Глобальный бизнес ввязался в космическую авантюру
Ежедневные полеты в космос и отели возле Марса еще впереди, однако уже сложилось элитное сообщество туристов-астронавтов, готовых отправиться в околоземное пространство и дальше.
«Я всегда хотел полететь в космос и сделал бы это за любые деньги. Но повезло — даже копить не пришлось»,— говорит 34-летний Игорь Куценко, президент рекламной группы Orange. Еще в 2005 году он выложил $ 600 тыс. за три билета на борт космолета SpaceShipTwo, забронировав места для себя и родителей. «Прочитал в самолете интервью с Ричардом Брэнсоном, который рассказывал о космических путешествиях. На следующий день зарегистрировался на сайте Virgin Galactic. На той же неделе мне перезвонили»,— вспоминает Игорь. Также вместе с ним летит его друг и партнер, 38-летний Сергей Тягунов. Всего в первой сотне туристов-астронавтов, как сообщили в конце июня на московской презентации проекта представители Virgin Galactic, 11 россиян.
Первые туристические чартеры в суборбитальное пространство — на высоту 100-110 км — компания Virgin Galactic запланировала на 2010 год, однако сумма депозитов-авансов, внесенных будущими пассажирами, уже превысила $ 30 млн. Впечатляет и общее число вставших в очередь и зарегистрировавшихся на сайте компании — около 85 тыс. человек.
Выступая в Нью-Йорке с речью перед будущими астронавтами 23 января текущего года, главный двигатель космического проекта Ричард Брэнсон заявил: «Впервые я задумался о человеческом исходе в Галактику, когда услышал пророчество автора теории черных дыр Стивена Хокинга. Он говорил, что пришла пора черпать энергетические и логистические ресурсы из космоса. И другого выхода у нас действительно нет. Население Земли достигнет 9 млрд человек к середине столетия. Это втрое больше, чем было при моем рождении в 1950-м».
Скандальный миллиардер и его компания намерены в первый год реализации проекта отправить в космос 500 человек, а к 2015-му график рейсов на земную орбиту будет похож на расписание электричек — пять-шесть ежедневных полетов. Флот компании через семь лет, предположительно, будет включать 40-45 судов. В итоге за десять лет значок астронавта сможет нацепить не менее 50 тыс. человек. Кроме того, цена билета постоянно снижается и, вероятно, к концу следующего десятилетия опустится до $ 20 тыс., прогнозирует в интервью СФ коммерческий директор Virgin Galactic Стивен Аттенборо.
28 июля 2008 года будущие туристы-астронавты соберутся в пустыне Мохаве (штат Нью-Мексико). В этот день из ангара наконец выкатят SpaceShipTwo, которому через пару лет тестовых испытаний предстоит вознести Куценко и его близких на высоту, прежде недосягаемую для массового авиакосмического бизнеса.
Наследство Microsoft
Первый частный космолет создал американец, известный конструктор экспериментальных самолетов Берт Рутан. Главным инвестором проекта стал сооснователь Microsoft Пол Аллен. Осенью 2004 года судно совершило два официальных полета. Уверившись в практической возможности частных суборбитальных полетов, Аллен потерял интерес к проекту. Зато коммерциализацией космоса живо заинтересовался экстремал Брэнсон. За $ 25 млн он выкупил у Аллена лицензию на проект. Новообразованная Virgin Galactic, штат которой насчитывает 30 маркетологов и сейлзов, совместно с технарями из компании Берта Рутана Scaled Composites начала разработку усовершенствованной модели космолета, адаптированной под пассажирские перевозки.
Первоначально Брэнсон намеревался вложить в бизнес $ 100 млн в течение пяти лет. Однако, по словам Стивена Аттенборо, эта сумма уже потрачена и общая стоимость проекта выросла до $ 250-300 млн. Также плавают общие сроки завершения тестов аппарата, от указания окончательных дедлайнов компания воздерживается во имя безопасности. «И подгонять их не надо,— говорит еще один русский астронавт Тимур Артемьев, которому партнер по „Евросети“ Евгений Чичваркин подарил „путевку в космос“ на день рождения.— Я купил билет и для жены, так что рисковать совсем не хочется. Страховка тут не поможет. Вот летел недавно на самолете, который нереально потряхивало, в салоне все отваливалось. Мне было не до компенсаций. Но мы в списке пассажиров на 31 и 32-м местах, поэтому первые тесты будут проводиться на других».
Пять минут в невесомости
«Вообще-то мне говорили, что нагрузки на организм будут около 4g (g — сила земного тяготения.— СФ). Но вот, оказывается, уже 6g. Это серьезно. Хотя, например, обычные космонавты испытывают перегрузки в 9g»,— рассуждает Игорь Куценко. Но брать родителей в суборбитальный трип не передумал. Если в тестовый полет SpaceShipOne Берт Рутан отправил урну с прахом своей матери, то надежность SpaceShipTwo Ричард Брэнсон намерен доказать на примере живой матери — своей. В первый вояж на шестиместном (если брать в расчет пилотов, то восьмиместном) космолете отправятся Брэнсон с родителями и детьми, а также Рутан. По словам Стивена Аттенборо, медики из Колумбийского университета считают, что перегрузки суборбитальных полетов нормально перенесет 90-95% людей, а самому старому клиенту Virgin Galactic, любительнице дайвинга из Голландии, исполнилось 90 лет.
