Спецрепортаж о разрушениях и начале восстановления, надежде и отчаянии в освобожденных от боевиков городах Донбасса
Реанимация - такое название носит первый специальный репортаж из серии, которую в этом сезоне "События недели" представили вашему вниманию. Но это не фильм о медиках, хотя их среди героев материала немало.
Фильм о Донбассе, который мы уже потеряли, и который стоит попытаться вернуть. Вернуть не территорию - с этим украинская армия справляется. Вернуть людей, а людям - их дом, их настоящее и надежду на будущее.
Автор спецрепортажа, наш коллега Сергей Иванов - сам уроженец Донбасса, в течение многих дней объезжал недавно освобожденные города и поселки. И пытался понять - можно ли вдохнуть жизнь в обескровленный регион.
Семья Александра Юдина прожила, в построенном с любовью доме, четыре года. И в один из дней в их уютное семейное гнездышко пришла беда. От попадания снаряда начался пожар.
Первое попадание было в гараж, с которого огонь распространился на весь дом. Мужчина рассказал, что стоял, как ребенок, и не мог ничего сделать.
"Приехали пожарные, сказали: "Вы не одни, воды мало… молитесь. Мы молились. Дом догорал, а мы смотрели", - рассказывает хозяин дома, от которого остались только стены.
На следующий день семья уехала. Когда вернулись посмотреть, что осталось от дома оказалось, что в одну из несущих стен попал еще один снаряд.
Государство предлагает общежитие, но со взрослым сыном в общежитии, говорит, тяжело. Еще ждут дочку с учебы.
"Каждый человек, который строил дом, поймет меня. Дом, это как ребенок, в который ты вкладываешь душу, выстраиваешь, что не так, меняешь, все сделаешь. А когда на твоих глазах это все происходит – не знаю, какие нервы нужно иметь", - говорит Александр.
Не повезло Лисичанской поликлиники №2. От здания, котророе построили в 1926 году, остался изрешеченный каркас без окон и дверей - их выбило взрывной волной, а также сильно поврежденнная крыша.
Заведующая поликлиники Ольга Слепец рассказывает, что восстанавливать разрушения будут, вот только когда - не знает. Ждут финансирования.
Во время артиллерийского обстрела местные жители прятались в подвале, где расположена котельная поликлиники.
"Там до 65 человек находилось. Кашу себе варили. Черныш наш (местный пес, - авт.) с ними лежал", - говорит заведующая. Люди прятались там четыре дня.
"Киев не успевает подсчитывать количество разрушений в местах проведения АТО, да и денег на восстановление с каждым днем все больше. В нынешней экономической ситуации рассчитывать на выделение большой суммы из бюджета не приходится и возникает вопрос – реально ли правительство оценивает масштаб разрушений и кому придется восстанавливать Донбасс?" – задается вопросом журналист спецпроекта.
Фото: AFP
Бригады скорой помощи Лисичанска и Северодонецка во время боевых действий превратились в единый организм. Именно они взяли на свои плечи функции оказания помощи населению.
После освобождения Северодонецка, а затем и Лисичанска, работать легче не стало. Появились дополнительные преграды в виде блокпостов, где проводят постоянную проверку даже карет скорой помощи. Но это мелочи по сравнению со скрытыми опасностями.
"Очень сложно работать, потому что когда ты подъезжаешь, а человек лежит в траве и ты реально понимаешь что он может быть заминирован или вокруг него может быть все заминировано – даже подойти туда страшно. Много людей, которые получили травмы, но пострадали не только те, кто попал под обстрел, у многих травмы моральные", - рассказывает фельдшер скорой помощи Елена Агафонова.
Простые же люди не могут понять, кто и за что воюет? Очевидцы рассказывают, что в окрестностях неоднократно видели разорванные взрывами останки человеческих тел.
В Лисичанске во время боев 22 июля наибольшее количество разрушений пришлось на Пролетарский район, находящийся на окраине города. Много домов повреждено или разрушено.
Фото: АFP
Бывшие местные власти утверждают, что повреждения произошли от взрыва бытового газа. Местные жители таким заключением возмущены.
Михаил Власов, секретарь Лисичанского городского совета утверждает, что все заявления сведут в единый реестр и отправят на рассмотрение в Киев. По его словам всего было около 600 обращений.
