Как-то сгладить ситуацию на рынке нефтепродуктов уже который год обещает правительство. У Азарова уже неоднократно заявляли, что для этого планируется задействовать неиспользуемые мощности спиртзаводов, большая часть которых, кстати расположена в Винницкой области, и за счет биотоплива и спиртосодержащих компонентов к бензину «сбить» ценовые пики. В качестве примера правительственные чиновники приводили далекую Бразилию, которая 40% своих нужд в «черном золоте» покрывает за счет биотоплива, производимого из сахарного тростника. Тростник на Винниччине не растет, зато аграрии научились выращивать неплохие урожаи сахарной свеклы, которая «на ура» идет для производства биотоплива. В общем, многие винничане увидели «луч света в конце туннеля» - государство хочет загрузить работой наши спиртзаводы и этим «придавить» цены на заправках.
Винницкий спиртзавод «задолжал» 340 миллионов
И тут, как гром среди ясного неба, в начале апреля прозвучало сообщение налоговой милиции, что на одном из спиртовых заводов области, а точнее – на Гайсинском, налоговой милицией был произведен обыск. Тут выявили готовую партию КМТА (компонента моторного топлива альтернативного) – почти тысячу тонн на 8 миллионов гривен с содержанием спирта 98,4% и подозревают, что за два года производства этой бензиновой добавки спиртзавод недоплатил государству 340!!! (триста сорок) миллионов гривен акцизного сбора. Эта сумма не много - не мало, а превышает размер всех налогов, собираемых на Винниччине за месяц.
По закону, данная продукция относится к подакцизной группе товаров, поскольку доля спирта составляет более 80%, а ее производство подлежит обязательному лицензированию и соответственно уплате акцизного налога. А наладила производство КМТА на Гайсинском спиртзаводе еще в марте 2010 года херсонская фирма «Интеркрайт», которая инвестировала в установку соответствующего оборудования 3,5 млн евро. Она же и занималась выпуском биодобавки, подписав с арбитражным управляющим спиртзавода соотвествующее соглашение.
Эту биодобавку активно раскупали нефтебазы Киевской, Донецкой, Полтавской, Львовской, Херсонской, Хмельницкой областей и Крыма, добавляя ее в низкооктановый бензин А-80, который после такого «вмешательства» превращался в дорогой А-92 или А-95. Но при этом большинство налогов и сборов, которые платят отечественные нефтеперерабатывющие заводы за выпуск аналогичной продукции, шли мимо казны государства. Ну а мы заправляли свои автомобили этой «бодяжкой», в большинстве случаев искренне веря, что это высококачественное топливо.
Спиртом бензин не испортишь?
Содержание спирта в бензине варьируется в зависимости от требований законодательства. В Украине в ДСТУ 4839:2007 установлена максимальная объемная часть кислородсодержащего органического соединения этанола на уровне 5%. Ясное дело, что купить в Украине спирт гораздо проще, а главное дешевле, чем нефть. Если «покудесничать» и развести этим спиртом бензин, можно существенно снизить себестоимость топлива.
Но, использование постоянное использование «проспиртованного» бензина может привести к весьма неприятным последствиям. Как при наступлении страхового случая, так и при гарантийном обслуживании автомобиля.
«Откровенно говоря, мы впервые слышим о подобном топливе. Но если вас интересует вероятность выплат клиенту, у которого поломался двигатель или топливная система по причине использования такого бензина, то, наверное, любая страховая компания ответит отказом. В данном случае нужно обращаться в сервисные центры и, если машина на гарантии, добиваться бесплатного устранения неполадок», - объяснил нам представитель Украинской пожарно-страховой компании, к которому мы обратились за комментарием.
Значит ли это, что всю ответственность можно переложить на дилера, у которого была куплена машина?
«Использование любых деталей, масла или топлива, не соответствующих требованиям производителя, может стоить гарантии и отказа в ремонте. Если говорить о топливе с этанолом, если использование такового не предусмотрено заводом-изготовителем, дилерский центр имеет право отказать в замене тех или иных деталей на гарантийных обязательствах, поврежденных в результате пренебрежениями правилами пользования автомобилем. Подобные «эксперименты» в любом случае оставляют свой «след», и квалифицированному специалисту не составит труда определить причину поломки. Если она произошла по вине водителя, ремонтировать авто придется за свой счет. Ну, или добиваться компенсации с АЗС, на которой он залил топливо, повлекшее за собой те или иные неисправности», - пояснили в автосервисном центре «АТЛ» по Хмельницкому шоссе, 130а.
