«Подпись моя, но я не подписывал»

Вынесенную в заголовок фразу я впервые услышал лет сорок назад. Эти слова в театральной пьесе произнес маршал Тухачевский в ответ на обвинения в шпионаже, подкрепленные документами. Казалось, смутные годы, когда подпись на документе могла быть фальсифицированной кому-то во вред, остались далеко в дебрях прошлого века. Теперь, во времена самых современных коммуникаций, подпись физического лица под официальным документом не может быть предметом разговора с рефреном «помню - не помню».

Но, оказывается, так еще бывает. И не только среди недобросовестных бухгалтеров. Не все в порядке с подписями на документах у наших футбольных клубов, находящихся у всех на виду и носящих статус профессиональных. Скандал вокруг Леонида Ковеля, футболиста «Карпат», сначала отказавшегося от собственной подписи на контракте с клубом, а потом вынужденного эту подпись признать, разгорелся уже давно. И угрожает этот конфликт не только убытками «Карпатам» и дисквалификацией Ковелю, но и стабильности всего нашего «профессионального» футбольного хозяйства, функционирующего под руководством строгой и принципиальной ПФЛ.

Насколько известно, все контракты футболистов с украинскими профессиональными футбольными клубами должны быть в а обязательном порядке зарегистрированы в ПФЛ. То есть организация, проводящая соревнования украинских клубов в соответствии с международными нормами, должна быть гарантом неукоснительного соблюдения футбольных законов. В том числе и контрактов, скрепленных подписями высоких договаривающихся сторон. В принципе, ПФЛ вполне могла бы и опубликовать список зарегистрированных ею контрактов с указаниями если не ужасно конфиденциальных финансовых условий, то хотя бы сроков, на которые тот или иной футболист добровольно связал себя обязательствами с тем или иным футбольным клубом.

Почему нет? Всем было бы удобно. От президентов клубов, тренеров и игроков до журналистов и простых любителей футбола, которым такая информация совсем бы не помешала. К сожалению, такой практики у нас пока что нет. О том, что именно написано в контракте того или иного футболиста, мы узнаем, как правило, только в результате скандалов, число которых достаточно велико. Другое дело, что споры о контракте, например, футболиста Кополовца, возжелавшего в прошлом году перейти из «Закарпатья» в «Карпаты», вызывают больше брезгливости, чем общественного резонанса. Но если скромный футболист очень скромного клуба считает себя вправе отказываться от контрактных обязательств и не отдавать выданные ему предыдущим клубом носки, то почему этого не сделать футболисту, стоимость услуг которого оценивается цифрами с шестью нулями?

Что интересно, проигрывают у нас, как правило, как раз клубы, из которых игроки безнаказанно бегут во все стороны - от России, как тот же Ковель, до Испании, как Матузалем. Я упомянул лишь самые шумные скандалы. Что это? