
На украинских складах остается все меньше угля, а закупка из РФ слишком дорого обходится Украине
На сегодняшний день в Украине образовался критический дефицит угля. Тепловые электростанции простаивают, а часть шахт вообще не работает.
Глава Всеукраинской Энергетической Ассамблеи Иван Плачков напомнил, что перед отопительным сезоном возник дефицит угля из-за боевых действий в Донбассе, пришлось срочно искать источники.
"То будем вывозить уголь из зоны боевых действий, то не будем, то будем покупать у России, то не будем. Рефлекторные были решения. Закончилось тем, что запасы угля стали меньше критических и осенне-зимний максимум проходил с ограничениями. Вы помните отключения (электроэнергии – ред.), их называли веерными, но они были беспорядочными – не был разработан график. Но мы осенне-зимний максимум прошли и сегодня надо обеспечивать работу ТЭК в летний период и готовиться к следующему осенне-зимнему максимуму. Подготовка к нему всегда начиналась 20 января. Сейчас, к сожалению, эта работа не ведется на необходимом уровне, проблематика угля остается такой же острой и даже в определенной степени обостряется", – сказал он в рамках круглого стола "Лето без света".
Заместитель гендиректора ПАТ "Центрэнерго" Елена Волошина подчеркнула необходимость Украины в антрацитовой группе угля.
"У нас нет своей добычи и есть 2 антрацитовые станции – а это дефицитная группа. У нас проблемы начались на Трипольской и Змиевской ТЭС. Мы были вынуждены диверсифицировать источники топлива, в том числе покупать у РФ дорогой уголь", – сказала она.
При этом и. о. коммерческого директора ПАТ "Центрэнерго" Сергей Лукьянов отметил, что импорт угля из Африки – "это не от хорошей жизни".
"На антрацитовые станции не так много в мире (есть) угля, нам подходит только российский и южноафриканский, и нельзя сказать, что идеально. Очень сложно с качеством угадать. Думаю, в ближайшее время импорта угля не будет. При этой стоимости цена получается под 2 тысячи гривен, потому что по России – железнодорожный тариф, по морю перевалка и снова ж/д тариф, что сильно повышает стоимость угля, а все импортные контракты – 100% предоплата. Учитывая все эти проблемы, подготовки к зиме не будет никакой. Компании работают на минимальном составе. Мы не можем позволить себе брать уголь по 1500 грн, берем только по 1100 грн. А нужно 1,2 млн тонн. Если в ближайшее время не обратят внимания не эти проблемы, в зиму компания войдет с нулевыми складами, и ничего хорошего не будет", – заявил Лукьянов.
В свою очередь Плачков предложил сделать госрезерв угля. "В 90-е годы были 200 тысяч тонн или даже больше угля в госрезерве. Уголь и мазут хранились на складах ТЭС, и их разрешалось сжигать только по разрешению правительства. Это все финансировалось из бюджета. Сейчас ситуация в бюджете сложная, но мы даем миллиарды на пополнение уставного фонда "Нафтогаза". Энергетика работает так, что мы не можем отказаться от каких-то электростанций так, чтобы это не сказалось на работе всей энергосистемы", – сказал он.
По словам глава Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаила Волынца, в 2013 году в Украине добывали 83 млн 700 тыс тонн угля, а в 2014 – 65 млн тонн. На оккупированной территории осталось около 3 млн тонн дефицитных марок антрацитового угля. "В 2015 году – я прогнозирую – будет добыто 36 млн тонн, а учитывая, что не весь уголь качественный и не весь будет вывезен с оккупированной территорий – дефицит будет ощутимый", – сказал он.
Волынец отметил, то ровно год назад на ТЭС находилось 4 млн тонн угля. Еще столько же лежало на складах шахт – "не знали, куда деть этот уголь, он был в профиците". "Очень большие сейчас проблемы с антрацитом и тощими углями. Но проблема не решается, ТЭС теряют свою маневренную мощность", – отметил эксперт.
"У нас 88 тепловых блоков, в работе сейчас 35-36. 53 блока и более не работают, они приходят в разрушение, получают колоссальные убытки, и не смогут платить зарплату. Шахты госпредприятий тоже стоят, зарплату там еще не в полном объеме выплатили за декабрь прошлого года. Естественно, шахтеры будут бастовать – нас возвращают в 90-е годы. Наступает коллапс. Все всем должны и никто не рассчитывается. Очевидно, шахтеры должны спасать энергетику страны и обратить внимание общества на эту ситуацию", – добавил он.
Волынец предложил вспомнить октябрь-ноябрь прошлого года, когда Центрэнерго заплатил предоплату за уголь, а РФ остановила отгрузку этого угля. По его словам, если Россия еще раз применит такой прием, атомная энергетика не выдержит. Таким образом, очень легко может разрушиться энергосистема Украины. "Покупать уголь за рубежом в три раза дороже за валюту по предоплате нельзя сейчас – идет полное разрушение шахт. 1,38 млн грн заложено в бюджете на ликвидацию шахт, а на развитие – не копейки", – подчеркнул эксперт.
Он отметил, что газовый уголь сейчас в профиците, потому что электроэнергия поступает из России по контракту. "Идет разрушение энергосистемы, придет зима, и мы получим проблемы. Придет зима, и города будут замерзать – мы все будем страдать", – подытожил свое выступление Волынец.
В тоже время Плачков заявил, что потенциал ТЭК Украины настолько мощный, что даже в критической ситуации он может обеспечить энергоснабжение, надо лишь скоординировать работу. "У нас есть потенциал и на шахтах, и на электростанциях. Но есть элементы неверной координации работы ТЭК – потенциал используется неэффективно, поэтому были проблемы в отопительном сезоне и есть сейчас", – сказал он.
Между тем, Краматорская ТЭЦ доживает свои последние дни из-за дефицита угля. "Краматорская ТЭЦ – это маленькая ТЭЦ, но она важна для Краматорска, который сейчас является облцентром, где находится администрация облэнерго. При паспортном объеме нашего склада в 100 тыс. тонн, у нас сейчас на складе 5 тыс. тонн. Станция работает свои последние 7-10 дней... Стараемся закончить отопительный сезон без нареканий со стороны населения. Слава Богу, зима была мягкой. Все это из-за тотального отсутствия поставок угля – с 22 декабря прекратились автомобильные поставки, в январе прекратились и железнодорожные поставки. Мы заключили около 15 контрактов, почти все из них формальные, только 2-3 компании с тех пор успели нам уголь поставить", – рассказал член наблюдательного совета "Краматорсктеплоэнерго" Иван Чонков.
В свою очередь замдиректора по коммерческой деятельности ДТЭК Энерго Иван Гелюх задался вопросом: нужна ли Украине тепловая генерация?
"Сегодня мы видим, что у нас на ТЭС остатки угля – 86 тыс. тонн. За 3 месяца тепловая генерация недополучила 5,7 млрд грн в целом", – сказал он.
По его словам, тепловая генерация ждет помощи от Нацкомиссии. "От решений комиссии и от того, как будет сбалансирована тепловая генерация, и как будет обеспечен уровень тарифа, будет зависеть работа и электростанций и шахт, потому что эти отрасли очень связаны".
Как сообщалось, на складах украинских ТЭС осталось 786,4 тыс. тонн угля – это всего 15,5% от номинальной вместительности складов ТЭС в Украине.
Источник: Сегодня
Категории: Новости Краматорска
01.04.2015 12:30