Взрыв на 50 лет ВЛКСМ. Три года спустя

 
26 марта 2012 года в 21:10 в доме №36 на улице 50 лет ВЛКСМ в Чернигове прозвучал мощный взрыв. Взрывной волной были разрушены четыре и повреждены 26 квартир двух подъездов дома. В больницы города госпитализировали четырех жильцов, одна женщина погибла на месте.

БЕЗ ЖИЛЬЯ

- Предварительная причина взрыва - газ, - сообщил на месте происшествия тогдашний начальник ГУ МЧС Украины в Черниговской области Владимир Муха. - Но без выводов специальной комиссии я не могу сказать ничего конкретного. Надеемся, причину нам озвучит жилец квартиры №3, где произошел взрыв.

В злополучной квартире №3 на первом этаже первого подъезда проживал 33-летний Эдуард Ильин с семьей. Именно его впоследствии и назвали виновником трагедии. Мол, то ли из-за проблем в семье, то ли по другим причинам Эдик решил свести счеты с жизнью, поэтому, когда остался дома один, открыл конфорки, а спустя некоторое время бросил закуренную сигарету. На следующий день именно эту версию подтвердила глава правления ПАО «Черниговгаз» Алла Яровая:

- Виновник трагедии, он же и наиболее пострадавший (Эдуард Ильин получил 98% ожогов тела и умер на второй день после взрыва. — Авт.), дал показания в присутствии наших работников, милиции и врачей. Он признался, что накануне поссорился с женой и решил отомстить ей, совершив суицид. Повторил это слово в слово несколько раз.

Потом, правда, добавила:

- Я, конечно, не эксперт, но сомнения у меня есть. Обычно такие взрывы газа сопровождаются большим пожаром. Здесь такого не было...

Соседи знали Эдика как спокойного и уравновешенного человека, поэтому поверить, что он мог специально подстроить взрыв, не могут до сих пор. Однако факт остается фактом - 43-летняя Галина Евтушенко из квартиры №6 погибла, трое жильцов дома получили травмы, а еще 79 остались без крыши над головой.

По поручению городского председателя Александра Соколова почти сразу был открыт благотворительный счет для предоставления помощи пострадавшим. Деньги жертвовали бюджетные организации города, а также все небезразличные. За несколько месяцев собрали около 600 тысяч гривен. Местная власть временно расселила пострадавших, которым негде было жить, по общежитиям города, пообещав заплатить за проживание из городского бюджета. Материальные обязательства она взяла и относительно лечения трех травмированных, похорон и поминок по погибшей. Но на деле было все по-другому...

- Сколько раз мы обращались в горсовет, чтобы между нами разделили деньги с благотворительного счета! - вспоминают жильцы дома. - Ведь нужны они были именно в тот момент. Кто-то снимал жилье и должен был платить ежемесячно, кому-то банально нужно было купить предметы первой необходимости, кроме того, через месяц-два и в общежитиях начали выставлять счет - оказалось, наше проживание там никто не оплатил. Позже долги все-таки были погашены, однако не из местного бюджета, а... деньгами с благотворительного счета. Ими же городские чиновники расплатились и за похороны и поминки погибшей Галины Евтушенко. Те, кто получил травмы, и вовсе лечились за свои средства.

В июле нас ждала еще одна проблема: в общежитиях предупредили, что выселят, как только туда начнут съезжаться студенты. Это время было не за горами, а деньгами на новые квартиры еще и не пахло. Выход был один - снимать жилье, но на какие средства? А в это время деньги, которые еще остались на благотворительном счете, так и продолжали там лежать. Вот тут уже пришлось пообивать пороги! Отдали нам их только после того, как мы подали протокол собрания жителей двух подъездов, в котором указали, что согласны разделить все поровну. Да и то получили не все сразу, а в несколько приемов.

