Глава КГГА дал интервью "Сегодня" накануне Дня Киева
Александр Павлович, как бы вы хотели, чтобы выглядел Киев через пять лет?
В первую очередь город должен быть комфортным для киевлян. Людям должно быть удобно в Киеве: работать и учиться, заниматься спортом и отдыхать, в конце концов, просто жить здесь. Моя цель – чтобы каждый житель города чувствовал себя уверенным и защищенным, где бы он ни находился – в квартире, во дворе, в парке, по дороге на работу и домой, в любом муниципальном учреждении.
Я стремлюсь к тому, чтобы через пять лет в Киеве не было пробок на дорогах, зато действовала четвертая ветка метро. Чтобы возводилось много дешевого и качественного жилья, а исторический центр и зленые зоны были надежно защищены от алчных застройщиков. Чтобы каждый киевлянин имел работу и зарплату, достойную его профессионализма и интеллекта, а те, кто нуждается в поддержке (ветераны, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи), получали от города достаточную для нормальной жизни помощь.
То есть мне бы хотелось, чтобы через пять горожане увидели реальное воплощение тех целей, которые мы себе поставили в Стратегии развитии Киева до 2025 года.
В понятие комфортного города входит очень многое. Речь идет не только о чистоте, расширении зеленых и рекреационных зон и качественной работе общественного транспорта. Развитие города должно быть направлено на то, чтобы с каждым годом жизнь киевлян становилась лучше. А для это необходимо усиление социальной защиты, создание новых рабочих мест, обеспечение высоких стандартов образования и здравоохранения, модернизация всех инженерных коммуникаций…
Но главное – через пять лет город должен принадлежать киевлянам. Ведущей силой, которая будет определять, что и как происходит в Киеве, должны стать киевляне – городу нужны реальные механизмы самоуправления на всех уровнях – начиная от создания ОСМД заканчивая проведением общегородских референдумов.
Можете ли выделить три основные проблемы, которые вас раздражают в столице?
Проблемы меня не раздражают, я их воспринимаю как вызовы, на которые нужно находить адекватные ответы. В Киеве много наболевших вопросов – устаревшие коммуникации, перегруженность транспортом, вырубка зеленых зон, застройка исторической части и прибрежных зон, низкий уровень доходов сотен тысяч киевлян – пенсионеров, работников бюджетной сферы... Корень всех этих, на первый взгляд, мало связанных между собой явлений на самом деле один – несовершенство законов.
Например, действующее законодательство лишает городскую власть и общественность возможности контролировать застройщиков и влиять на них. Чтобы исправить это, по моему поручению уже разработан ряд законодательных предложений по расширению полномочий местной власти и прав общины Киева в регулировании градостроительной деятельности. Мы должны сохранить архитектурный облик города и его уникальные природные особенности.
С другой стороны, Киеву остро не хватает средств не только на развитие, но даже на поддержание городского хозяйства в надлежащем состоянии – и это при том, что столица уже много лет является донором государственного бюджета. Разве справедливо по отношению к киевлянам, что городской власти приходится постоянно выбивать средства даже на насущные нужды? Я сторонник сильного местного самоуправления, а оно должно основываться на реальных денежных ресурсах – деньги, которые заработали киевляне, должны идти на пользу киевской громады. И мы подготовили ряд предложений по изменению действующего порядка бюджетирования.
И в чем состоят эти предложения?
Во-первых, в распоряжении киевской громады должны оставаться 100% налога на доходы физических лиц, при этом город должен получить право направлять эти средства не только на муниципальные надбавки к зарплатам бюджетников, адресную помощь социально уязвимым категориям киевлян, но и на развитие.
Во-вторых, показатели отчислений из государственного в городской бюджет на потребности здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства должны рассчитываться на основе реального, а не номинального количества жителей Киева. Ведь фактическая нагрузка на всю инфраструктуру гораздо выше, чем это учитывается сейчас при формировании бюджета. Изменение действующего порядка позволит получить адекватные средства для содержания объектов городского хозяйства.
