Социально безответственный бизнес

Социально безответственный бизнес

Кого вообще интересовал бы рекламный рынок, кроме людей, на нем работающих, если бы все мы не являлись потребителями рекламы? Мы думаем, что если потребляем рекламу, то всё про нее знаем. Но это не так.

Знаете ли вы, к примеру, что украинскому бизнесу наружной рекламы в этом году исполняется 20 лет? И что одними из первых крупных клиентов и даже двигателей этого рынка были табачные и алкогольные компании? Благодаря их толковым маркетологам, знающим цену «наружке», тысячи щитов стремительно появлялись в лучших местах городов. Рынок требовал насыщения, щиты росли, как грибы после дождя, и тогда же родился миф о том, что наружная реклама – очень простое и невероятно прибыльное дело! Стоит только вложиться в «железо», получить разрешения и установить конструкции, как их тут же выкупят на годы вперед. Знай себе меняй плакаты и получай прибыль!

Пять лет назад купить рекламный щит, просто «ногу», стоило примерно 2500–3000 долларов. Кое-что платили за специальные документы, согласования и разрешения, но обычно власти охотно раздавали места под новые щиты. Пять лет назад реклама на центральных улицах Херсона, о котором дальше пойдет речь, продавалась примерно по 300 долларов за плоскость, а на одном щите их как минимум две. Тогда считали только в долларах и не скупились. Щит окупался за полгода и дальше приносил чистую прибыль. Разрешения выдавались на 5 лет, так что игра стоила свеч! Те, кто ставил свои щиты в Херсоне 7–10 лет назад, сейчас крупные воротилы местного рынка рекламы, они давно и не один раз вернули свои затраты.

Все было круто до января 2009 года, когда Законом Украины разом оказалась под запретом реклама алкоголя и табака на наружных носителях. А тут еще кризис! Сотни маленьких фирмочек исчезли с украинского рынка, тысячи конструкций пришлось за бюджетные средства демонтировать властям за долги операторов.

Тогда и стала очевидной другая сторона этого дела: в погоне за прибылью рекламщики изуродовали наши города. Когда в каждом украинском городе появились заброшенные щиты с ободранными лоскутьями старых плакатов, оказалось, что их бизнес стал нашей с вами проблемой!

По данным Управления эстетики и внешней рекламы, на сегодняшний день в Херсоне 919 рекламных конструкций. По количеству рекламных поверхностей город находится на 10-11-м месте среди городов Украины. Областной центр с населением чуть больше 300 000 человек по количеству щитов соседствует с такими городами, как Запорожье (больше 700 тыс. населения), Николаев (почти 500 тыс.), со столицей АР Крым Симферополем и почти с 400-тысячным Севастополем. Интересно, что города, примерно равные с Херсоном по числу жителей, как Полтава, Винница, Чернигов, Черкассы, имеют в 2 раза меньше поверхностей и занимают 18-22-ое места по количеству конструкций.

В Херсоне работает более 30 фирм наружной рекламы, представлены и местные, и национальные компании. Больше, конечно, местных. Поэтому именно их нужно считать ответственными за нынешний рекламный вид Херсона. Если этот вид достойный – честь им и хвала. Но кажется, это не так.

Не пытаясь выяснить суммы поступлений в бюджет Херсона от его «наружки», я заранее могу сказать, что это не очень большая цифра по сравнению с бюджетом портового города в целом. Во сколько бы раз не поднимались цены на аренду мест под щиты, это не увеличит существенно городского бюджета. Просто потому что ни в одном городе мира рекламный бизнес не является бюджетообразующим! Он, конечно же, делает свой вклад в городскую казну и дает работу некоторому числу граждан, но социальная ответственность предприятия наружной рекламы перед всеми жителями в другом. В его вкладе во внешний вид, городскую среду.

Если кто-нибудь из жителей Херсона скажет, что он доволен рекламными пейзажами города, я не поверю. Зрячий и здравомыслящий такого не скажет! Это значит, что местный бизнес наплевательски относится не только к своей социальной задаче, но и ко всем жителям, чьи «глаза» и внимание он, по сути, «продает».