В НОВЫЕ ДОМА

Не легче была и борьба жителей дома №36 за деньги на квартиры. Сначала городская власть никак не могла определиться — отстраивать разрушенные первый и второй подъезды или демонтировать поврежденную часть дома, а пострадавшим выделить компенсацию на новые квартиры. Первая специальная комиссия, которая исследовала состояние подъездов, решила, что их реконструкция все-таки возможна. Работникам филиала института «Чернігівцивільпроектреконструкція» даже поручили разработку соответствующей проектно-сметной документации. Но люди взбунтовались:

— Как можно жить в этих стенах? Каждый день дергаться, что придавит плитой, упадет потолок или провалится пол?

Вывод о том, что дом №36 непригоден для реконструкции, должен был дать Государственный НИИ строительных конструкций, но тут опять появилась проблема — городская власть не могла оплатить его работу заранее, а НИИ в свою очередь не мог выдать неоплаченный документ. Из-за таких бюрократических пустяков дело опять затянулось.

— Заканчивался август 2012-го, — вспоминают жители 36-го. — На носу осень, а мы без квартир. Заключение о том, что наши подъезды демонтируют, уже было. Но почему-то никто не собрал документы, которые 2 сентября должна была рассмотреть бюджетная комиссия в Киеве, чтобы выдать нам компенсацию. Если бы их не успели туда передать ко 2 числу, то пришлось бы ждать следующего заседания - 16 сентября. Каждый день был на счету.

Поэтому собирать документы пришлось... самим жителям, точнее — их представителям. Дело достаточно сложное, ведь некоторые чиновники, резолюции которых должны были стоять на документах, были в отпуске. За один день люди сделали невозможное, и 2 сентября 2012 г. документы все-таки лежали на столе бюджетного комитета. Казалось бы, конец скитаниям — на счет ОГА поступило 8,6 миллионов гривен на возмещение стоимости жилья пострадавшим. Но... измученныхлюдей и здесь поджидали бюрократические зацепки.

— В горсовете, на счет которого перевели эти деньги с ОГА, нам сказали, что мы должны сначала предоставить договоры купли-продажи квартир, а уже потом получим деньги. Но какой продавец подпишет такой договор, не получив платы за квартиру или хотя бы какого-то задатка? — жалуются люди.

На разработку механизма выдачи денег пошло еще почти две недели. Деньги на новое жилье люди получили только в середине сентября 2012 г.

К сожалению, далеко не все смогли позволить себе купить равнозначную квартиру — выделенных денег для этого было мало. Вот и пришлось уже бывшим жильцам 36-го либо добавлять свои кровные, либо искать квартиру меньшей площади, другой планировки или в менее престижном районе. Кто-то остался доволен, кто-то не совсем...

— Мы купили квартиру на Масанах, — рассказывает бывшая жительница квартиры №12 Татьяна Губенко. — Конечно, на 50 лет ВЛКСМ было лучше — и до центра ближе, и дворы уютнее. Однако на более престижный район денег не хватило.

Кстати, сын Татьяны Ивановны Максим (тогда ему было 8 лет) был одним из пострадавших — с травмами живота и поясницы его забрали в больницу. К счастью, серьезных повреждений врачи не выявили и через два дня отпустили его домой.

А вот Людмила Сакун из квартиры №9 своим новым жильем довольна.

— Мы с мужем и мамой перебрались на улицу Рокоссовского. Сначала скучала по дому, соседям, хоть связи с ними мы не потеряли. Теперь понемногу привыкаю. А маме понравилось сразу—уютно, чисто, спокойно. К сожалению, в декабре она умерла (в 2012-м 94-летняя Прасковья Андреевна также была одной из госпитализированных. Бабушку долго не могли освободить из квартиры. Сначала эмчеэсовцы по лестнице поднялись к ее окну на третьем этаже, но вытащить старушку оттуда не удалось, пришлось спасателям заходить через изувеченный подъезд и выламывать дверь. — Авт.). А вот муж в новой квартире так и не пожил, — вздыхает Людмила Алексеевна. — Через две недели после того как въехали сюда, умер. В пятницу зарегистрировались в новой квартире, а в воскресенье его не стало. Было у Михаила больное сердце, а эти события еще больше подкосили здоровье.

