Лариса Акуленко: «Плохих детей не бывает!» (ФОТО)
Большинство студентов и преподавателей знает ее, как директора Культурно-просветительского центра (КПЦ) ПГТУ Ларису Владимировну Акуленко. Те же, кто становится членом большой и дружной семьи КПЦ, называют ее мамой. И никак иначе. Как бы не была избита фраза «педагог с большим опытом», но касательно Ларисы Владимировны, она применима как нельзя лучше. Это тот редкий случай, когда человек нашел свое место в жизни. Мы попытались раскрыть секреты великого педагога. Вчитайтесь в ее советы, возможно, найдете применение.
- Все интервью начинаются с биографии. Расскажите о своей.

- Первое, что произошло в моей биографии – это я родилась, в городе
Мариуполе 31 октября 1963 года. Училась в Бердянском педагогическом университете. Выбор пал именно на него по двум причинам. Во-первых, всегда имела склонность к гуманитарным наукам, а во-вторых, мне не хотелось далеко уезжать. Хотя, как у победительницы олимпиад у меня было направление в
Запорожье, но мне туда ехать не захотелось. Показалось, что это далеко от мамочки. Подумав, что
Бердянск ближе, всего 90 км, к тому же там есть педагогический институт. Отдала направление другой девочке и поехала поступать в
Бердянск.
Как сдавала экзамены – отдельная смешная история. В твердой пятерке по русской литературе и языку была уверена, а математику, думала, на 4 как-нибудь вытяну. Но по языку получила четверку, ляпнув, что Базаров повесился (речь идет о романе И.Тургенева «Отцы и дети»), конечно, тут же исправилась, но комиссия заарканилась, и пятерку ставить не захотела. Я в истерике захотела поехать домой, но мама развернула меня обратно. В общем, нужное количество баллов набралось. Успешно его закончила, при чем без отрыва от производства вышла замуж и родила старшего сына.
- А вы помните, как отшлифовывали педагогически мастерство? Как «закалялась эта сталь»?
- Боевое крещение, то бишь первое место работы, у меня было в 36 школе. Мне достался очень тяжелый класс. Учителя, которые долго работают, знают каких детей брать. Они смотрят в личное дело, где работают родители и отбирают тех детей, с которыми не будет проблем, у которых родители при должности. А детей простых рабочих с завода, неблагополучных семей всегда отдают молодым учителям. Но я была так рада и так счастлива, что получила свой класс – 38 «гавриков»! Были среди них и дети из многодетных, и цыгане, все из очень разных семей. Но у меня были самые лучшие.
- Что же вы с ними сделали?
- Я считаю, что кроме того, что я их учила, я их любила. До сих пор я всех помню по именам, какой у кого был характер. Весной я возила экскурсию в Николо-Васильевский храм. Ко мне подошла женщина с тремя детьми и говорит: «Здравствуйте. Вас Лариса зовут? Вы меня учили в первом классе». Это была Марьяна, ребенок из многодетной семьи, постоянно у нее вши были, мама вечно лупила эту девочку, они вечно голодные ходили. И вот, по происшествии многих лет, она мне говорит: «Я вас так люблю и всегда помню, вы меня жалели». Я думаю, что это высшая оценка работы.
Потом я семь лет отработала в школе для умственно-отсталых детей. Работать с такими детьми трудно потому, что у них нарушено адекватное восприятие реальности. Они живут в своем мире, они не понимают элементарных вещей. Адаптировать их к обычной жизни, чтобы они могли где-то работать, как-то применить себя – достаточно трудно. В таких заведениях может работать только тот человек, который искренне любит детей. Многие воспитатели не выдерживали и быстро увольнялись. Я бы работала в этом садике до сих пор, но его закрыли. Дети тоже очень разные. Бывает, что нужно дать толчок ребенку, и он пойдет в своем развитии семимильными шагами. А есть такие, с которыми нужно долго работать.
- В университет вас знают как режиссера студенческого театра «Зеленая лампа». Расскажите, как он появился.
- Когда я возглавила КПЦ ПГТУ, нужно было поставить театрализованный номер. Дмитрий Слободянский – мой знакомый режиссер - давал советы, как лучше все это было сделать. За время подготовки, образовался коллектив, который не захотел расходиться, и мы стали продолжать работать. Так и появился студенческий театр «Зеленая лампа», режиссером которого стал Дмитрий Слободянский. Даже когда Дмитрий Александрович заболел, мы все равно делали постановки, ехали к нему всей толпой и у него дома репетировали.