Привыкнув неплохо зарабатывать в эпоху дикого капитализма, некоторые операторы решили, что ничего не должны городу и «забывают» вовремя оплачивать аренду в городской бюджет. Большинство рекламщиков-должников – опять же, местные. Кто-то должен не очень критичные суммы, как ООО «Автоплаза» (5 345 грн), но есть и больше. По данным Управления, на февраль 2013 г. среди должников значатся ООО «Дисплей плюс» – 14 672 грн, ООО «Кельт» – 40 439 грн. И лидер – ДП ООО «Элвина» «Арт-эрия» – 136 455 грн. Последний, кстати, – крупнейший держатель мест в центральной части города и на его главной улице, Проспекте Ушакова. Эта улица считается самой «хлебной» в Херсоне, а сейчас стала местом почти военных действий между операторами и Управлением эстетики, которое намерено привести рекламу в центре города в порядок.

Есть еще один хороший показатель истинного отношения рекламщиков к городу-кормильцу – это конструкции, стоящие без разрешений, аннулированных в том числе и за долги. Таких в Херсоне 150. У «Арт-эрии» — 29, у «Дисплей плюс» – 8, у других операторов – по 2–3. Процедура такова, что власти не имеют права просто убрать незаконный щит, они должны писать предписания и просить операторов сделать это. На бумажную волокиту уходят месяцы. Город не может выставить счет на аренду места, которого по документам нет, только штрафы. Но незаконные щиты стоят и без зазрения совести продаются под рекламу. Через несколько месяцев их придется демонтировать городским властям за бюджетные деньги, но кого из операторов это волнует!

Из 919 рекламных конструкций Херсона абсолютное большинство – щиты 3×6 и 3×4 метра: их 674. Из которых 132 установлены в центре. Это большой формат для 200-летних улиц, а в таком количестве просто убийственно большой. Кроме того, в центре размещены 46 из 54 городских ситилайтов и почти 150 так называемых «перетяжек» и холдеров. То есть, третья часть рекламы Херсона оккупировала его небольшой центр!

Такое многообразие мешает самим рекламистам. Чем больше плоскостей на улице, тем дешевле каждая. Теряется эффективность. Только представьте: проезжая по центру города, вы увидите как минимум 200 рекламных плакатов разных видов и форм, которые смешаются в голове в какую-то кашу. Такая реклама недорого стоит. Сегодня продавать «наружку» трудно. Как говорят сами рекламисты, средняя заполняемость их сетей на уровне 65–70%. Это уже не тот шикарный бизнес, каким он был 5 лет назад, и сильно ошибаются те, кто думает, будто очередь стоит занять чужое место.

Чтобы стать эффективной, реклама в центре Херсона должна быть сокращена минимум в 3–4 раза. Кроме проспекта Ушакова, в экстренной рекламной уборке нуждаются улицы Соборная (бывш. Ленина), Потемкинская (Карла Маркса), проспект 200-летия Херсона. А также Николаевское и Киндийское шоссе, улицы Лавренева, Димитрова, Пугачева, Кулика и Мира, переулок Казацкий, Привокзальная площадь.

Взамен мест в центре, которые будут сокращены согласно принятой в Херсоне Концепции размещения и эксплуатации объектов внешней рекламы на 2011–2013 г.., операторам по закону и в обязательном порядке предоставляются места в других, менее охваченных рекламой районах. Старые операторы назвали их «нерейтинговыми», но нужно кое-что знать о рынке «наружки», чтобы понять: дело не в «рейтингах», которые мало кто умеет считать, а в деньгах, которые нужно вкладывать.

Перенос щита 3×6 м весом 1,5–2 тонны, а с ним 10-тонного бетонного блока стоит в среднем 5000 грн. Это работа людей, техники, плюс уборка старой и новой территории. Какое-то время уйдет на то, чтобы «присадить» клиента на новое место. И отлаженный механизм получения прибыли даст на время сбой. Если, согласно Концепции, за оператором остается место в центре, там нужно установить новую конструкцию, как правило, меньшего формата. Обычный щит с наружными лампами сегодня стоит 5000 тыс. долларов, а небольшие многопозиционные бэклайты — в 2 и 3 раза дороже. Раньше щит окупался за полгода, сейчас на это уходит более 2-х лет.