В-третьих, в бюджете Киева необходимо оставлять 25% налога на прибыль предприятий. И, в-четвертых, необходимо изменить принципы перераспределения средств, поступающих в виде акцизного сбора на ГСМ. В Киеве зарегистрирована шестая часть автомобилей страны – значит, такую же долю акциза город должен получать на содержание дорог.
Чтобы все эти наши предложения могли стать реальностью, я намерен инициировать парламентские слушания по законодательным инициативам Киева. Нам необходимо убедить депутатский корпус восстановить справедливость в отношении столицы и киевлян.
А каковы три особенности, за которые вы столицу любите?
Разве любят за что-то? Хотя, конечно, мне многое в Киеве по душе. В первую очередь, это неповторимая атмосфера, которую создают и архитектура, и история, и природа. Одного взгляда на днепровские склоны, одной прогулки по Подолу или одного посещения Лавры достаточно, чтобы влюбиться в Киев. Для меня огромное значение имеют давние духовные традиции Киева, ведь именно отсюда православие распространилось по восточно-славянским землям.
Но я всегда считал, что город – это в первую очередь люди. Это город думающих и активных людей, в большинстве своем неравнодушных к судьбе своего города и своей страны. Киевляне противостоят обнаглевшим застройщикам, выходят на толоку и своими руками преображают дворы и скверы. Неудивительно, что горожане так активно включились в предложенный местными властями диалог – Контактный центр города Киева ежедневно принимает тысячи телефонных звонков, на интернет-страницы подразделений горадминистрации поступают сотни предложений. Люди обозначают болевые точки. Благодаря этому, кстати, мы имеем возможность более оперативно справляться с возникающими проблемами в городском хозяйстве.
Так что любить Киев есть за что! И в моем понимании любовь – это ответственность за то, кого или что ты любишь. Это относится и к семье, и к друзьям, и к работе, а теперь и к Киеву. Поэтому я преследую одну цель – чтобы киевлянам жилось лучше и чтобы у них было еще больше поводов гордиться своим городом.
Что нового появится в Киеве ко Дню города? Какие важные объекты откроют к празднику?
Я считаю, что не стоит стремиться во что бы то ни стало поддерживать традицию сдачи объектов к знаменательным датам – поверьте опыту строителя, ни к чему хорошему это не приводит. Все должно делаться качественно и в свои сроки. Нужно заниматься не штурмовщиной и показухой, а планомерным развитием города. А когда есть результаты такой работы, то почему бы их и не приурочить к празднику?
Так что приятные события в городе ко Дню Киева произойдут. Событием общегородского значения станет введение в эксплуатацию транспортной развязки на Почтовой площади. Это будет осень существенный шаг в модернизации дорожно-транспортной сети столицы.
Планируется также открытие после реконструкции основной части легкоатлетического манежа на Позняках. Этого события долго ждали многие киевляне, которые выбрали для себя активный и здоровый образ жизни. Создание условий для развития массового спорта – одно из направлений, в котором мы должны активно работать. Реконструкция манежа проводится в соответствии с современными стандартами, и после ее окончательного завершения Киев смоет принимать легкоатлетические соревнования международного уровня.
ФОТО: В Киеве на Березняках откроется легкоатлетический манеж
Кроме того, ко Дню Киева завершится реконструкция пяти скверов, откроются после капитальных ремонтов три детских сада, в которых будут созданы дополнительные группы.
Чем празднование-2013 будет отличаться от прошлогодних?
В этом году ко Дню Киева приурочено празднование столетия проведения в Киеве І Всероссийской олимпиады. В программе праздника будет много мероприятий со спортивным акцентом: это не только различные состязания и показательные выступления спортсменов, но и Международная конференция по истории олимпизма в Украине, открытие тематической экспозиции в музее истории Киева. А в Мариинском парке откроется Аллея олимпийской славы, где разместятся стелы с именами украинских чемпионов и призеров Олимпиад.
