Артист, повидавший города и страны, часто повторял: "Жизнь дается один раз, и прожить ее надо в Крыму"
29 февраля любимому певцу миллионов, исполнителю задушевных песен «Когда усталая подлодка», «Русский вальс», «Спят курганы темные», «С чего начинается Родина» и многих других не менее замечательных композиций Юрию Богатикову исполнилось бы 80 лет. Артист, повидавший города и страны, но бесконечно влюбленный в Крым, часто повторял: «Жизнь дается один раз, и прожить ее надо в Крыму».
Юрий Иосифович не всегда был крымчанином, родился он в Донецкой области, а в 60-х годах был солистом Ворошиловградской филармонии. И по одной из легенд, связанных с Богатиковым, его в буквальном смысле слова украли: ночью к дому Богатикова подогнали грузовик, погрузили вещи и мебель, а его усадили в «Волгу» и повезли в Ялту. С того дня Юрий Иосифович прожил в Крыму почти 30 лет…
Директор крымской госфилармонии Эрнест Юдицкий вспоминает, что план «похищения» у крымчан созрел в 73-м: «Этому способствовало положительное отношение первого секретаря обкома партии Николая Кириченко, который всегда блистательно относился к искусству. Юре сразу же была обещана квартира, которую после незамедлительно выделили. В декабре 1973 года он стал солистом крымской филармонии, каковым он и был до конца своей жизни. Юра — певец огромнейшего калибра! Совершенно блистательный баритон, очень красивое, по-своему уникальное, теплое и задушевное звучание».
Певец. Песни в его исполнении и сейчас популярны среди настоящих меломанов. Фото из семейного архива
По словам Эрнста Юдицкого, с приходом такого солиста Крымская филармония стала быстро прибавлять в рейтинге среди концертных организаций страны: «Мы в 77-м выезжали в Москву и работали в Кремлевском Дворце съездов семь гала-концертов при аншлагах!»
В советских газетах не было места для светской хроники, но зато у граждан появлялся простор для досужих домыслов о жизни и творчестве звезд отечественной эстрады. Так, народ судачил о соперничестве — на сцене и за кулисами — Иосифа Кобзона и Юрия Богатикова.
«Они оба были мастерами одного жанра — советской песни, — говорит Эрнст Зиновьевич. — Каждый из них имел свой творческий почерк и уникальный голос. Но Кобзон всегда отличался мощной организованностью и невероятной трудоспособностью. Это позволило ему занять и удерживать лидирующее положение на эстраде. А Юре мешали мобилизоваться его доброта и открытость. Он был безотказным человеком. Мог заняться решением чьих-то бытовых вопросов, трудоустройством или опекой неизвестных дарований. По этому поводу у нас с ним часто возникали споры. Особенно когда меня в 1987-м назначили директором филармонии. Спорили до неприличных слов. Юра с вечера кому-то пообещает место в филармонии, а утром этот человек, ссылаясь на него, приходит ко мне устраиваться на работу. Но талантливый артист имеет право на сложный характер. И я умел находить с ним общий язык».
Тем не менее, ему на два года раньше Кобзона присвоили звание народного артиста СССР. Иосиф Давыдович стал «народным» в 1987 г.
СПЕЛ ГИМН КРЫМА И ЗАПИСАЛ «КРАСНЫЕ РОЗЫ» С ВНУЧКОЙ
В бронзе. На памятник «маршалу советской песни» собирал весь Крым С. Чернова
Юрий Богатиков умер 8 декабря 2002 г. в симферопольской больнице. После операции в онкоотделении врачам так и не удалось «вытянуть» артиста. Улучшений не последовало ни после хирургического вмешательства, ни после химиотерапии. У него были поражены печень и желудок. В больничной палате он провел три последних месяца. А до этого успел записать свой псоледний альбом «Красные розы» с песнями Владимира Смыслова. В записи принимали участия его дочь Виктория и внучка Оксана. Несмотря на почтенный возраст, певец много гастролировал. Его последняя концертная программа называлась «Мужской разговор».
Но самой громкой песней последних лет в исполнении Юрия Богатикова стал официальный «Гимн» АР Крым, написанный композитором Алемдаром Карамановым и поэтессой Ольгой Голубевой. Произведение вызвало массу споров, которые закончились политическим скандалом. Критикам мелодия показалась слишком сложной, а текст чересчур простым... И лишь кандидатура исполнителя ни у кого не вызывала сомнений. Богатиков первым смел «Гимн Крыма».