Поэтому отказ рекламистов уходить с «настоянных» мест — это отказ от инвестиций, которых требует новое время. На самом-то деле, места в «спальных» районах не хуже центральных: рекламу здесь также увидят десятки и сотни тысяч херсонцев, живущих в этих районах, а не в шикарных магазинах и административных зданиях на главных улицах.
Но необходимость инвестировать в городскую среду — что-то новое для рекламщиков Херсона. От них никто никогда не требовал ничего подобного, хотя именно их реклама формирует облик и первое впечатление о городе. Кажется, впервые в истории городское Управление эстетики и внешней рекламы под руководством Ю. Гречишкина пытается выполнить эту работу, но наталкивается на жесткое сопротивление операторов. Они не желают двигаться с мест в центре и осваивать новые локации. Несмотря на то, что это городская, а не частная земля, и что улицы нуждаются в серьезной чистке.

Непроданные щиты стоят, заклеенные голубой и серой бумагой, и ждут «лучших времен». От былой золотой поры осталось только одно такое время — выборы. Любой ценой сохранить центральное место до очередных политических кампаний, вот задача херсонских бизнесменов, которые ставили свои щиты под «табачников», «алкоголиков» и «политиков» так плотно, как могли. Ставили без оглядки и наперегонки, в историческом центре, в парковых зонах, на небезопасном расстоянии от опор освещения, от водопровода и газопровода, перекрывая светом ламп сигналы светофора, вырубая или уродуя деревья.

Сегодня, когда город потребовал от них ответственности, операторы могут ругать действующую власть, чиновников и политиков, но если завтра к хозяевам щитов придут с «политическим бюджетом», где только денется «идейность» и «борьба за справедливость»: на бордах будут красоваться те, кто больше заплатит. Деньги не пахнут.

Вот почему появляются в местной прессе заказные статьи, которые под видом журналистских расследований вбрасывают в сознание граждан известный стереотип, что чиновники ущемляют и делят чужой бизнес. А мы верим этому больше, чем собственным глазам, которые надо бы «разуть» и посмотреть на свой город, как в первый раз. И спросить себя: достойна ли местная реклама административного, промышленного и культурного центра, каким является Херсон? Это ли реклама европейского города 21-го века?

Поднимая шумиху, рекламщики рассчитывают отвлечь внимание от того, что сами же сделали с Херсоном и остановить в городе те процессы, которые идут по всей Украине. В самых разных областях власти крепко берутся за «наружку» и последовательно расчищают «рекламные завалы». Недалеко расположенный Николаев принял мораторий на установку новых рекламных конструкций. В Симферополе планируют разделить город на рекламные зоны и для каждой установить правила. Не сложно найти новости такого рода, если действительно интересна тема наружной рекламы в Украине.

Читая их, понимаешь, что перемены идут везде и они неизбежны. Это не передел рынка, в котором пытаются убедить граждан, это следующий этап его развития. Никто не говорит, что безболезненный, но необходимый. Этот путь прошел весь мир. Опыт показывает, что в результате станет меньше рекламных компаний, а оставшиеся должны принять свою социальную роль.

То, в каком состоянии сейчас херсонская реклама, – это издевательство над городом, его жителями и показатель вопиющей социальной безответственности местных игроков рынка. Привыкшие к легкой прибыли, они требуют все новых и новых мест. Это может продолжаться вечно, если их не остановить. А заложниками рекламного беспредела будет некогда красивый город и его жители.

Елена Синькова, Херсонский Вестник


Источник: Площадь Cвободы

Категории: Новости Винницы Новости Запорожья Новости Полтавы Новости Севастополя Новости Черкасс Новости Чернигова Новости Симферополя Новости Херсона Новости Димитрова Новости Николаева

28.02.2013 15:05