Масштабные разрушения жилого фонда Лисичанска получил не только частный сектор. Многоэтажный дом №17, в квартале Октябрьской революции - визитная карточка послевоенного города. Состояние - аварийное. Более сорока квартир - разрушены. Воды - нет, газа - тоже, но в нем продолжают жить люди.
"Здесь у нас 18 квартир жилых в первом подъезде вода это же безопасно – воду можно провести людям. Нам кажется годом каждый день", - говорит местная жительница Надежда.
"Тебе может верится, а мне не верится что кто-то, что-то даст или поможет, Наденька. Я всю жизнь работала на свою однокомнатную, чтобы в старости обеспечивать сама себя, и за один миг у меня это все забрали", - в отчаянии отмечает ее соседка.
В экстремальных условиях во время артиллерийских обстрелов в Северодонецке приходилось работать медикам местной подстанции скорой помощи. При необходимости спускались в тесные подвалы, которые и не думали, что когда-нибудь будут использовать как бомбоубежище. Работали сначала без электричества. Позже доставили воду в достаточном количестве и провели свет.
Разрушенные мосты усложняют доставку больных. Увеличивается как километраж, так и время транспортировки.
Местные жители в отчаянии уже практически потеряли веру в то, что кто-то кроме них будет восстанавливать разрушенную инфраструктуру и дома. А само восстановление затянется на годы.
Лисичанск был освобожден меньше месяца назад. Этим можно отчасти объяснить затянутость процесса восстановления. Ради чистоты эксперимента журналисты решили отправится в Славянск, над которым украинский флаг развивается уже полтора месяца. Вечером в городе и намека не сыскать, что еще недавно здесь была война.
А вот на Восток от Славянска в районе Семеновки перед съемочной группой предстала другая, страшная картина. Здесь каждый сантиметр прошит осколками.
Фото: AFP
В самом же Славянске оживает городской транспорт. Но есть некоторые трудности – мародерство. Городские службы ремонтируют троллейбусные линии, а неизвестные люди в ночное время эти же линии убирают, и городским службам приходится работать заново.
Работа жизненно необходимых объектов поддерживалась и во время боевых действий. Больше всего страдал энергетический сектор и все, кто от него зависит. Например, водный канал Северский Донец, обеспечивающий водой больше терх миллионов человек.
Отдельные его участки, находившиеся в районах боевых действий, не восстановлены до сих пор. Поврежденый в результате обстрелов участок в Славянске даже сейчас работает не на полную мощность. А когда здесь шли бои, подача воды полностью останавливалась дважды из-за разрыва электроснабжения. Восстанавливать старались как можно быстрее.
После освобождения Славянска 5 июля все начали налаживать быт. Бросились писать заявления в горсовет о разрушениях и со дня на день ждали от государства подмоги. Но до сих пор восстановление жилого сектора остается делом исключительно местных жителей.
Журналист делится впечатлением, что отчетливое ощущение того, что "время остановилось" накрывает, когда попадаешь на территорию областной психиатрической больницы на окраине Славянска. В городке больше десяти корпусов, пострадал - каждый! Военные показывают разминированный маршрут, а в здания советуют не заходить.
"Уже после первых разрывов больных, тех кого не опасен, стали выпускать. Более буйных перевезли в другие лечебные заведения", - рассказывает охранник.
Он говорит, что здесь был хороший персонал. Но они ушли и после этого территорию больницы заняли боевики.
Охранник также отметил, что после того как город покинули террористы в полуразрушенных корпусах зданий саперы находили мины, растяжки и много другого. А когда в больницу с инспекцией приезжал премьер-министр Арсений Яценюк, глава правительства отметил, что эти здания восстановлению не подлежат.
"Восстановлению не подлежит!" Может кому-то хотелось бы поставить такой диагноз всему Донбассу. Но эта земля подлежит восстановлению. Как тяжело раненный человек - она нуждается в РЕАНИМАЦИИ! В вольном переводе с греческого - необходимо снова вдохнуть в Донбасс душу, вернуть в его города и села жизнь. И она вернется. Если уцелевшим в бойне дать веру в нормальное будущее в нормальной стране. Украина быстро и уверенно восстанавливает свою целостность, отвоевывая у террористов территорию. Лишь бы не откладывала на потом, на "после победы" - заботу о своих гражданах. Их тоже нужно отвоевать", - рассуждает журналист.
Источник: Сегодня
Категории: Новости Киева Новости Северодонецка Новости Славянска Новости Лисичанска
18.08.2014 15:11