А уже через год с небольшим после смерти Юрия Иосифовича в центре Симферополя, рядом со зданиями Верховного Совета АРК и Театра кукол, появился великолепный памятник: легендарный певец во весь рост в бронзе у гранитного рояля. Рядом плита с лаконичной надписью: «Юрий Богатиков. Народный артист СССР». На памятник собирали всем Крымом. Первые десять гривен на счет прислала учительница из Первомайского района Любовь Акинина. Затем народную инициативу поддержали также бизнесмены и политики. Авторы мемориала — скульптор Виктор Гордеев и архитектор Владимир Дегтярев — работали бесплатно…
«ПРИЗНАЛСЯ ТАНЕ, ЧТО НИКОГО ТАК НЕ ЛЮБИЛ»
Татьяна влюблена была в певца с 17 лет и познакомилась с ним на ТВ. Фото: С. Чернова
В симферопольской квартире мы не застали Татьяну, вдову Юрия Иосифовича, она сейчас живет и работает в Москве. Но нам о большой любви певца и Татьяны рассказала ее мама, Людмила Николаевна.
«Дочь моя была влюблена в Богатикова еще с 17 лет, — вспоминает теща Богатикова. — После 10-го класса она пошла работать на крымское телевидение ассистентом режиссера и, так сказать, вращаясь в этих кругах, она и познакомилась с Юрой. Помню, звонит она мне и рассказывает, что была в Киеве на концерте Богатикова, и после он вышел за кулисы с огромным букетом цветов и вручил их ей. У Тани был брак с хорошим человеком, ребенка она родила, но не любила она своего мужа, все время думала о Богатикове. С мужем, в общем, они развелись. А у Юрия Иосифовича тоже первый брак не сложился. Там и вовсе была личная трагедия. Они жили с первой женой в Ялте тогда. И во времена распада Союза он как ярый коммунист сильно переживал, начал пить, ей это, естественно, не нравилось. В общем, вышел он из своего дома в спортивном домашнем костюме выпить, пришел домой, а ему жена говорит: «Оставляй ключи и уходи, чтобы я тебя не видела!». Ну, а он был такой гордый и обидчивый, что без разговоров оставил ключи и поехал в Симферополь. Складывалось такое впечатление, что жена его первая вообще никого не любила, она была вечно сама по себе. К Юре приезжали сестры, а она всем видом своим показывала, что знать их не хочет совершенно!».
Теща - для нее Богатиков был настоящим другом. Фото из семейного архива
Людмила Николаевна рассказала, что Богатикова нашел тогда друг его, Леонид Грач. «На съемной квартире, солдатской кровати, под суконным одеялом, бутылки вокруг… Грач посмотрел на это все и говорит — поехали, Юра, в Старый Крым, я тебе покажу кое-что. Приехали они, и сразу же пошли на кладбище, где похоронены Каплер, знаменитый искусствовед, и его жена, поэтесса Юлия Друнина. Стояли они на кладбище, смотрели на могилы, и Грач говорит Юре: «Ты хочешь, чтобы все так закончилось?».
Леонид Иванович помог Богатикову с квартирой в Симферополе, а в 1993 году они снова увиделись с Татьяной. «У них завязались отношения, они заехали в эту квартиру вместе и больше не расставались. Детей у Татьяны с Юрием общих не было, не получилось у них. Может быть именно поэтому, — улыбается Людмила Николаевна, — он очень сильно любил свою собаку, пуделя Атоса. Он относился к нему, как к ребенку. Даже стирал и гладил полотенце, которым вытирал лапы после прогулки. Покупал всегда дорогущую колбасу. И даже когда я готовила любимые Юрины чебуреки, первый всегда доставался собаке».
Атос. Своего пуделя артист любил как ребенка. Фото из семейного архива
Людмила Николаевна говорит, что ее дочь до сих пор не может смириться со смертью артиста: «Когда мы смотрим его концерты, она всегда плачет. Она попросту дежурила у него в больнице. Жутко переживала за него, постоянно пила успокоительное. Когда его выписывали, Таня всеми способами пыталась поддерживать его. Помню, звонит мне: «Мама, нужно розовое варенье, где его достать?». А у меня подруга в Феодосии живет и у нее роза в огороде растет. Ну и она мне водителем через автобус передала банку варенья. Я тогда принесла его, Юра лежал, подошла, он взял меня за руку и так долго держал, не отпускал, и я ему тогда сказала: «Юрочка, если вам нужна звездочка с неба, я вам и ее достану, только чтобы вы были здоровы»... Татьяна была днем и ночью рядом с Юрием Иосифовичем. И уже перед смертью он сидел на кухне в кресле, они открыли вино, и он ей сказал: «Таня, я никогда не думал, что смогу кого-то так полюбить». Она мне не говорила долго, что у Юры онкология, а его успокаивала и обещала, что его от всех болезней вылечат».