальный. Так, в прессе все чаще появляются нарекания влиятельных европейских политиков, дипломатов и чиновников в сторону украинской власти о нежелание проводить реформы и бороться с коррупцией.

- Попробую привести Вам несколько аргументов для опровержения Вашего тезиса. Лидеры ЕС решительно поддержали суверенитет и территориальную целостность Украины, четко подчеркнули ответственность Москвы за проведение Минских договоренностей, включая немедленное освобождение всех заложников и незаконно задержанных украинских граждан, среди которых и Надежда Савченко. Все эти сигналы очень важны в свете предстоящих решений ЕС о продлении и возможного ужесточения санкций против РФ (решение должны рассматривать в июне – Авт.). Во время саммита сняты и спекуляции вокруг возможной очередной отсрочки введения ЗСТ между Украиной и ЕС, которую упорно пытается навязать Россия. Эта ЗСТ начнет действовать с 1 января 2016 года. Нам удалось продвинуться и в вопросе развертывания в Украине операции по поддержке мира и безопасности. Уже осуществила свой первый визит оценочная миссия для выработки путей более активного привлечения ЕС в урегулирование ситуации. Конечно, значительное внимание было уделено и вопросу реформ. ЕС также подтвердил готовность продолжать оказывать Украине консультативную и техпомощь в осуществлении реформ, договорились о ряде шагов ЕС по расширению финпомощи Украине, в частности речь идет о третьем пакет макрофинансовой помощи ЕС объемом 1,8 млрд евро. Я также искренне благодарен президенту Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру, который дал, на мой взгляд, мудрое и понятное определение европейской перспективы нашего государства, назвав Украину членом европейской семьи с глубоким европейскими корнями. И, наверное, всем запомнилось выступление президента Евросовета Дональда Туска на украинском языке. Мы стремились, чтобы эта киевская встреча на высшем уровне запомнилась как Саммит ассоциации и солидарной поддержки Украины. В целом наши ожидания оправдались. Более того, это мнение с нами полностью разделяют и партнеры из ЕС.

- Какие существуют препятствия для полноценной работы ЗСТ между Украиной и ЕС? Что еще не успела выполнить Украина?

- Пока не существует никаких препятствий на пути к началу функционирования углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС по 1 января 2016-го. Элементы, связанные с юридическими и техническими аспектами применения административных механизмов в условиях свободной торговли с Евросоюзом утверждены соответствующими нормативными актами. Речь идет об использовании (подчеркиваю – в автоматическом режиме!) тарифных квот, которые будут применяться украинской стороной к определенной агропродукции из ЕС, специальные мероприятия в отношении импорта в Украину одежды, которая была в использовании, оформление сертификатов происхождения EUR.1. Продолжается работа над утверждением механизма контроля импорта в Украину легковых автомобилей с ЕС. Наряду с этим, осуществляется плановая работа по приближению отечественного законодательства с положениями acquis с целью обеспечения в краткосрочной перспективе ощутимых результатов от функционирования ЗСТ. Однако, хочу отдельно подчеркнуть – начало функционирования ЗСТ является лишь отправной точкой и ориентиром для углубленных внутренних реформ в государстве.

- С момента подписания соглашения об ассоциации и ЗСТ объемы торговли Украины и ЕС выросли всего на несколько процентов. Что помешало значительному росту объемов торговли, как изменились торговые позиции, какие перспективы?

- В 2014-м ЕС стал единственным международным партнером Украины, в торговле с которым были зафиксированы положительные тенденции роста экспорта. Во всех других сегментах, как по торговому, так и по географическому измерениям, наблюдались отрицательные показатели. С чем это связано? Прежде всего, с внешними негативными факторами, о которых мы уже говорили. Происходит агрессия против нашего государства, разрушены важные промышленные объекты на Востоке. Существенно дестабилизирована экономситуация. Установления мира и обеспечения экономического восстановления создаст благоприятные возможности для украинских экспортеров, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами ЗСТ с ЕС. Мы рассчитываем как на увеличение поставок конкурентоспособной аграрной продукции, так и на постепенный переход от экспорта сырья к экспорту готовой продукции в промышленном сегменте торговли.

- Как Вы оцениваете готовность украинских производителей к выходу на европейские рынки? Какого прогресса они достигли во внедрении евростандартов?

- Многие украинские предприятия уже длительное время работают на европейских рынках, где успешно конкурируют с мировыми производителями. Предполагаемое введение ЗСТ с ЕС только усиливает эту тенденцию. Анализ использования автономных торговых преференций, введенных ЕС в отношении Украины в апреле 2014-го, показывает, что основными препятствиями в доступе на европейские рынки является не импортные тарифы, а именно нетарифное регулирование – технические барьеры, санитарные и фитосанитарные требования. Исходя из собственного опыта содействия украинским экспортерам в выходе на рынок ЕС (в частности, на базе Представительства (Украины в ЕС – Авт.) создан Центр поддержки экспортеров), могу констатировать, что большая часть производителей, которые не имеют европейских сертификатов соответствия, уже работают над внедрением этих стандартов. В то же время, 60% промышленной продукции не требует обязательной сертификации для экспорта в ЕС.