Еще одна особенность празднования Дня Киева в том, что мы постарались не только организовать мероприятия, которые привлекут внимание людей с самыми разными вкусами и интересами, но и рассредоточить их по территории города. На Софиевской площади, как и на прошлогоднем праздновании, состоится концерт классической музыки, а после него – захватывающее 3D-шоу. А на Певчем поле киевляне и гости города услышат и увидят фольк-оперу Станковича «Коли цвіте папороть».
Впервые один из концертов, приуроченных ко Дню Киева, состоится на территории историко-культурного музея «Киевская крепость». Очень много праздничных акций пройдет в районах. На Оболонской набережной, к примеру, состоится замечательный рок-концерт.
Интересным новшеством обещает стать проект «Андреевский спуск и Монмартр – культурные побратимы», во время которого эта улица-выставка превратится еще и в концертную сцену, и в театральные подмостки.
Где лично вы предпочитаете праздновать День Киева и с кем отметите его в этом году?
В Киеве и с киевлянами – где же еще? На всех мероприятиях, приуроченных к празднику, побывать не получится – их запланировано очень много, в общей сложности более двухсот, но я постараюсь успеть как можно больше – ведь интересно! К тому же проверю, как все будет организовано. На совещаниях по празднованию Дня Киева мы регулярно обсуждаем ход подготовки, но слова подчиненных – это одно, а собственный взгляд и впечатления киевлян – это другое.
В прошлом году горожане получили в подарок первую часть отремонтированного Андреевского спуска. Когда начнется второй этап работ и что изменится на древней улице?
Вторая очередь комплексной реставрации этой знаковой улицы была начата в 2012 году – здесь проводится ремонт фасадов. Но сейчас работы приостановлены, так как деньги, предусмотренные в Программе развития Киева на 2013 год, были направлены на оплату работ, выполненных в прошлом году. Но я считаю, что по бюджетным результатам первого полугодия необходимо будет выделить средства, чтобы работы второй очереди реставрации Андреевского спуска были продолжены.
Мы просто обязаны привести в порядок эту улицу, которая давно уже вошла в число туристических символов столицы и является одним из любимых мест отдыха киевлян. Сейчас нет уверенности, что все запланированное будет выполнено именно в нынешнем году, но могу гарантировать, что мы доведем начатое до логического заверения. Что касается точных планов, то к концу лета предусматривается завершение прокладки инженерных сетей и внешнего освещения, а также мощение брусчаткой тротуаров и части Владимирской и Десятинной улиц, которые прилегают к Андреевскому спуску.
Много говорилось о реконструкции Подола. В частности, про пешеходную улицу Сагайдачного. Когда это станет реальностью? Ведь ремонт Почтовой площади в лучшем случае закончат ко Дню независимости.
Полностью преобразившуюся Почтовую площадь киевляне увидят уже к концу лета. Работы там проводятся по графику, реконструкция проходит поэтапно – уже перенесен на Рыбальский полуостров памятник морякам Героической Днепровской флотилии, ко Дню Киева планируется завершение строительства эстакады.
А улица Сагайдачного станет пешеходной после окончательного завершения реконструкции – то есть, уже осенью, если, конечно, не будет сложностей с финансированием. Сейчас ведутся проектные работы по ее переустройству. Ведь сделать улицу пешеходной – это означает не просто закрыть доступ транспорту, а превратить ее в удобную, красивую и привлекательную территорию для прогулок и отдыха. Я считаю, что Киеву необходимы пешеходные улицы, на примере европейских городов мы видим, что они играют огромную роль в создании особенной атмосферы, неповторимого лица города, становятся средоточием того, что называется городской жизнью.
Ко Дню города собирались открыть станцию метро «Теремки». Когда это произойдет? И стартуют ли работы по строительству четвертой ветки метрополитена на Троещину этим летом? В чем основные трудности?
Действительно, такие планы относительно «Теремков» были, но из-за перебоев с финансированием их пришлось пересмотреть. Сейчас, когда город получил целевым траншем из государственной казны 96 миллионов гривен, бюджет этого строительства полностью сформирован. Я думаю, что сроки сдачи больше отодвигать не придется, и ко Дню независимости Украины киевляне получат новую станцию метро. Введением в эксплуатацию станции «Теремки» завершается строительство Куреневско-Красноармейской линии. За последние 2,5 года это будет шестая построенная станция. Надо сказать, что такими темпами метро в Киеве не строилось никогда – даже в советское время.
