Восточный регион Украины год назад стал горячей точкой и продолжает бурлить до сих пор
Год назад, 22 февраля, Украина осталась без президента. Виктор Янукович сбежал после массовых акций протестов и жестокого расстрела десятков митингующих на Майдане. Бегство главы государство стало первым условным выстрелом в той войне, которая охватит всего через три месяца весь восток Украины, приведет к власти на местах боевиков и превратит Донбасс в руины, а его жителей – в заложников военного конфликта.
Как раскачивалась ситуация
Донбасс начал закипать тогда же, в феврале. Пока в остальной части Украины митингующие захватывали здания обладминистраций и вступали в схватку с правоохранителями, в Донецке и в регионе в целом жители "накачивали" друг друга слухами о едущих в город 700 "правосеках", которые захватят ОГА, снесут памятник Ленину и вместо него водрузят Бандеру, заставят всех говорить по-украински даже между собой и возведут Гитлера в ранг героев Украины. Оглушенные событиями в западной Украине, многие дончане, не без помощи российских СМИ, покорно верили во все это и готовились обороняться. Здание ДонОГА спешно зашивалось металлическими листами, в городе появились различные "отряды самообороны", патрулировавшие улицы, а на окраинах возникло новое для дончан явление – блокпост. Несколько блокпостов, состоящих из сотрудников ДПС Донецка, вооруженных автоматами Калашникова, и работников областной милиции расположились почти на всех основных автомагистралях, ведущих в Донецк — со стороны Ясиноватой, Песок, Мариуполя, Красноармейска. Вместе с госавтоинспекторами "службу" несли и некие "активисты". Они называли себя дончанами, но в разговорах путали "ГИБДД" и "ГАИ", "поребрик" и "бордюр", ставили неверное ударение в названиях городов Пески и Снежное, а также удивительным образом были незнакомы с городом.
Захват Донецкой ОГА
"Правосеки" в Донецк так и не приехали, зато появилась красноречивая фигура "Народного губернатора Донбасса" Павла Губарева, который возглавил пророссийские митинги, бушевавшие в Донецке в марте, апреле и мае и сопровождавшиеся захватом зданий – ОГА, милиции, прокуратуры, СБУ, банков и т.д. В апреле боевики объявили о создании так называемых Донецкой и Луганской "народных республик" и под этими флагами начали захватывать города и веси. Сопротивления они не встречали. До определенного момента.
Аэропорт "Донецк" и первые звуки войны
Теоретически момент наступил в середине апреля, когда украинские силовики и военные наконец объявили о начале антитеррористической операции на востоке Украины. При этом в Донецке и Луганске 11 мая прошел "референдум" о признании независимости так называемых "ДНР/ЛНР". Проголосовавшие там жители региона уселись перед телевизорами, где вовсю вещало российское телевидение, ждать присоединения к северному соседу. Присоединения не произошло, зато случилось 26 мая, и весь мир узнал о битве в донецком аэропорту. Напомним, тогда боевики ворвались на территорию аэропорта и потребовали, чтобы украинские военные, которые охраняют аэродром, покинули территорию. Украинские силовики начали активную фазу военной операции с подключением авиации: по терминалу аэропорта с засевшими там боевиками отработали Су-25 и МиГ-29, вертолеты Ми-8 и Ми-24 высадили десант. Аэродром был зачищен, и с этого дня начался отсчет 242 дней, в течение которых украинские солдаты, прозванные за выносливость "киборгами", удерживали терминал и сооружения аэропорта вплоть до его полного разрушения в январе этого года…
Донецкий аэропорт превратился в руины
Аэропорт "Донецка" был форпостом Украины и занозой в глазу боевиков, которые имели на объявленной ими "территории "ДНР" неконтролируемую площадь. До июля аэропорт хранил вооруженное молчание, хотя дончане уже узнали, как звучит стрельба из миномета, автомата, гаубицы, на устах у всех были рассказы о САУ "Нона" – самоходной артиллерийской установке, популярном оружии боевиков в Славянске и Краматорске. Вместе с оружием в Донецк пришли безработица, массовые выезды жителей в другие регионы, закрывались банки и магазины. Боевики, чувствуя себя хозяевами, отбирали машины, похищали людей с улиц, врывались в квартиры. В народе узнали о "подвалах" в городских зданиях управлений СБУ в Донецке и Славянске, где содержатся неугодные новым властям граждане. А после того как 5 июля в Донецк вошла колонна боевиков и техники из Славянска и Краматорска под предводительством россиянина Игоря Гиркина (Стрелкова), редкие ночи шахтерская столица провела в тишине. Через границы с Россией в Амвросиевском районе и в Луганской области из Таганрога и Ростова границу начали пересекать топливозаправщики, пушки, БТРы, а также российские танки. Артдуэли боевиков с аэропортом начали звучать все чаще.