Незнание убивает
Любой автомобиль, будь он Mersedes или ВАЗ, рассчитан под тот или иной вид топлива. Об этом зачастую можно прочесть на лючке бензобака. Там же иногда встречается значок, свидетельствующий о том, что для конкретной машины недопустимо использование биотоплива. Такое топливо может «разъесть» баки многих машин и «растворить» накопившиеся там мелкие частички мусора, без которых, увы, редко встречаются автомобили с пробегом.
Теплопроводная способность спиртов почти вдвое меньше чем у бензина, но спиртовое топливо дает возможность значительно повысить мощность двигателя по сравнению с бензином. Для сгорания одной весовой части спирта требуется 6,5-8,4 весовых частей воздуха, а для сгорания бензина 15 частей. Однако, есть другая сторона медали. Едва ли не самым важным показателем спиртового топлива является его коррозионная активность. Причиной тому является известный химии факт, что спирт - сильный органический растворитель и активно разъедает резиновые и пластиковые детали топливной системы. Во избежание этого производители биотоплива добавляют специальную присадку, повышающую значение кислотного параметра pH.
Самый важный момент, о котором обязаны предупреждать продавцы альтернативного моторного топлива - содержание в этаноле кислорода, которое может очень «удивить» блок управления двигателем. А он есть почти во всех современных авто. При работе на спиртовых топливах электронный блок управления двигателем будет принудительно обогащать смесь, что приведет к увеличению расхода на 10-20%. Это происходит потому, что этиловый спирт при горении выделяет в два раза меньше тепла, из-за меньшего в его составе количества углерода. Но необходимость больше и чаще заправляться - это не самое страшное.
Вся соль заключается в том, что для «потребления» топлива, содержащего более 10% этанола, необходимо провести техническую адаптацию автомобиля. Моторный «мозг» должен научиться определять концентрацию спирта и подбирать необходимые режимы работы. Говоря проще, поскольку спирт содержит воду, топливная магистраль требует модернизации. Причем это касается не только современных иномарок, но и карбюраторных ВАЗов!
Спиртзавод подает в суд на налоговую
Ну, а тем временем, в Гайсине, решили отбиться от «непрошенных гостей» из Налоговой. Арбитражный управляющий спиртзавода Евгений Лахненко 18 апреля обратился в Ленинский районный суд Винницы с иском в котором просит закрыть уголовное дело по факту незаконного производства биотопливного компонента КМТА. А заодно уйти от обязательство уплаты 340 млн гривен акцизного сбора, недоплаченных предприятием в госказну.
В качестве обеспечительной меры по этому иску председатель Ленинского суда Александр Олейник, рассматривавший это дело, вынес постановление о приостановке следственных действий налоговой милицией. Налоговикам пришлось отступить. А Гайсинский спиртзавод, тем временем, продолжил выпускать спиртовую добавку к бензину, работая в 2 смены. И сколько еще бензина А-80 на наших заправках стало высооктановым А-92 и А-95 сказать не может никто. Но, при этом уже прослеживается факт увеличения обращений автовладельцев на СТО в связи с проблемой работы двигателей и топливных систем. Об этом нам подтвердили в винницком автосервисном центре «АТЛ».
Очевидно, что расчет винницких «свекольных нефтевиков» был на создании резонанса в обществе, мол останавливают производство и лишают 150 людей зарплаты. Кроме того, планировалось подключение «высокого лобби» из Киева. В областную облгосадминистрацию и Налоговую уже поступило ряд обращений депутатов Верховной Рады, в которых высказывалась «озабоченность событиями на Гайсинском спиртзаводе».
Правда, похоже позиция руководства спиртзавода и их нефтяных подрядчиков была не настолько сильная, что суд трижды переносился из-за неявки представителя стороны иска. И в конце-концов 27 апреля председатель Ленинского районного суда Александр Олейник вынес вердикт – в иске по закрытию уголовного дела отказать, следственные мероприятия возобновить.
А расследовать еще что. Ведь с помощью биодобавки, о котором говорилось выше, фирма еще производила бензин. И опять же без лицензии. А за одну тонну произведенного бензина придется заплатить 183 евро акциза. И налоговикам еще предстоит разобраться, платил ли кто-то эти деньги.
Юрий Басюк, ВИННИЦА.info
Источник: ВИННИЦА.info
Категории: Новости Винницы Новости Гайсина
02.05.2012 22:22