Что касается метро в сторону жилмассива Выгуровщина-Троещина, то мы сейчас занимаемся привлечением инвестора для максимально быстрой реализации этого проекта. А работы по строительству четвертой линии уже идут – в ближайшие дни в районе улицы Набережно-Луговой будем закладывать первые элементы оправы туннеля.
То и дело в СМИ появляется информация о возможном подорожании проезда в столичном метро. Насколько обоснованы эти слухи? Сколько, на ваш взгляд, должен стоить проезд в столичном транспорте?
Слухи основываются на том, что действующие тарифы действительно ниже экономически обоснованного уровня. По расчетам КП «Киевский метрополитен», проезд в подземке в 2013 году должен стоить 3 гривны 3 копейки.
Однако я считаю, что при нынешнем уровне доходов населения задача городской власти состоит в том, чтобы находить любые возможности для сдерживания роста тарифов.
Вопрос о повышении стоимости проезда в метро киевской городской администрацией не ставится. Однако мы не можем заставить метрополитен работать себе в убыток, поэтому по результатам выполнения доходной части бюджета за первое полугодие будет рассматриваться вопрос о выделении средств на покрытие разницы между действующими и экономически обоснованными тарифами.
Выйдут ли на линию скоростного на Троещине новые трамваи киевского производства? Когда можно ждать их появления?
Планируется, что на маршрут №4 скоростного трамвая в этом году выйдет шесть вагонов, изготовленных в Киеве. Пополнение и модернизация парка общественного транспорта – одна из наших постоянных забот, за предыдущие два года на улицы Киева в общей сложности вышло 500 единиц современных и удобных автобусов и троллейбусов, в этом году планируется получить еще 114 (большой и сверхбольшой вместимости), 20 из них уже получено. Обеспечив высокое качество работы общественного транспорта, мы создадим альтернативу автомобилям, что в комплексе с другими мерами поможет решить проблему перегруженности киевских дорог и обеспечит киевлянам возможность быстро и без проблем передвигаться по городу.
Три столичных района пока живут без глав – это Деснянский, Подольский, Днепровский. Когда будут новые назначения, кого вы видите у руля этих районов? Может быть, пользуясь ситуацией, укрупнить количество районов Киева с десяти до семи?
Вопрос о количестве районов, их укрупнении, дроблении или же об их ликвидации относится к тем вопросам, которые должны решать сами киевляне на местном референдуме. Никто не вправе диктовать горожанам, какой должна быть система управления городом. Я считаю, что местные референдумы как неотъемлемая часть самоуправления должны стать обычной практикой, ведь есть немало вопросов, на которые не может быть верных или невереных ответов, есть только те, которые соответствуют воле горожан или не соответствуют ей.
Однако сейчас Киев лишен возможности провести референдум. Дело в том, что в ноябре 2012 года Верховная Рада приняла Закон «О всеукраинском референдуме». С его вступлением в силу утратил силу Закон Украины «О всеукраинском и местных референдумах», содержавший основы и условия проведения местных плебисцитов. Таким образом, законодательство Украины сейчас не предусматривает процедуры проведения муниципальных референдумов. Как только будет принят соответствующий закон, Киев получит возможность проводить референдумы, и я считаю, что городская власть должна в обязательном порядке выносить на суд киевлян стратегические вопросы.
Что касается вопроса о персоналиях, то мне бы хотелось видеть на постах руководителей районов ответственных профессионалов. Прерогатива их назначения по украинскому законодательству принадлежит президенту. Ко Дню Киева, надеюсь, эти назначения состоятся.
Не так давно в отставку ушел ваш первый заместитель Александр Мазурчак. Официальная версия – из-за плохой уборки города от снега. Насколько это отразилось на работоспособности вашей команды? Кем планируете ее усилить?
