На эту тему «Полтавщина» побеседовала с режиссером спектакля, а также композитором, певцом и актером Алексеем Коломийцевым.
— Алексей, как ни банально звучит, но что-то новое приносит нечто нестандартное. Есть музыкальная драма Лысенко «Тарас Бульба». Вы насколько широко «замахнулись» на классику?
— Мы ни замахиваемся на классику, а просто хотим избавиться от шаблонного восприятия не только персонажей «Тараса Бульбы», но и самого Гоголя. Новое будет в подходе, в форме, надеюсь на неожиданность произведения.
— Сейчас модно ставить авангардные «штучки», которые не обошли вниманием, наверное, все юмористические программы на территории СНГ. Например, когда доктор Айболит в виде рыцаря-крестоносца разит мечом корь, бронхит и дифтерит.
— Это музыкальный спектакль. По музыкальной драматургии я ничего говорить не буду, лучше прийти в театр и посмотреть, а вернее послушать. Хотя я понимаю, о чем вы говорите. Никакого авангарда не будет, а также новопрочтений в сюжете. Мы хотим открыть некие новые вещи, на которые до нас не обращали внимания. Хотя я бы даже сказал, что музыкальная драма — это только жанр, а если по сути спектакля, то это больше народная драма. Хотелось бы углубиться в характеры людей, именно живых людей. Мы так часто ругаем «шароварщину», но после этого снова неизменно возвращаемся к ней. Образ Тараса Бульбы вчеканили в наше восприятие намертво. Вот он должен выглядеть так, говорить определенным образом. А если нет, то это почему-то не Тарас Бульба. Или взять образ его младшего сына Андрея. У многих авторов он по непонятным причинам смазливый мерзавец. Но как может плохой человек беззаветно полюбить другого человека и пронести эту любовь до конца, не взирая ни на что? О каком качестве Андрея может говорить такое его благородство и искренность? О низости или высоте? Думаю, что если бы сейчас Андрей влюбился бы в польку, то предателем его никто бы не назвал. Здесь ещё аспект исторического времени и обстоятельств. Или взять образ казаков. У одних — это разбойники, у других — рыцари. А какими они были людьми? Ведь были же у них свои переживания, свои человеческие трагедии? Поэтому передо мной и труппой стоит сложная задача — показать живых людей, таких же, какие окружают нас с вами и сейчас, за окном, на улице.
— Но ведь характер времени откладывает свой отпечаток и на людей?
— Конечно. В те времена люди были более благородны, чем мы, но человеческая основа ведь та же?
— Алексей, почему именно Тарас Бульба?
— Признаюсь, я долго вынашивал эту идею, она если не горела, то тлела во мне. Не я первый берусь за эту работу. Этот сюжет взволновал и продолжает волновать многих режиссеров, представителей многих народов и стран. А это говорит о том, что тема себя не исчерпала. Как я уже говорил, есть большое желание уйти от визуализации шаблонов и образов, засевших в мозг. Есть настрой начать с чистого листа, как будто никто до этого и никогда не ставил «Тараса Бульбу».
— Не с этим ли связана критика в адрес постановщиков? Например, у Бортко, который, как по мне, очень бережно отнеся к первоисточнику, запорожские казаки получились русскими националистами.
— Здесь ещё вопросы к разным редакциям «Тараса Бульбы», но я не хотел бы углубляться в этот вопрос. Повесть имеет много подводных камней. Например, спектакля ещё нет, а мне уже задают вопрос, как у меня будет с «еврейским вопросом»? Но мне это неинтересно. Если брать исторический аспект, то я хотел бы, чтобы зрители после просмотра почувствовали в себе гордость за своих предков. Но главное — это люди, их характеры.
— С актерами определились? И, кстати, это будут актеры только полтавского театра?
— Да. По поводу отбора актеров, то этот процесс продолжается. Это очень серьезный процесс, потому что нужно найти золотую середину между образом и психофизическими данными актера. Кто-то лучше поет, а кого-то лучше пластика. У старшего поколения актеров за спиной колоссальный опыт и школа, которая сейчас, я так считаю, утрачена. Вот всё это нужно свести воедино. Получится или нет — не знаю. В творчестве нельзя ни под чем подписаться. Бывает, автор создает, казалось бы, совсем незначительную вещь, а она становится популярной и проходит сквозь время. Бывает и наоборот. Поэтому всё покажет премьера. Мы все надеемся на её успех и работаем над этим.
Для справки. Алексей Коломийцев — композитор, режиссер, певец, актер. По итогам театрального фестиваля-конкурса «Сичеславна-2009», больше всего наград (семь дипломов) собрал мюзикл «Феминизм по-украински». Жюри присудило победу автору спектакля Алексею Коломийцеву, как лучшему режиссеру 2009 года, за лучший музыкальный спектакль, как лучшему композитору и сценографу.
Источник: www.poltava.pl.ua
Категории: Новости Полтавы Новости Коломыи
04.04.2012 09:38