В военном музее Министерства обороны, открылась выставка, посвященная войне на Донбассе
В Национальном военно-историческом музее с 11 декабря начнет работу экспозиция, посвященная войне на востоке Украины. Ее экспонатами являются остатки амуниции, оружия и личных вещей украинских солдат, погибших на Донбассе. Все это найдено членами поисковых групп, отправившихся, чтобы забрать тела павших бойцов и передать их родственникам для захоронения. Проломленные осколками каски, поврежденные бронежилеты, обгоревшие, залитые кровью мобильные телефоны и записные книжки дают представление об ужасах боев, которые продолжают греметь на территории нашей страны. Много личных вещей передано родными ребят, погибших в этой войне.
ДВЕ НЕДЕЛИ НА ПОИСКИ. Основная часть экспозиции в Национальном военно-историческом музее посвящена последствиям "Иловайского котла" и боев на Саур-Могиле. Еще в начале осени волонтерские группы отправились на территории Луганской и Донецкой областей, подконтрольные боевикам, чтобы вывезти оттуда тела погибших украинских военных. Как рассказал директор музея Владислав Таранец, начало поисков инициировал представитель Генштаба, на которого вышли с той стороны: "Было сказано — тут лежат горы трупов ваших солдат. У вас есть две недели, чтобы их вывезти. Мы обеспечим охрану и коридор. Но главное, чтобы пришли обычные волонтеры или простые люди. Узнаем, что пошел кто-то из военных, — убьем".
Обзвонили множество патриотических организаций. Но реально в первую поездку из Киева собралось только 6 человек: представители музея, поисковой организации "Союз Народная Память" и военные реконструкторы.
Один из участников поисков — сотрудник музея Леонид Бондарь побывал под Иловайском и в районе Саур-Могилы. "Я занимался историческими реконструкциями и видел места давних боев. Но побывать там, где сражение закончилось совсем недавно, — для неподготовленного человека это стало бы шоком. Я видел разбитую артиллерией бронетехнику и перепаханную огнем почву", — рассказал Леонид о своих впечатлениях, полученных в районе Саур-Могилы.
Очень сильные разрушения получило село Степановка, где подбитые боевые машины стояли среди поврежденных снарядами жилых домов. "И тут мы видим надпись мелом на одном из заборов: "Здесь живут люди". А на другом заборе было написано: "Зайдешь — убью". Просто и понятно", — вспоминает Леонид.
Самые сильные впечатления были получены в Шахтерске, где поисковики обнаружили тело погибшего солдата, а при нем — письмо от жены и ребенка: "Там детский рисунок и слова: ждем, любим, возвращайся скорее. А этот человек уже никогда не вернется домой.... Мне было очень тяжело читать такое", — рассказал Леонид. Он отметил, что нехитрые рисунки детей вызывают у солдат много эмоций: "Некоторые бойцы даже фотографируются на их фоне. Они ведь очень хорошо чувствуют, когда кто-то о них беспокоится".
РЕАКЦИЯ МЕСТНЫХ. Дальше угроз дело не доходило. По словам Леонида Бондаря, в самые первые заезды, несмотря на охрану, выделенную представителями самопровозглашенной "ДНР", некоторые люди угрожали поисковикам гранатами: "Мол, зачем вы сюда пришли? Мы вас не звали! А солдаты ваши пусть гниют в земле". По всей видимости, это были какие-то заезжие..."
Когда местные понимали, чем именно занимается поисковая группа, устанавливалось доверие. "В конце концов даже если погибший солдат в чем-то и был виноват, то он уже заплатил за это своей жизнью и заслуживает, чтобы его нормально похоронили его родственники. Мы много общались с местными, и я понял только одно: простые люди давно бы обо всем договорились. Одни спрашивали: "Зачем вы сюда явились?", другие: "Когда это уже все закончится?". И людей, желавших завершения войны, было больше", — вспоминает Леонид Бондарь.