Ольга Никифорова из квартиры № 10 в другом районе жить вообще не смогла и... вернулась в свой.

— Сначала я купила квартиру на Красногвардейской, — рассказывает она. — Думала, буду наслаждаться покоем, природой. Но очень скоро поняла, что мне это место не подходит - влажность воздуха повышена, а у меня проблемы с органами дыхания. Помаялась около года и решила искать место получше. Пересмотрела кучу вариантов и в конце концов выбрала жилье в соседнем с 36-м доме - №38. Теперь живу в аналогичной квартире, с такой же планировкой, на том же этаже. Руины 36-го меня не волнуют, - добавляет она. - Давно это было.

Чего нельзя сказать о Наталии Маркушевой из квартиры №4.

— К старому дому не хожу. Боюсь, — говорит она. — Становится страшно каждый раз, как вспоминаю те события. Ведь пришлось чуть не на руках выносить из квартиры зятя и внучку (28-летний зять Наталии Николаевны Олег в результате взрыва получил травмы головы и голени. — Авт.). А вот с бывшими соседями общаюсь.

Владельцы квартиры №3 — мама и отчим Эдуарда Ильина — также получили компенсацию, но приобрести жилье решили в Прилуках.

НОВОСТРОЙКА №36

Два года дом №36 стоял разрушенный. Городская власть долго не могла найти подрядчика для демонтажа первого и второго подъездов. Первый же подрядчик, который появился еще в 2012-м, с властью общего языка не нашел, а других желающих не было. И только в конце 2014-го разрушенную часть начали разбирать, а рядом... возводить новый дом. Инвестором выступило ООО «С ЭНД С», генподрядчиком — ООО «НП «Сити Бост». Главный архитектор проекта (он же и гендиректор ООО «С ЭНД С»)

— Хакбаз Нежад Соруш.

— Рядом с домом №36 будет современная многоэтажка на 96 квартир площадью 4485 квадратных метров, — рассказывает прораб строительства Александр Бабаков.

— Она будет многоуровневой - 8 и 9 этажей. Когда закончим ее, соединим с оставшимися четырьмя подъездами старого здания. Между ними и новой частью будет всего 80 сантиметров, но и они для эстетики закроются. Закончить строительство мы планируем во втором квартале 2016 года.

Многоэтажку строят одновременно с демонтажом разрушенных подъездов.

— Начало демонтажа было очень сложным, — говорит Александр Алексеевич. — Пришлось делать усиление не только стен, но и крыши и подвала. Особенно сложная ситуация была в месте эпицентра взрыва, ходить там было очень опасно. Пришлось ставить стойки, колонны, подпорки и только после этого начинать демонтаж. Отрезали эти два подъезда мы с помощью специальных машин с алмазными кругами с подачей воды. Тяжело было сделать хорошую гидроизоляцию, вода все равно шла по перегородкам, заходила в отверстия для проводов, в розетки. Нередко люди из тех четырех подъездов приходили жаловаться. Но другого выхода просто не было. Если честно, то порой приходилось самим придумывать способы, как разобрать это здание, ведь опыта по такому демонтажу у нас не было. Да и дом очень старый, боялись нарушить общую конструкцию. Мы же фактически ни одной целой панели там не сняли, все сразу же трескалось и ломалось.

На этой неделе строители наконец-то закончили демонтаж разрушенных подъездов. Рядом за это время успели построить шесть этажей нового дома. Возможно, уже в 2016 году еще кто-то из бывших жителей 36-го поселится в своем районе. Желающие уже есть.


Джерело: gorod.cn.ua

Категорії: Новини Києва Новости Чернигова Новости Сак Новини Сколе Новости Николаева

26.03.2015 16:59