Стоимость топлива в рознице зависит не только от курса доллара
На этой неделе цены на бензин побили исторический рекорд. Топливо на АЗС дорожало каждый день, в среднем на 50 коп. В результате, за минувшие семь дней средневзвешенная стоимость бензина повысилась на 2,5 грн. В пятницу А-92 и дизтопливо премиальные заправщики предлагади уже по 20,50 грн/л, а А-95 – по 21 грн/л.
Почему растут цены
По данным статистики, в Украине 80-85% розничных продаж автомобильного топлива (бензина и дизельного) приходится на импортную продукцию. В структуре розничной цены топлива около 50% составляет цена на границе, которая напрямую зависит от курса валют. Поэтому при значительном снижении мировых цен на нефть, наши импортеры платят за бензин в гривне намного больше, чем при старых нефтяных ценах.
Кроме того, повышен акциз на топливо. Ставка для моторных бензинов увеличена с 198 евро/тонна до 202 евро/тонна, а на дизельное топливо – с 98 евро/тонна до 100 евро/тонна (стандарт Евро-4,5), и с 128 евро/тонна – до 132 евро/тонна (стандарт Евро-2,3). На сумму акциза начисляется также и НДС. Так что и этот компонент цены растет в гривне.
80-85% розничных продаж бензина и дизтоплива приходится на импортную продукцию.
К тому же нефтепродукты последнее время закупались и продолжают закупаться не по официальному, а по более высокому "коммерческому" курсу.
С 1 января введен новый сбор – 5% от розничной цены на подакцизные товары, включая автомобильное топливо.
В итоге, по расчетам консалтинговой компании "А-95", получается, что при курсе 25 грн за доллар цена бензина и дизтоплива должна быть 23 грн за литр.
АМКУ время о времени заводит дела на операторов розничного рынка нефтепродуктов, подозревая их в сговоре, но эксперты рынка утверждают, что оснований для подобных обвинений нет, да и в судах до сих пор нет ни одного дела.
При курсе 25 грн за доллар цена бензина и дизтоплива должна быть 23 грн за литр.
Что же касается уровня цен, то ведущим операторам, получающим прибыль с оборота, а не за счет наценки, высокая стоимость нефтепродуктов на заправках невыгодна, ведь по итогам прошлого года продажи на АЗС уже упали почти на 20%, а последние месяцы вообще падали на 25%.
Что может остановить цены
При стабилизации курса гривны цены на АЗС также успокоятся и начнут реагировать на цены нефтяного рынка (как было уже неоднократно ранее).
Системно же уменьшить зависимость этих цен о курсовых колебаний можно только за счет развития отечественной нефтепереработки. Формально, в Украине есть семь предприятий, которые могут производить автомобильное топливо: шесть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и Шебелинский газоперерабатывающий завод (ГРЗ).
Но работают сейчас только Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ, а Одесский НПЗ находится в полурабочем состоянии. Общая беда всех этих предприятий – техническая отсталость, поэтому топливо производится невысокого качества и с большими потерями сырья.
Для стимулирования их модернизации государство могло бы пойти на отмену НДС при импорте нефти для целей переработки, установить льготных пошлины на ввоз оборудования, необходимого для модернизации НПЗ, а по мере развития отечественного производства – вводить пошлины на импорт топлива. Тем более, что для внутреннего производства топлива удешевление гривни – во благо.
Мировые цены
По состоянию на 9 февраля этого года, средняя мировая цена на бензин составляла $1,04за литр, но разброс цен между странами очень большой. Как правило, в богатых странах цены выше, а в бедных и странах, которые производят и экспортируют нефть – цены ниже. Единственным исключением являются США, экономически развитая страна с низкими ценами на бензин. Объясняется такое разнообразие цен применением в странах разных налогов и субсидий на бензин.
Источник: Сегодня
Категории: Новости Одессы Новости Кременчуга
14.02.2015 09:47