"Боинг" в полях и жертвы
17 июля в Донецкой области произошла чудовищная трагедия: пассажирский самолет "Боинг-777", который направлялся из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит на территории Украины в Шахтерском районе неподалеку от Тореза, в 50 км от границы с Россией. Погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа. Боевики сразу же сообщили, что якобы уничтожили украинский АН-26, со смехом высказались в соцсетях, мол, "сбили украинский самолет, вон в поле валяется".
После осознания факта, что именно "валяется в поле", с ужасом начали удалять сообщения, но было поздно. Самолет был сбит предположительно из зенитного комплекса "Бук" на высоте 10 тысяч метров. По свидетельству очевидцев, ракета была выпущена из установки примерно в районе городе Снежное, который находится под контролем боевиков. Передвижение "Бука" сняли на видео очевидцы – назад смертоносное оружие уже ехало без одной ракеты. Интересно, что еще в мае Госавиаслужба Украины закрыла воздушное пространство над зоной боевых действий. До сих пор все обстоятельства трагедии не установлены, как и не названы ее виновники.
Обстрелы Донбасса усиливались. Наверняка большинство дончан уже смогут по памяти воспроизвести даты самых крупных обстрелов Донецка: 21 июля, 5 августа, 14-15 сентября... 30 января...
Обстрел Донецка 30 января 2015 года
Снаряды долетали до центра города и в шахтерской столице то и дело вспыхивали пожары. Особенно пострадали районы, прилегающие к аэропорту, впрочем, в начале 2015 года люди гибли под бомбежками уже в разных районах Донецка, независимо от их расстояния до бывших воздушных ворот Донецка.
Дома возле аэропорта
За время конфликта в Донбассе, с апреля прошлого года, по данным ООН, погибло более 5, 6 тысяч мирных жителей. Правда, это официально подтвержденные смерти, которые не учитывают не попавших в статистику граждан. С сентября по январь, с момента подписания Минских договоренностей, в Донбассе погибло больше 150 мирных граждан. Только в одном Донецке даже после объявления перемирия с 15 февраля ежедневно под обстрелами гибнут один-два человека – это могут быть как старики, так и дети. Точной цифры не узнает никто. Смертоносные снаряды настигают дончан дома и во дворе, на работе и в школе, на спортивных площадках и троллейбусных остановках, в автомобилях и магазинах. Предсказать, в каком районе разорвутся снаряды, невозможно – весь Донецк превратился в сплошное поле боя.
Жизнь без денег и удобств
С того времени ситуация на территории Донбасса, подконтрольной боевикам, начала резко ухудшаться. Масла в гонь подлило решение президента Петра Порошенко о пекращении всех выплат на захваченных боевиками территориях.
Банки окончательно покинули опасные города, оставив миллионы людей с бесполезными банковскими карточками на руках. Чтобы снять деньги, дончане начали ездить в города, подконтрольные украинским властям, там же теоретически можно переоформить и пенсии. Сделать это смогли далеко не все, и мир заговорил о гуманитарной катастрофе, нависшей над Донбассом. Пенсионеры и социально незащищенные граждане – многодетные семьи, инвалиды, люди, которые нуждаются в лекарствах – оказались на грани выживания. По словам дончан, многим из них выжить помогает помощь от Гуманитарного штаба Рината Ахметова.
Многочисленные блокпосты, проверки и грабеж боевиков заставило предпринимателей свернуть свою деятельность на захваченных территориях, в связи с чем ассортимент в донецких и луганских магазинах изрядно оскудел, а многие торговые точки вообще прекратили свою деятельность. Ряд предприятий закрылись, не в состоянии работать под боевиками, тысячи людей остались без работы и средств к существованию.
Не оминули дончан и глобальные коммунальные проблемы. Из-за постоянных обстрелов в городах повреждена инфраструктура – зимой тысячи граждан оказались без света, воды и тепла. В сентябре учебный год на Донбассе начался только в подконтрольных Украине городах, боевики же открыли для детей школы только 1 октября. Почти месяц – с 18 января по 17 февраля донецкие школьники провели дома, на дистанционном обучении, не рискуя выйти на учебу под постоянным обстрелом.
