История одесского моряка: блуждания в тумане и награда за отказ министру

История одесского моряка: блуждания в тумане и награда за отказ министру

75-летний капитан подводной лодки Евгений Лившиц сейчас вспоминает об опасных приключениях на морской службе и делится своим опытом с подводниками со всего мира

Капитан первого ранга одессит Евгений Лившиц уже больше шестидесяти лет связан с морем, причем ходит он не по глади морской, а погружается в самую пучину, ведь он — подводник. "Сегодня" познакомилась с военным моряком и узнала, что романтика обходит его профессию стороной, а приключения на подлодке, как правило, опасные.

13-ЛЕТНИЙ СТАРШИНА. О службе в море наш герой мечтал с раннего детства. Примером для подражания служил отчим-подводник. "Он воевал во время Второй мировой войны на Черном море. Кроме того, я всю жизнь провел около моря — родился в Краснодарском крае, а затем все время переезжал из-за службы отчима: Севастополь, Балаклава, Туапсе и наконец — Одесса", — рассказывает Евгений Лившиц и признается, что с детства так увлекся морем, что уже в 13 лет получил права старшины шлюпки.

Свою подводную карьеру будущий капитан начал в 1962 году, когда окончил Высшее Военно-морское инженерное училище подводного плавания в Севастополе и поступил на службу на подводной лодке С-87 на Камчатке.

Однажды, уже в должности начальника отдела эксплуатации кораблей Тихоокеанского флота, Евгений Лившиц у острова Сокотра (Индийский океан) провел крупномасштабные соревнования кораблей по борьбе за живучесть, в январе 1984 года. "Это были массовые мероприятия во время которых экипажи демонстрировали, как работают при поступлении воды через пробоину, останавливают течь, тушат пожары и устраняют другие неполадки. Сейчас такие занятия проходит каждый моряк и без этого обучения он в море не выйдет", — подчеркивает подводник.

По словам Евгения, служба на подводной лодке очень сложная. "Члены экипажа всегда понимают, что могут утонуть, сгореть или получить смертельную дозу радиации — на корабле каждые два-три дня что-то происходит. Даже обычная протечка воды может обернуться катастрофой. Ведь вода превращается в пар из-за высоких температур, а поскольку она соленая, это нередко заканчивается замыканиями электропроводки", — рассказывает моряк.

По словам капитана, на подводной лодке, в первую очередь, ценится профессионализм. Так, во время перехода вдоль Африки подводная лодка, на которой служил наш герой, должна была пополнить дизельным топливом танкер, но, как оказалось, горючее оказалось низкого качества.

"Перед заправкой начали доставать образцы топлива, а оно застоялось на складах и было испорчено. Я тогда запретил заправку, из-за чего разгорелся небывалый скандал. Доложили даже министру обороны, пригрозили судом. А я все равно стоял на своем, ведь плохое топливо могло повредить газовые трубы и вывести судно из строя. Тогда даже прилетели вертолеты с экспертной комиссией! Ну, а через пять дней позвонили из министерства и представили меня к награде за то, что не побоялся отстаивать свое мнение", — вспоминает Евгений Лившиц.

ПРОПАЛИ В ТУМАНЕ. Сам капитан считает, что родился в рубашке — так часто он чудом спасался в опасных ситуациях. Одно из таких происшествий произошло с нашим героем в Приморье, во время испытания новых глубоководных аппаратов, позволяющих садиться на площадку аварийной лодки.

"Приморье славится своими туманами. Когда мы оказались на глубине свыше двухсот метров, испытатели нас потеряли из вида. За ночь мы чудом отдрейфовали в бухту — как раз к кораблям, которые ждали, когда рассеется туман, чтобы отправиться на наши поиски", — вспоминает Евгений Лившиц.

Сейчас наш герой — председатель общественной организации "Ассоциация моряков-подводников имени Маринеско", проводит семинары, посещает международные конгрессы подводников. "Однажды на таком международном мероприятии я познакомился с американским коллегой. Он рассказал, как его подводная лодка в октябре 1972 года недалеко от Владивостока сняла гидроакустический буй. А в это же время я на советской лодке сделал то же самое у берегов Сиэтла", — смеется капитан.

РАВНЫ И ВМЕСТЕ

Подводники любят повторять, что на их кораблях все равны. "У нас или все побеждают вместе, или вместе погибают. А если что-то происходит, то все — соучастники и ответственность несут тоже все вместе", — рассказывает моряк.

Подтверждением этому является даже форма подводников — она одинаковая для всех членов экипажа и отличается только нашивкой боевого номера, который и определяет должность, ранг и обязанности.


Источник: Сегодня

Категории: Новости Одессы Новости Севастополя Новости Балаклавы

19.04.2015 10:37