Принимать эту отставку было непросто, потому что опыт, профессионализм и порядочность Александра Владимировича сделали его одной из ключевых фигур в команде городской власти, и мне очень не хотелось, чтобы он выбыл из обоймы. Но заявление об отставке все же пришлось подписать, так как совпало слишком много факторов. В том числе на решение Александра Владимировича повлияли личные обстоятельства.
Нельзя сказать, что эффективность работы городской власти с его отставкой кардинально ухудшилась, но я считаю крайне неразумным разбрасываться людьми подобного уровня. У Мазурчака очень серьезный потенциал, есть много идей и наработок, и все это необходимо использоваться на благо городу. Поэтому я принял решение назначить его на должность советника председателя КГГА. В его обязанности теперь входит координация деятельности более чем двух десятков других советников, которые представляют общественные организации, творческие и научные круги.
Ко Дню Победы в Крещатом парке появилась необычная скульптура влюбленным. Как по-вашему, каких памятников не хватает городу?
Сейчас в Парке Вечной Славы создается Аллея Воинской славы – недавно рядом с памятником трижды Герою Советского Союза Ивану Кожедубу открылись памятники еще двум выдающимся летчикам, героям Великой Отечественной войны – Георгию Береговому и Ахмет-Хану Султану. Таким образом, начало положено, в дальнейшем здесь будет установлено еще 14 бюстов освободителей, награжденных двумя орденами Герой Советского Союза. Создавая эту Аллею Славы, мы сохраняем память не только об этих людях, но и о подвиге всего нашего народа, о мужестве и доблести воинов-освободителей.
Я думаю, что городу не хватает многих памятников, так как увековечены далеко не все выдающиеся деятели истории, науки, культуры и искусства, родившиеся, жившие в Киеве или связанные с ним. Главное, чтобы памятники не становились конъюнктурными и бездушными монументами, а были нужны людям, вписывались в городскую среду, становились ее неотъемлемой частью. Поэтому решат, кому и где устанавливать памятники, должны киевляне. Пусть общественность выдвигает инициативы, а власти будут искать возможности их воплотить.
В столице начинается традиционный сезон выпускных вечеров. Каким был ваш выпускной вечер? Кем вы мечтали стать, когда выпускались из школы?
Выпускной у нас был скромный и традиционный – напутствия учителей, концерт, встреча рассвета. Нынешним старшеклассникам это может показаться скучным, ведь сейчас выпускные отмечают в ресторанах, не обходится без алкоголя… А нам для праздничного настроения допинги были не нужны – мы с нетерпением ждали возможности вступить во взрослую жизнь. Немного печалило расставание с друзьями, но оказалось, что нам удалось пронести школьную дружбу через годы – на встречи одноклассников приезжают практически все, даже границы между государствами не мешают.
Для меня не стоял вопрос, куда пойти после школы. Мои родители всю жизнь были связаны со строительством – в те времена это было очень почетно, люди с энтузиазмом строили страну. Очень манила романтика этого масштабного созидания, хотелось приносить пользу, видеть результаты своего труда. Поэтому я поступил в инженерно-строительный институт. Учиться было интересно, а еще интереснее – применять знания на практике, в составе студенческих стройотрядов приходилось работать на строительстве химкомбината в Тобольске, аэродрома под Нижневартовском. И я никогда не пожалел о выборе профессии.
Сегодня молодому человеку трудно найти достойную работу. Какой вид бизнеса более перспективный, на ваш взгляд? В какую сферу стоит идти сегодня, чтобы иметь хорошую зарплату, стабильный доход?
Не думаю, что всем стоит идти в бизнес, стремиться осваивать экономические или управленческие специальности. На рынке труда и так переизбыток людей с дипломами менеджеров, финансистов, юристов и других специальностей, которые считаются непыльными и прибыльными.