Жители города уже привыкли к тому, что их жизнь проходит в условиях войны. Под убежища оборудованы подвалы и погреба, старые бомбоубежища вычищены и там даже с лета живут дончане, которые не в силах вернуться в родные дома, трясущиеся от постоянных выстрелов "Градов" и танков. К слову, появление военной техники на главных улицах Донецка – уже обычное явление, говорят дончане. Правда, кто весной будет восстанавливать искореженный гусеницами асфальт – совершенно неясно.
Жители "горячих точек" Донбасса научились различать звуки выстрелов, определяя вид оружия и приблизительное место расположения. Уже до автоматизма доведен навык упасть на землю, если слышен свист – это выстрел из миномета. На открытых пространствах дончане чувствуют себя неуютно, впрочем, и здания не особо защищают от осколков снарядов и мин. При этом в городе работают коммунальные службы, на которые дончане буквально молятся – коммунальщики не дают городу погрязнуть в хаосе и грязи.
Города Донбасса стирают с лица Земли
Одним из самых страшных проявлений войны на востоке Украины стал так называемый "Иловайский котел", образовавшийся с 10 августа по 3 сентября возле одноименного городка – узлового железнодорожного узла в Донецкой области, захваченном боевиками. Переход Иловайска под контроль вооруженных сил Украины позволил бы заблокировать боевиков в Донецке, однако, по данным военного командования, ввод регулярных российских войск 23-24 августа закрыл в окружении иловайскую группировку ВСУ. Выходившие по объявленному боевиками "гуманитарному коридору" украинские военнослужащие были расстреляны теми же боевиками или взяты в плен. По данным Генпрокуратуры, обнародованным 11 декабря 2014 года, под Иловайском погиб 241 украинский военный. В то же время, комбат Семен Семенченко, называл цифру в 1000 человек.
После трагедии под Иловайском последовали переговоры о перемирии в Минске в рамках контактной группы Украина – Россия – ОБСЕ. Однако все договоренности были нарушены.
Увы, ни коммунальщики, ни военные не смогла спасти многие города и села в регионе, которые оказались буквально стертыми с лица земли. Города Углегорск и Дебальцево под Донецком, село Широкино возле Мариуполя выглядят более чем печально после разрушительных боев.
Боевики обстреливали их почти из всех видов артиллерии, вынуждая украинские войска покинуть населенные пункты. Они даже заявили о создании и закрытии нового военного "котла" – Дебальцевского. Впрочем президент Украины Петр Порошенко после подписания мирных договоренностей в Минске 14 февраля дал приказ о выводе войск с "Дебальцевского плацдарма", а в военном руководстве заявили, что никакого "котла" не было. При выходе погибли десятки бойцов.
Сейчас в Донецке установилась относительная тишина, однако боевики продолжают обстреливать пригороды Донецка – села Пески и Опытное, а также Авдеевку. Дончане не верят в долговечность тишины и готовятся к возобновлению обстрелов города в любой момент.
Аналогов войны на Донбассе – в истории нет
Политологи с большим трудом комментируют происходящее на Донбассе. "В истории не было аналогов происходящему на востоке Украины", – заявил председатель правления Центра стратегических исследований Павел Жовниренко. Сравнить ситуацию на Донбассе с Приднестровьем, Абхазией, Чечней или Югославией также не получается – слишком много нюансов и вариантов развития.
"Война в принципе алогичная вещь, тут не предскажешь, не предугадаешь, развернутся ситуация. Тут нужно обладать военным талантом или огромным опытом, чего пока у украинцев нет, но уже начинает появляться, – отметил Сегодня.ua военный эксперт Георгий Салманишвили. – Причины военного противостояния вовсе не в том, что Донбасс когда-то не услышали во всей Украине. Прекрасно слышали и даже президента оттуда себе выбрали. Думаю, в прошлом году реализовался сценарий, припасенный как раз к президентским выборам 2015-го. Конфликт на Донбассе после очередных минских перемирий, скорее всего, перейдет в вялотекущую фазу, чтобы весной вспыхнуть с новой силой. Но это все очень приблизительно, реальной картины не знает никто".
Источник: Сегодня
Категории: Новости Мариуполя Новости Донецка Новости Луганска Новости Славянска Новости Авдеевки Новости Краматорска Новости Красноармейска Новости Шахтерска Новости Дебальцево Новости Снежного Новости Тореза Новости Ясини
23.02.2015 09:36