Сегодня к стартам готов космопорт в пустыне Мохаве. Еще один, более масштабный строит штат Нью-Мексико на деньги налогоплательщиков ($ 225 млн) по проекту знаменитого дизайнера Филиппа Старка, одного из клиентов Virgin Galactic. Дело в том, что конкуренты Рутана, Брэнсона и компании — авиапромышленные холдинги EADS Astrium, Rocketplane Kistler, Benson Space Company — также создают космолеты (аппараты пребывают в разной степени готовности) и собираются представить их в 2009-2011 годах.
Полет каждого пассажирского экипажа на SpaceShipTwo будет начинаться с трехдневного тренинга, рассказывает Игорь Тер-Айрапетов, глава российского отделения Elegant Resorts — одного из более чем ста турагентств, реализующих билеты на космолеты Virgin Galactic. В феврале нынешнего года он сам прошел в Филадельфии такую подготовку, включающую сессию в центрифуге. Стартовать космолеты будут из разных мест, поскольку обзор планеты из иллюминаторов открывается лишь на 1500 км. «Аэропорты Швеции, Австралии и Шотландии сейчас получают лицензии на запуск космолетов. С аэропортом шведской Кируны Virgin Galactic уже договорилась о сотрудничестве, так что туристы смогут выбрать, любоваться ли видами Северной Америки или северным сиянием»,— комментирует Тер-Айрапетов.
И все-таки главная ценность полета, по мнению руководителя Elegant Resorts, не в панораме, открывающейся из космоса, а в целостной гамме ощущений, испытании перегрузками и невесомостью. После того как реактивный самолет-носитель WhiteKnight II поднимется на высоту 15 км, с него стартует собственно сверхзвуковой, оснащенный ракетным двигателем SpaceShipTwo, резко уходя по вертикали вверх. Достигнув высоты 110 км, космолет на четыре-шесть минут зависнет в невесомости, и пассажирам разрешат отстегнуться и «поплавать» по кабине. Для общего представления о полете, длящемся в общей сложности около двух с половиной часов, компания выложила на YouTube анимированный ролик (www.youtube.com/user/SS2flight).
С Тер-Айрапетовым согласен Тимур Артемьев: «Картинка — ерунда. Купите глобус двухметрового диаметра, приложитесь глазом к Лондону, и вы увидите Африку ровно такой же, как из космоса. Намного интереснее телесные ощущения. Мне понятно состояние невесомости, я проходил медкомиссию в Центре подготовки космонавтов. Но полет полноценнее, и он станет исполнением детской мечты».
Люди королевской крови
Среди тех, кто ради исполнения детской мечты либо забронировал билет в Virgin Galactic, либо собирается это сделать, немало известных личностей: от Моби, Сигурни Уивер и Пэрис Хилтон до Билла Гейтса. Причем сразу платить $ 200 тыс. не обязательно, это условие действует для первой сотни астронавтов, которая давно сформирована. Тем же, кто желает оказаться в числе первых 500 «звездолетчиков», придется внести депозит в размере $ 100-175, смотря по тому, какое место в очереди им хочется занять. Величина аванса объясняется тем, что в космосе побывало пока меньше пяти сотен человек, поэтому первые полтысячи клиентов Брэнсона официально войдут в первую тысячу космонавтов планеты. Другим для постановки на учет понадобятся «чисто символические» $ 20 тыс., а остальную сумму они будут обязаны выплатить за три месяца до дня полета. Стивен Аттенборо сообщил, что система ценообразования рассчитана на то, чтобы компания с первого года стала прибыльной и затраты на проект окупились в течение нескольких лет.
«Не проходит и недели, чтобы мы не общались с представителями компании и другими будущими пассажирами,— говорит Куценко.— Этой зимой был слет в Швеции по поводу запуска спутника. Пришелся как раз на мой день рождения, и мы там отпраздновали его очень весело. Один новозеландский художник подарил свою картину». Прибывших со всего мира будущих космонавтов-любителей доставили на место старта ракеты на собачьих упряжках. «Мы стояли в пяти километрах от стартовой площадки. За секунду ракета взлетела и скрылась. И через пару секунд такой мощный раскат по небу — ух! Незабываемо»,— делится переживаниями Куценко. Туристы-астронавты, по его мнению, люди по большей части экстравагантные. «Типаж Индианы Джонса,— продолжает Игорь.— Склонные к приключениям, с интересными судьбами. Бизнесмены, ученые, творцы. Там были и люди королевской крови, ведь Ричард подарил билеты английским принцам Гарри и Уильяму».