Конечно, если человек – профессионал высокого уровня, то он найдет работу, даже если в его сфере на одну вакансию приходится десять соискателей. Но стать профессионалом можно только тогда, когда профессия соответствует склонностям и интересам человека, поэтому я советую молодежи выбирать работу по двум критериям: возможность раскрыть свои способности и приносить пользу людям. Без этих условий ни материального, ни морального удовлетворения от работы получить невозможно.
Если говорить о перспективных направлениях, то я уверен, что будущее – за наукоемкими производствами, за высокими технологиями. В последнее время произошел некоторый прекос в сторону гуманитаризации образования, так что уже очень скоро мы будем иметь острую нехватку специалистов в естественных науках, квалифицированных инженеров, технологов, представителей рабочих специальностей. Уже сейчас наблюдается дефицит таких кадров, и дальше спрос на них будет расти, я бы советовал молодым людям обратить внимание на эту тенденцию.
Есть ли у вас семейный бизнес? Если бы вы лично могли заниматься им, то какое бы дело открыли?
Бизнеса у меня нет и не было. Да и у кого-то из нашей семьи он вряд ли появится. Мой сын Дмитрий работает инженером на Полтавском ГОКе, а дочь Ольга учится в Киеве на журналиста. У них, так же как и у меня, к организации собственного бизнеса тяги нет. В советские времена я работал в строительной отрасли – мастером, прорабом. В начале 90-х около года поработал в руководстве одной из производственных фирм, но двигаться в бизнес-направлении не стремился.
Меня больше интересует не то, как получить прибыль, а как сделать что-то нужное и полезное. И такое поле деятельности открылось, когда в 1994 году жители города Комсомольска впервые избрали меня мэром. Работая на этом посту четыре каденции, я понял, что мое призвание – не только строить города, но и налаживать и обустраивать в них жизнь.
Назовите, пожалуйста, пять наиболее перспективных столичных проектов, в которые, как вы считаете, могли бы вложить деньги бизнесмены.
При создании Стратегии развития Киева до 2015 годы мы учитывали мировой опыт, который показывает, что частные инвестиции являются влиятельным фактором развития городов. И у нас уже сегодня есть, что предложить инвесторам. На деловом форуме, который состоялся в Киеве прошлой весной, мы представили большой перечень проектов на общую сумму порядка 125 миллиардов гривен.
Сейчас первым в повестке дня я бы навал инвестиционный проект строительства четвертой ветки метро «Выгуровщина-Троещина». Когда инвестор будет определен, то можно будет планировать сдачу в эксплуатацию первой очереди новой линии уже через два года. Проект строительства метро на Троещину разделен на несколько очередей, чтобы как можно быстрее запустить движение с Троещины до Подола, а второй очередью идти по правому берегу – от Лукьяновки до Подольского моста. На первом этапе планируется привлечь порядка 800-900 млн долларов, а общая стоимость строительства метро на Троещину составляет около 2 млрд. долларов. Такие суммы сейчас непосильны для бюджета, поэтому в решении этого важнейшего для киевлян вопроса мы надеемся на сотрудничество с бизнесом. Я уверен, что строительство и эксплуатация метрополитена, особенно на Троещину, является интересным с точки зрения инвестиций проектом.
Один из самых перспективных проектов – это инновационный парк «Бионик-Хилл», своего рода украинская силиконовая долина. Реализация этого проекта позволит Киеву вернуть былую славу одного из центров наукоемкого производства, а наши специалисты смогут найти себе достойное применение на родине.
Планируется, что на территории "Бионик-Хилл" разместятся офисы украинских и зарубежных компаний, работающих в сфере высоких технологий. Предусмотрено создание исследовательского центра с современными лабораториями и специализированным университетом, а также производственной зоны, которая станет площадкой для внедрения результатов научных исследований и производства инновационной продукции. В общей сложности в инновационном парке может быть создано около 35 тысяч рабочих мест. При всей своей масштабности эти планы не относится к разряду невыполнимых прожектов: Киевсовет уже выделил земельный участок в Святошино для реализации проекта, город построит дорогу и необходимые коммуникации.