ПОТЕРИ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЛОСЬ. Узнав о "горах трупов" возле Саур-Могилы, Владислав Таранец, который и раньше бывал в тех местах, моментально представил себе картину боев во время Великой Отечественной войны. "Но все оказалось проще. В первый день группа обнаружила там тела только 6 человек. Всего же из тех мест миссия "Черный тюльпан", работу которой сейчас возглавляет Ярослав Жилкин ("Союз Народная Память") вывезла чуть более 160 погибших", — сообщил Владислав Таранец.
По его словам, сравнительно небольшое количество потерь поясняется тем, что многие командиры попросту увели свои подразделения с позиций, решив, что важнее сохранить людей. "Например, под Многопольем (район Иловайска. — Авт.), мы увидели оставленные позиции и взорванные боеприпасы. Люди ушли", — добавил Леонид Бондарь.
По мнению Таранца, информация о больших потерях распространяется отдельными бойцами добровольческих батальонов, которые, навоевавшись, приехали домой и начали делиться впечатлениями. Многое зависит от восприятия самих бойцов. Каждый воспринимает информацию под своим углом зрения. А отсюда и противоречивые и зачастую не соответствующие действительности сведения.
Но самыми главными носителями достоверной информации являются не только бойцы добровольческих батальонов, а еще и военнослужащие украинской армии, совершающие множество подвигов, о которых пока неизвестно общественности. Ведь именно армия несет основной груз войны. "Солдаты могут многое рассказать, но их журналисты не всегда спрашивают. Не особо разрешает говорить и командование, а солдат ведь не будет болтать лишнее", — пояснил Владислав Таранец.
ЧТО УДАЛОСЬ ВЫВЕЗТИ. По словам Леонида Бондаря — это были вещи, не представляющие опасности. Например, солдатская амуниция, остатки боеприпасов и радиоаппаратуры, а также личное имущество. Экспозиция имеет особую личную ценность для работников музея, ведь здесь есть и вещи одного из его сотрудников, который погиб на фронте. "Он говорил, что в прошлом был офицером разведки, и его навыки и опыт важны там. Он просто не мог поступить иначе. А через некоторое время мы его уже провожали в последний путь...", — рассказал Владислав Таранец.
Теперь память о нем хранят его личные вещи: посеченные осколками бронежилет, автомат и залитый кровью, мобильный телефон с разбитым экраном...
Есть на выставке фотография сгоревшей БМП, попавшей под залп реактивной системы залпового огня (РСЗО). Температура была столь высокой, что каски бойцов, сидевших то ли на броне, то ли внутри машины, намертво вплавились в металл.
По характеру повреждений на амуниции можно предполагать, как мог погибнуть ее владелец. Порыжевшая, потерявшая форму от высокой температуры, каска, скорее всего, говорит о том, что солдат угодил под залп "Града". Есть каски со сквозными проломами. Одна из касок лежит внутренней стороной вверх. На дне — кучка грязной золы.
Среди нехитрого скарба погибших солдат можно увидеть записные книжки с номерами телефонов, банковские карточки, памятки для военнослужащих, сломанные мобилки. Именно на звонки по мобильным телефонам, которые осуществляли солдаты, очень часто наводился огонь вражеской артиллерии, что и приводило к потерям.
Волонтеры в зоне боевых действий все еще продолжают поиски тел погибших. Но после наступления зимы это стало труднее. Выпал снег, и земля промерзла. Леонид Бондарь полагает, что и после завершения войны в полях и посадках люди еще долгое время будут находить тела бойцов: "Культуры захоронения погибших солдат у нас как не было, так и нет. Наши деды и прадеды, погибшие во времена Великой Отечественной войны, до сих пор лежат похороненные как попало. И это очень правильно, что поисковая группа выезжает ради того, чтобы найти хотя бы одного человека, передать его родственникам, которые могли бы предать его земле".
Источник: Сегодня
Категории: Новости Киева Новости Донецка Новости Луганска Новости Шахтерска
09.12.2014 09:26