- А почему именно «Зеленая лампа»?
- Название придумал сам Дмитрий Александрович. В период поэзии Золотого века в Санкт-Петербурге в кафе собирались продвинутые, современные, творческие люди, поэты. И обязательно на столе была зеленая лампа. Она и считалась символом сборищ продвинутых людей. Сейчас наш театр называется «Зеленая лампа им. Д.Слободянского». К сожалению, Дмитрий Александрович не переборол болезнь и умер. И ребята предложили назвать в его честь.
- Какие спектакли в вашем активе?
- За все время существования театра было множество постановок. Наш вечный спектакль – «Собаки». Сейчас он снова готовится, уже в новом прочтении. Традиционно к Новому году готовим детские спектакли. Ежегодно на 9 мая разные мини-спектакли – сильные, мощные, эмоциональные, несущие большую психологическую нагрузку. Ну и просто студенческие миниатюры. С которыми, кстати, мы ездили на фестиваль «Студенческая звезда» в
Донецк. Среди шестнадцати коллективов, неожиданно, взяли 3 место.
- Так какой ваш педагогический секрет.

- Нет у меня секрета, на самом деле. У меня есть кредо «Нет плохих детей». Все дети хорошие. Вернусь к моему первому классу. Мой ученик Виталька, которого водил за ухо участковый за то, что тот прокалывал колеса у машин. Еле уговорила участкового не ставить его на учет. Так это был мой самый первый помощник. Был еще в классе «бегун» Саша. Он страшно не хотел идти в школу, мама его тащила туда еле-еле с истериками и слезами. Так вот тот Виталька и его друг Алешка была моя команда «истребителей». Всегда, как только Сашка выскакивал из школы и бежал на автовокзал, мои «истребители» его находили.
Они же не понимали, что я за этих детей несу ответственность. И что я не могу бегать по вокзалу и искать его, если в классе сидит еще 38. Поэтому у меня была бригада «истребителей», приведут его в класс и тогда начинался урок.
- Какие методы воспитания детей являются неприемлимыми?
- Самое главное, нельзя унижать человеческое достоинство. А если любишь ребенка, то можно все. Я работала в садике, могла ребенка и шлепнуть по заднице, тут же поцелую. Он понимает, что нельзя этого делать и на меня не обижается. Тот же Сашка, заходит в класс и в истерике падает на пол. Мне был 21 год, я не знала, что делать. Дала ему по мордасам. Он от неожиданности спросил: «Куда садиться» и пошел на свое место.
В маршрутках люди все нервные, постоянно срываются на скандал. Родители приходят домой в таком настрое, дети из школы такие же приходят. И все это продолжается дома. Ребенок не должен ощущать нашу повышенную раздражительность, ведь 90 процентов воспитания идет из семьи. Вот какая обстановка в доме, такую же модель поведения ребенок и наследует.
- Самый безумный поступок, который вы совершали?
- Наверное, когда я спрыгнула с 28-метровой высоты! Причем дважды. И если первый раз это был безумный поступок, то второй раз вполне осознанно захотелось адреналина. Происходило все в Крыму в
Судаке на Царской тропе, Грот Шаляпина. Прямо в скалу вбиты крючья и небольшой мостик над пропастью. Высота 28 метров.
Становишься на краешек этой пропасти спиной, тебя сталкивают. Летишь на веревке, раскачиваешься над морем и скалами. Когда вся туристическая группа увидела меня, парящую над морем, то хором согласилась, что это очень безумный поступок. Первое чувство – страх, когда нужно отпустить перила мостика, инструктор тебя держит за лямки и висишь над пропастью. И шутник снизу кричит: «Ты карабин хорошо закрепил? А то будет как в прошлый раз». В этот момент меня отпускают, и сразу пролетает мысль, а как же было в прошлый раз, долечу ли. Потом такое дикое чувство восторга! Ты летишь, под тобой эти маленькие крохотные люди, огромное море.
Спасибо за приятную беседу, хотелось бы пожелать Вам удачи во всех начинаниях, дальнейших успехов и хороших студентов!
Виктория Савицкая
Источник: guru.ua
Категории: Новости Мариуполя
22.01.2013 11:34