Стройка века на Керченском проливе приблизит Украину к России
На днях сильные морозы сковали льдом Керченский пролив, остановив работу паромной переправы, соединяющей Крым и Кавказ. Множество автомобилей, а также несколько рейсовых автобусов, застряли на берегах Керчи и Тамани.
Эти погодные обстоятельства в который раз заставили Украину и РФ задуматься над необходимостью строительства моста через Керченский пролив — в эти дни проект его возведения обсуждают между собой политики на высшем уровне. Мост между Азией и Европой может стать для Киева и Кремля стройкой века. Но мало кто знает, что переправа через пролив уже существовала 70 лет назад, однако была в одночасье уничтожена природной стихией.
СУПЕРМОСТ ДЛИНОЙ В 4,5 КМ
Согласно одному из проектов морского моста, который уже прозвали «Воротами дружбы», его длина будет составлять 4,5 километра при высоте в 50 метров, хотя в месте прохода судов мост поднимут до отметки 68 метров. На мосту запланировано открыть круглосуточное двустороннее автомобильное движение, а ширина каждой полосы по плану будет достигать 7 метров. Впрочем существуют и другие проекты, в которых на мосту предлагается дополнительно провести железную дорогу, высоковольтные электросети и даже газопровод. Вопрос о том, будут ли взимать плату за проезд по мосту, пока остается открытым.
КАТАСТРОФА: ПЕРЕПРАВА НЕ ПЕРЕЖИЛА ЗИМУ
Киммерийский Босфор, как называли древние современный Керченский пролив, всегда славился обилием мелей и островов, через которые его успешно переходили в античные времена. В засушливые годы, когда реки Дон и Кубань сбрасывали в Азовское море слишком мало воды, из Крыма на Кавказ можно было даже перейти вброд. Эсхил называл этот пролив Коровьим бродом: согласно античному мифу, возлюбленная Зевса, царевна Ио, которую превратила в корову ревнивая жена верховного греческого бога, переплыла его, спасаясь от укусов оводов. Плутарх писал, что через Керченский пролив переправлялись по льду амазонки, а кочевники-гунны перешли пролив на лошадях, заметив, как его пересекал вброд убегающий от охотников олень.
Есть сведения, что временную переправу здесь организовал еще царь Митридат Евпатор, владевший городами по обе стороны пролива. Его мост был наплавным: на стоявшие в море лодки накладывали бревна, по которым могла передвигаться конница. Над строительством моста задумывались и инженеры в царской России, которые строили оборонительные форты на входе в стратегически важный пролив. Но в XIX веке технические возможности еще не позволяли возвести сооружение такого масштаба.
А в середине ХХ века проект моста через море, наконец, начали воплощать в жизнь. В 1943 году, в самый разгар войны, личный архитектор Гитлера, Альберт Шпеер, который создал проекты самых известных монументальных зданий Третьего Рейха, выдвинул идею строительства постоянной переправы, которая ускорила бы снабжение наступавших на Кавказе немецких войск. Немцы даже начали готовить материалы для строительства моста, которые впоследствии достались Советской армии. У Сталина оценили идею немецких инженеров, и 70 лет назад — сразу после освобождения Крыма в 1944 году — здесь началось строительство первого в истории моста через Керченский пролив.
Его открыли 7 ноября 1944 года к очередной годовщине Октября. Первый советский мост через море был железнодорожным, имел 115 пролетов и на тот момент был самым грандиозным во всем Советском Союзе. Однако волей судьбы этот масштабный объект стал одной из самых неудачных строек советской эпохи. Всего через несколько месяцев после открытия, 18 февраля 1945 года, сильный ветер из Азовского моря обрушил на мост огромные массы льда, которые снесли не имеющие ледорезов опоры. Буквально за несколько часов колосс был полностью разрушен. Примечательно, что всего за пару дней до катастрофы по нему прошел спецпоезд с возвращавшимися участниками Ялтинской конференции, которая закончилась накануне, 11 февраля.
«Строители были не местные. Строили мост весной, летом и осенью, а зимние условия не учли. Они, видимо, думали, что у нас тут юг и море даже зимой теплое. А здесь может так все льдами сдавить, что чувствуешь себя челюскинцем на Северном Полюсе. Мост просто смело торосами», — пояснил «Сегодня» Сан Саныч Чернов, знаменитый робинзон из семьи потомственных рыбаков, который всю жизнь прожил на расположенном в Керченском проливе острове Тузла.
Восстанавливать мост не стали. Более того: о стройке века, ставшей настоящим позором, поспешили забыть. Хотя разрушенная переправа много лет создавала проблемы капитанам и рыбакам: торчавшие среди моря опоры мешали судоходству.
ИГРЫ-2014: ПРОЕКТ ВОЗРОДИЛСЯ БЛАГОДАРЯ ОЛИМПИАДЕ
Вспомнили о проекте моста в 1993 году. Разговоры о нем велись вплоть до конфликта вокруг острова Тузла, который едва не поставил жирный крест на российско-украинском сотрудничестве в зоне пролива. О реализации масштабного проекта вновь задумались в 2007 году, после того как Россия получила право на проведение зимних Олимпийских игр в Сочи. Тогда в Кремле заявляли, что мост через Керченский пролив будет построен именно к Олимпиаде, чтобы сократить дорогу из Европы на Кавказ. Сейчас автомобили следуют по этому маршруту через Ростов, огибая Азовское море, а после открытия моста путь из Херсона в Новороссийск сократится на 450 км.
Однако грянувший мировой кризис заставил отложить идею строительства переправы — было очевидно, что такое строительство требует миллиардных инвестиций. У Украины денег на это не было, а российская сторона должна была финансировать затратные объекты олимпийской инфраструктуры.
В конце 2013 года, во время визита президента Украины Януковича в Москву, вопрос строительства моста был окончательно согласован в пакете с важнейшими стратегическими решениями о предоставлении финансовой помощи Украине. А 30 января 2014-го Кабмин заявил, что возведение «евразийской» переправы начнется в 2016 году.
По словам вице-премьера правительства Крыма Рустама Темиргалиева, стоимость моста, в зависимости от проекта, может достигать от $1,5 до 3 млрд. За все 23 года независимости Украины у нас еще не строили ничего, сравнимого по масштабам с такой эпохальной стройкой. А вот у России есть совсем свежий опыт возведения подобных объектов — за последние годы наши соседи открыли целый ряд крупных мостовых переходов. Среди них — Золотой мост, Русский мост и Амурский мост (все — во Владивостоке), которые в сумме обошлись России минимум в $9 млрд.
Что же даст украинцам и россиянам строительство моста через море, и окупятся ли вложенные в него миллиарды? Ожидается, что новый мост окупит себя за 5—10 лет. Сейчас Керченская паромная переправа между портами «Крым» и «Кавказ» в среднем перевозит до 1,5 млн тонн грузов и 0,5 млн пассажиров в год, но со строительством моста объем перевозок существенно возрастет. Очевидно, что бесперебойное транспортное сообщение между Крымом и Кавказом существенно оживит экономику региона.
Но многие эксперты называют договор о строительстве чисто политическим решением, последствия которого могут быть неоднозначными. Дно пролива до сих пор не разведано, напоминают экологи, а регион — сейсмически опасен. «Кроме того, приблизив к себе Кавказ, Украина приблизит и проблему исламистского терроризма, а сам мост может стать плацдармом российской экспансии на территорию Крыма», — считает политолог, специалист по Северному Кавказу Сергей Киричук.
Источник: Сегодня
Категории: Новости Киева Новости Евпатории Новости Керчи Новости Ялты Новости Херсона
03.02.2014 09:36