Суд оправдал капитана судна "Память Меркурия", в результате крушения которого погибли 20 человек

Севастополь, Апрель 19 (Новый Регион, Елена Острякова) – Нахимовский районный суд Севастополя вынес оправдательный приговор Леониду Пономаренко, капитану судна «Память Меркурия», затонувшему в 2001 году в 90 милях от Севастополя, в результате чего 16 человек погибло, а 4 пропало без вести.

Органами досудебного следствия было установлено, что 28 января 2001 года судно «Память Меркурия», принадлежащее ООО «Сата», приняло на борт в порту Стамбул с разрешения капитана 329,6 тонн груза, что на 129,6 тонн больше нормы, позволяющей судну сохранять остойчивость. Кроме того, груз был неправильно размещен – легкий погрузили в трюмы, тяжелый – сложили на палубе. Пассажирами «Памяти Меркурия» были так называемые «челноки», которые везли свой товар.

Вечером того же дня судно, находясь уже в открытом море, дало заметный крен на правый борт, который стал быстро увеличиваться, поскольку вода попадала в негерметично закрытые иллюминаторы. Балластные операции, производимые экипажем, никакого результата не дали. Менее чем через три часа пароход затонул.

Пассажиры и экипаж вынуждены были провести на плотах и полузатонувших шлюпках в зимнем штормовом море двое суток, прежде чем их обнаружили проходившие мимо пароходы. Люди не столько тонули, сколько гибли от переохлаждения. Органы досудебного следствия полагают, что капитан вышел за пределы зоны безопасного мореплавания, и поэтому спасательные службы на берегу не смогли принять сигнала бедствия с тонущей «Памяти Меркурия».

Пономаренко, допрошенный в судебном заседании, виновным себя не признал. По его словам, хотя директор круиза планировал загрузить на судно 320 тонн, он, капитан, этого не позволил. В результате было загружено 229,5 тонн, что не нарушало остойчивости судна.

Капитан утверждает: в то время, как он пытался вывести судно из крена, в носовой части раздался хлопок. Судно вздрогнуло и, как бы, подскочило. От резкого толчка Пономаренко упал, ударился головой о леер и потерял сознание. Когда он пришел в себя, шла эвакуация людей с судна. По мнению капитана, причиной гибели судна явился взрыв в его подводной носовой части, в результате которого произошло разрушение корпусных конструкций судна.

Он утверждает, что «Память Меркурия» имела уникальную противокреновую систему, позволяющую при кренах более 30 градусов легко выходить из них, поскольку ранее являлось специальным кораблем ВМФ. Судно было укомплектовано аппаратурой радиосвязи, что позволяло выйти на связь с береговыми радиостанциями Украины из любой точки в море.

Кроме Пономаренко показания по делу дали 47 человек – члены экипажа, пассажиры, а также родственники погибших и пропавших без вести (всего на судне на момент гибели находилось 52 человека). Немногие из свидетелей заметили хлопок и толчок, о которых говорил капитан, зато большинство сошлось во мнении, что «Память Меркурия» затонула из-за перегруза.

Однако при вынесении решения суд опирался не столько на свидетельские показания, которые счел противоречивыми, сколько на представленные документы, среди которых, в частности, находились несколько заключений судебно-технической судоводительской экспертизы, заключение криминалистической экспертизы.

Эксперты утверждают, что, поскольку осмотреть корпус судна, лежащего на дне Черного моря, невозможно (водолазы в сероводородном слое на глубине 1600 метров работать не могут, специального оборудования нет), причину гибели «Памяти Меркурия» можно назвать только предположительно. Вместе с тем, они уверены, что крушение судна не могло быть вызвано нарушением правил движения судна, неправильными балластными операциями, смещением грузов, гидрометерологическими факторами.

Эксперты предположили, что наиболее вероятной причиной крушения парохода стало разрушение металла корпуса в результате длительной эксплуатации – 36 лет. Гидрографическое судно Черноморского флота «Память Меркурия» было списано в 1995 году и продано частной фирме.

По заключению экспертов, «Память Меркурия» была оснащена всем необходимым оборудованием, чтобы подать сигнал бедствия, однако ближайшая береговая радиостанция находилась в Одессе и не могла принять сигнал. Береговая радиостанция района А1 ГМССБ в г. Евпатория не введена в эксплуатацию.

Оправдав капитана судна, суд оставил без удовлетворения гражданские иски жертв кораблекрушения о возмещении материального и морального вреда на общую сумму 7,6 млн грн и 102 тысячи долларов.


Источник: Новый Регион

Категории: Новости Евпатории Новости Одессы Новости Севастополя Новости Берегово Новости Черноморского

19.04.2012 09:37