Перспективным проектом является также создание Киев-сити на Осокорках-Северных. Сегодня деловая жизнь тяготеет к центру Киева, что создает множество неудобств для города и его жителей. Создание на левом берегу делового центра на 30 тысяч рабочих мест позволит городу развязать такую проблему, как диспропорция между территорией расселения горожан и местом работы, ведь около 40% жителей города живут на левом берегу, а рабочих мест здесь только 20%. С другой стороны, создание Киев-сити защитит историческую часть города от выполнения несвойственных ей функций. "Киев-Сити" является составной национального проекта "Город будущего" и включен в Государственный реестр национальных проектов. На первом этапе реализации проекта планируется привлечь инвестиции свыше 1 миллиарда долларов.
Еще один центр деловой и производственной активности на левом берегу планируется создать в Деснянском районе. «Троещина-сити» и индустриальный парк, где будут развиваться приборостроение и точное машиностроение, IT-технологии, фармацевтическая и легкая промышленность, в перспективе обеспечат рабочими местами свыше 25 тысяч человек.
Завершает пятерку самых масштабных и перспективных проектов строительство системы паркингов. Ее создание предусмотрено Стратегией развития Киева до 2015 года как одна из составляющих комплексной программы по модернизации транспортной инфраструктуры города. Уже разработан и недавно утвержден Киевсоветом план развития паркингов, рассчитанный до 2015 года. Мы рассчитываем, что перспектива поучаствовать в его реализации привлечет инвесторов, и сейчас активно ищем партнеров.
Помимо этого у инвесторов есть возможности поучаствовать в реконструкции Бортнической станции аэрации, системы водоснабжения, тепловых сетей. Точек приложения сил и средств более чем достаточно.
Говорят, вы очень дружны с мэром Вены. Как зародилась эта дружба и как поддерживаете отношения сейчас? С кем еще из градоначальников дружите?
Мы действительно нашли общий язык с бургомистром Михаэлем Хойплем, и помимо человеческой симпатии нас объединяет стремление развивать сотрудничество между Веной и Киевом, схожее видение целей и методов градоуправления. Киеву есть чему поучиться у Вены – этот город в последнее время четырежды признавался в Европе самым комфортным для проживания. И я мечтаю, что Киев тоже со временем заслужено удостоится этого статуса.
Столицы Австрии и Украины уже 20 лет являются побратимами, и недавно мы вступили в новый, плодотворный этап развития наших отношений. Летом прошлого года мы с Михаэлем Хойплем подписали меморандум об углублении сотрудничества и уже сейчас можно видеть, что он реализовывается. Осенью 2012 года прошли Дни Вены в Киеве, а всего через полгода, этой весной – Дни Киева в Вене.
Помимо традиционной в таких случаях презентации культурных достижений, во время этих акций проводились крупные инвестиционные форумы. Австрийские бизнесмены проявляют значительный интерес к киевским проектам, и это очень важно для нас – такое сотрудничество привносит в жизнь нашего города европейские стандарты, помогает нам интегрироваться в мировую экономику. Сейчас объем австрийских инвестиций в экономику Киева достиг уже 2,8 миллирадов долларов и составил свыше 10% от общего объема иностранных инвестиций в экономику столицы.
Многих интересует вопрос, не передумали ли вы бороться за пост мэра Киева? Какие ваши предвыборные ожидания и кого считаете достойным соперником?
Я уже озвучивал решение об участии в выборах мэра Киева. Оно было продуманным и взвешенным. И отказываться от него я не намерен. Киеву необходимы выборы, необходим демократически избранный мэр, который, опираясь на доверие киевлян, будет отстаивать их интересы на всех уровнях. Я и сейчас делаю это, но поддержка горожан на выборах позволит добиваться более весомых результатов.
За три года работы в КГГА я не только изучил проблемы Киева, но и начал их решать – системно и последовательно. При этом я полагаюсь не только на свое видение проблем и путей их решения. К разработке Стратегии развития Киева до 2015 года, которая стала основой работы столичной власти, были привлечены не только лучшие научные кадры, но и киевская общественность. Киевляне внесли в проект этого документа более 4 тысяч дополнений, которые были систематизированы и учтены. Изучили мы и мировой опыт. Кстати, как известно, в разработке этой стратегии очень помогли советы мэра колумбийского города Баготы Энрике Пеньялоса, признанного одним из лучших градоначальников мира.
