
- Сергей Леонидович, как вы прокомментируете трагедию в Одессе?
- Мне тяжело комментировать такие страшные вещи, эти ужасные смерти. Более мирного города трудно представить. Там жила моя мама, я много раз туда приезжал. То, что может произойти такая трагедия в Одессе, у меня в голове не укладывается.
- Кто, по-вашему, виноват в происшедшем?
- Произошла безжалостная провокация. Кто ее организовал, говорить очень сложно, потому что правду сейчас найти трудно. Ведь со стрельбой на майдане так же: кто-то стрелял, а разобраться, кто и по чьему приказу – до сих пор не могут. Здесь тоже самое. Но я считаю, что следует провести полное и независимое расследование деятельности и бездействия силовых структур 2 мая в Одессе. И не только в Одессе, но и в других городах Юго-Востока, везде, где некомпетентное поведение правоохранителей повлекло за собой человеческие жертвы.
- Но ведь не только провокаторы виноваты в случившемся?
- Проблема в том, что общество как никогда напряжено. Люди ненавидят друг друга. Они готовы использовать оружие друг против друга. Нам нужно научиться жить в мире, научиться мирно относиться к тем, кто мирно высказывает свою точку зрения. Очень важно – решать все проблемы законным путем, а не пальбой и швырянием камней и коктейлей друг в друга.
- Что нужно делать, чтобы предотвратить повторение этой трагедии?
- Любыми путями уйти от эскалации напряжения. Я бы попросил одесситов воздержаться от любых массовых мероприятий. Потому что любое масштабное мероприятие враги страны используют для провокаций. Любое, даже организованное по самому светлому поводу и с самыми светлыми намерениями. Я был у главы Верховной Рады, говорил с дежурным по кабинету министров, пытался донести свое видение причин трагедии и дальнейших действий.
Я уверен, что нужно переформатировать правительство. Люди не доверяют ему. Так же, как и не доверяют силовикам. Начинать переговоры с таким недоверием очень сложно. Нужно, чтобы в правительстве появились люди с юго-востока, которых народ не будет считаться врагами.
- Как убедить людей воздержаться от массовых мероприятий?
- Я думаю, стоит говорить с людьми, которые пользуются доверием граждан в каждом конкретном городе, регионе…
- С кем именно? Назовете фамилии?
- Таких людей можно найти тысячи. Есть директора заводов, главы районных администраций, мэры, которые пользуются доверием граждан, при желании – можно найти. Культурные и интеллектуальные лидеры – те, к кому люди прислушиваются. Все они должны убедить людей не рисковать жизнями.
- Как вы думаете, Украина в состоянии самостоятельно справиться с внутренним конфликтом?
- Я думаю, нам нужна международная конференция. Кроме того, мы должны приступить к подготовке второго раунда международных переговоров по урегулированию украинского кризиса «Женева – 2». Нам будет трудно справиться с ситуацией без поддержки и посредничества мировых держав, особенно, если дойдет до внешнего вмешательства. Я за мирное урегулирование – у нас другого варианта нет.
- Как вы считаете, есть ли у нас еще шансы объединить страну? Что для этого нужно делать?
- Шансы есть. Что надо делать для объединения - слышать, воспринимать и делать шаги навстречу друг другу. Нужно говорить о том, что нас объединяет. И по возможности государство должно локализировать радикалов, которые раскачивают лодку, работая не на государство, а на то, чтобы нас развалить.
- Вы резко критикуете политику правительства, которое заморозило социальные стандарты. Вы считаете, что экономический кризис в стране не является достаточным оправданием для такого шага?
- Ситуация в 2010 году была хуже, чем в 2014. В 2013 году экономики росла, а в 2009 году наблюдалось падение в 15%. Тогда тоже стоял вопрос, как сократить дефицит бюджета, как уменьшить расходную часть бюджета. Уже тогда мы вели дискуссии с МВФ, они требовали заморозить социальные стандарты, резко сократить штат госчиновников и многое другое. Мы тогда не пошли на это. Я считаю, что это было правильно. На примере других стран мы видим, что эти меры жесткой экономии сокращают внутреннее потребление, и страна начинает двигаться по замкнутому кругу. Главный негативный пример – Греция, она потеряла 4% ВВП, безработица в стране выросла до 27%.
- Как же иначе сократить дефицит бюджета?
- Есть другие резервы, которые необходимо включать. Прежде всего, это борьба с коррупцией и улучшение инвестиционного климата для развития бизнеса. Эти шаги могут дать серьезный результат.
- Разве Европа не обещала помощь?
- Обещала. Но выполнять обещания не торопится. Где эта помощь? Где кредиты, которые должны были начать поступать еще в марте? Правительство пошло не беспрецедентные шаги навстречу, заморозило пенсии и зарплаты, а ответа нет. Украине следует быть более жесткой в переговорах и требовать выполнения обещанного.
«Я – сторонник децентрализации»
- Нужно ли сейчас проводить референдум по вопросу о русском языке?
- Этот вопрос однозначно нужно решить раз и навсегда, потому что он разъединяет страну и дает политикам почву для спекуляций. Я внес предложение по закону о языках, который выводит русский язык на уровень языка межгосударственного общения, давая возможность людям говорить с властью на любом языке. Если бы ситуация успокоилась, можно было бы проводить референдум, но сейчас это только усугубит конфликт.
- Вы сторонник федерализации?
- Я – сторонник децентрализации. Сторонник предоставления регионам больших полномочий, расширения культурных, экономических, социальных и других прав. Если же вы трактуете федерализацию как разъединение страны, это другое, я против – мы получим нестабильную страну.
- Как вы относитесь к предложению перенести выборы?
- Что изменит пауза, если мы перенесем выборы? Не проведем мы выборы в мае – что дальше? Не имея легитимного президента, наша страна продлевает ситуацию нестабильности. Нам нужен легитимный президент. И желательно еще и провести досрочные выборы в парламент. От этого много в стране зависит.
Источник: Житомир.info
Категории: Новости Житомира Новости Одессы
06.05.2014 13:55