Некоторые клиенты, как Игорь, забронировали место еще в 2005 году, говорит директор по продажам Virgin Galactic Кэролин Уинсер, поэтому жизнь сообщества надо активно поддерживать, иначе они охладеют к идее. Например, все клиенты Virgin Atlantic были приглашены провести последние рождественские каникулы на принадлежащем Брэнсону острове Неккер в Карибском море. Такой же «корпоратив» намечен и на конец года нынешнего.
Для семей и корпораций
Да и на самый настоящий корпоратив любители приключений готовы отправиться в космос. Компания Arab из Объединенных Арабских Эмиратов внесла залог в размере $ 500 тыс. за полет шести своих руководителей. Тимуру Артемьеву идея понравилась: «Космос — консервативная отрасль. Почему в свое время наши медики забраковали Полонского (председателя совета директоров Mirax Group.— СФ)? Потому что чем меньше рост космонавта, тем лучше. Меньше ест. А Серега, сами понимаете, десантник под два метра. И никто ничего не хотел менять, чтобы расширить возможности. Теперь же он может хоть заседание совета директоров Mirax в космосе провести, их там как раз шестеро — отдельный экипаж».
Депозитная система оплаты, в соответствии с которой разработчик (в рассматриваемом случае — Scaled Composites) еще доводит модель до ума, а провайдеры услуг ( Virgin Galactic и аккредитованные турагентства) уже вовсю торгуют билетами, универсальна для космического бизнеса. Так, ОКБ имени В. М. Мясищева только работает над аппаратом для суборбитальных полетов, но его туроператор Space Adventures, известный, в частности, как партнер Роскосмоса по вояжам Денниса Тито, Ануш Ансари и других туристов, уже получил от клиентов 200 депозитов по $ 100 тыс. за суборбитальный полет. Основатель Google Сергей Брин заплатил Space Adventures $ 5 млн в качестве аванса за полет на МКС, намеченный на 2011 год. Вклад Брина и еще пяти VIP-клиентов должен ускорить разработку модели челнока «Союз» с дополнительным местом. «Я всегда верил в коммерческое развитие космического пространства»,— заявил Брин. Пока он воздержался от покупки более дорогостоящей услуги Space Adventures — полета вокруг Луны с высадкой на нее (цена вопроса — $ 100 млн).
Компания Rocketplane, еще не испытав свой суборбитальный Rocketplane XP, уже продает за $ 2,2 млн двухчасовое приключение «Космическая свадьба» (Space Wedding). Близкая по сути услуга под названием Space Love (аренда космолета на двоих) обойдется клиентам Брэнсона — Джорджу и Лоретте Уайтсайдс — почти вдвое дешевле. По мнению Virgin Galactic, любовный сейшн тет-а-тет «напомнит миру, что невозможного не существует, а также принесет в космос любовь, мир и семейные ценности».
Длинные каникулы
«Мы летим с женой, так что, сами понимаете, собираемся не книжки читать. Путешествие с супругой подразумевает элемент новизны и неожиданности»,— говорит Тимур Артемьев, и он собирается нести в космос семейные ценности, не стесняясь других членов экипажа. «Не книжки читать» в течение тех пяти минут, которые космические туристы проведут на орбите, будет сложновато. Другое дело, если время пребывания в космосе измеряется неделями и месяцами.
«Месяц проживания в моем отеле обойдется вам примерно в $ 15 млн. Но оно того стоит»,— утверждает владелец сети гостиниц Budget Suites of America Роберт Бигелоу. Правда, он имеет в виду не один из своих бюджетных земных проектов, а орбитальный отель Sundancer, который предполагается запустить в космос к 2012 году. Уменьшенные прототипы гостиницы успешно прошли испытания в 2006-2007 годах. Предприимчивый Бигелоу в рамках программы Fly Your Stuff за $ 300 брал в полет фото и небольшие предметы от всех желающих и на сайте компании транслировал с видеокамеры движение вещей в невесомости внутри опытного образца отеля. Sundancer представляет собой сферу размером 13,7 х 6,7 м, рассчитанную на длительное проживание 13-15 человек. Ее можно будет и купить — за $ 100 млн. Сдутая, она удобно транспортируется, и Бигелоу, который намерен основать орбитальный комплекс Skywalker, состоящий из ряда космогостиниц, хочет также отправлять клиентов на каникулы в путешествие вокруг Марса.
В Bigelow Aerospace уже вложено более $ 100 млн, а к 2015 году планируется инвестировать еще $ 400 млн. Дело осталось за малым — доставить гостиницы на орбиту. С целью решить вопрос компания даже учредила специальный конкурс. Согласно условиям America's Space Prize, необходимо предложить корабль, вмещающий не менее пяти пассажиров и способный летать не менее чем на 400 км. После двух успешных пилотных тестов владельцы революционной машины сразу получат $ 50 млн плюс подряды на доставку постояльцев в гостиницу и обратно. Приз, за который состязается уже более 30 компаний, будет разыгрываться до 10 января 2010 года.
Напомним, что на тот же год запланировал свои коммерческие старты в космос и Ричард Брэнсон. Так что 2010-й станет началом эпохи большой космической коммерции.
Источник: http://www.vlasti.net
11.07.2008 12:13