Отсутствие сертификата соответствия не является препятствием в поиске партнера в ЕС. Поэтому большая часть украинских производителей промышленной продукции потенциально готова к выходу на рынок ЕС, впрочем, успех во многом зависит от их способности предложить продукт, который бы пользовался спросом в ЕС.

Этот процесс является нелегким, но он не имеет "национальной привязки", ведь с подобными трудностями сталкивается любой производитель, в т.ч. из стран-членов ЕС. С продуктами питания ситуация несколько сложнее (особенно в сегменте товаров животного происхождения) и требует больших усилий предприятия по внедрению высоких требований к безопасности продукции. Получение европейского сертификата качества является глобальным конкурентным преимуществом производителя, поскольку открывает двери не только на рынок ЕС, но и на рынки других развитых стран мира. В Украине уже существует большое количество предприятий, которые существенно нарастили объемы экспорта в третьи страны благодаря соответствию европейским требованиям. Количество таких компаний постепенно растет.

- В предыдущем правительстве объясняли отсрочку ассоциации с ЕС рисками для многих отечественных отраслей (машиностроение, металлургия, АПК) и необходимостью значительных инвестиций для их модернизации. Какие риски и выгоды для этих отраслей видите Вы?

- Начну с цифр. В 2014-м по ряду групп промышленного сегмента, наблюдалось значительное увеличение объемов экспорта в ЕС энергетического оборудования – 5,5%, электрических машин – 10,6%, одежды – 3,7%, мебели – 14,9%. Безусловно, дальнейшее присутствие на рынках ЕС невозможно без коренной модернизации соответствующих производств. Но именно ЗСТ должна способствовать привлечению европейских инвестиций, созданию симбиоза украинского производственного потенциала и новейших европейских технологий. Начнет сближаться технологическая структура экономики Украины со структурами государств-членов ЕС, будет происходить переоснащение и модернизация отечественных предприятий; упростятся процессы привлечения технологических и инновационных решений, реализуемых в странах ЕС; уменьшаться нетарифные ограничения в торговле с/х продукцией. При этом мы сохраним суверенитет в определении и осуществлении внешнеэкономической политики. Рисками для наших производителей станут новые условия повышенной конкурентной среды ведения бизнеса. Однако, в этом я вижу, прежде всего, возможности для развития бизнеса и защиты потребителей через повышение качества продукции. И завершая, внедрение евростандартов в рамках ЗСТ откроет для наших производителей не только европейский рынок. Как известно, европейские стандарты очень высоки. Поэтому их внедрение я бы сравнил с получением, например, диплома Оксфордского или Кембриджского университета. А выпускники с таким дипломом очень востребованы.

- Какие конкретные шаги необходимо предпринять для реального прихода частных западных инвесторов в Украину и когда это может произойти?

- Предпосылкой для привлечения иностранных инвестиций является создание благоприятного бизнес-климата. Существуют факторы, которые негативно влияют на отечественную деловую среду и сдерживают инвесторов от наращивания своего присутствия в Украине. В первую очередь, это продолжающаяся агрессия РФ на Востоке Украины со всеми производными последствиями для экономики и бизнеса. Прогнозировать развитие событий сложно. Другим аспектом является обеспечение верховенства права в Украине и эффективная борьба с коррупцией. Украинская власть уже немало сделала в этой сфере, прежде всего в части дерегуляции предпринимательской деятельности и дополнительной защиты прав инвесторов, впрочем, много работы еще впереди. Эффективная имплементация мер, предусмотренных Национальной Стратегией "Украина-2020", создаст прочную основу для притока прямых иностранных инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Многолетний евроинтегратор

Имя: Константин Елисеев
Ро­дил­ся: 14.09.1970 в Красноармейске Донецкой обл.

Константина Елисеева назначали Представителем Украины при ЕС (офис — в Брюсселе) еще летом ­2010-го. В 1992-м он окончил КИМО. Начинал карьеру атташе группы Коллегии МИДа Украины. С 1997 по 1999 год — первый секретарь посольства Украины во Франции. Плотно курировать евроинтеграцию нашего государства Елисеев начал с 2004-го, когда был назначен заместителем Представителя Украины при ЕС. А осенью 2007-го его назначили главой делегации Украины на переговорах с ЕС по заключению Соглашения об ассоциации. Свободно владеет английским и французским. Женат, есть дочка и сын.


Источник: Сегодня

Категории: Новости Киева Новости Донецка Новости Красноармейска

18.05.2015 08:41