Я уверен, что киевляне уже заметили первые результаты реализации Стратегии. Так что я не только считаю, что у меня есть все основания участвовать в выборах мэра, но и уверен в победе.
Надеюсь, все кандидаты будут достойными соперниками.
После не очень удачных для властей итогов выборов в столице в кулуарах заговорили, что теперь город не получит из бюджета страны дотаций и преференций. Мол, раз киевляне в основном поддержали оппозиционеров, несмотря на строительство новых мостов, пуск скоростного трамвая, доплаты медикам и учителям, то и нечего их баловать широким финансированием. Насколько эти слова оправданы? И почему, по вашему мнению, такой выбор сделали киевляне?
Появление слухов об урезании финансирования из-за результатов парламентских выборов являются примером того, к чему могут привести недостаточная осведомленность или предвзятость в суждениях.
Нужно признать, что государственный бюджет действительно крайне напряженный, поэтому сложности с выделением средств имеют место, и не только у Киева. Однако столичная власть приложила все усилия, чтобы донести до центральной власти необходимость учесть потребности Киева и киевлян. Причем это далеко не первый случай в моей практике, когда приходится отстаивать права города перед вышестоящей властью. Когда я был мэром Комсомольска, то пришлось даже судиться с Полтавской областной властью, которая незаконно уменьшила отчисления, и мы выиграли суд! За финансовое обеспечение потребностей Киева тоже приходится бороться.
Мне пришлось не раз встречаться с премьер-министром и главами министерств, дискуссии были нелегкими, но наш диалог оказался результативным. В итоге доходная часть бюджета была увеличена на 2 миллиарда гривен, и мы смогли обеспечить в этом году выплату муниципальных надбавок бюджетникам, продолжить реализацию программ социальной защиты ветеранов, пенсионеров и льготников.
К тому же, по результатам первого квартала бюджет Киева был пересмотрен в сторону увеличения – нам удалось получить дополнительно 1,5 миллиарда гривен. Это позволит компенсировать разницу между действующими тарифами на отопление и водоснабжение и их экономически обоснованным уровнем, обезопасив киевлян от повышения тарифов.
Кроме того, Киеву из государственного бюджета выделено 100 миллионов гривен на реконструкцию Почтовой площади, 96 миллионов – на строительство метро на Теремки. Кабмин услышал наши требования и выделил средства на предотвращение аварийных ситуаций на Бортнической станции аэрации.
Однако я далек от того, чтобы признать ситуацию с наполнением бюджета Киева удовлетворительной. Нужно в корне менять подходы к формированию столичного бюджета, иначе кто бы ни стоял у власти в стране или в городе, нехватка средств не позволит Киеву развиваться.
Киевлянам необходим бюджет развития, а не латания дыр. Нужно думать, во-первых, об усилении социальной защиты горожан, а во-вторых, о предотвращении любых нештатных ситуаций на объектах городского хозяйства, развитии и модернизации инфраструктуры.
Перед нами стоит очень много наболевших, зревших годами вопросов, которые невозможно решить без внесения изменений в бюджетное законодательство.
И киевская власть разработала ряд законопроектов, направленных на расширение бюджетной базы и восстановление справедливости в отношении Киева.
Я настаиваю на том, чтобы 100% налога на доходы физических лиц, собранного в столице, оставались в городской казне. Кроме того, крайне важно, что показатели отчислений из государственного в городской бюджет необходимо рассчитывать на основе реального, а не номинального количества жителей Киева.
Принятие этих предложений, наряду с другими нашими законодательными наработками, создаст надежную основу для повышения качества жизни киевлян.
© 2012 ЧАО "Сегодня Мультимедиа"
Джерело: Сегодня
Категорії: Новини Києва Новости Полтавы Новости Красноармейска Новости Берегово Новини Сколе
24.05.2013 09:13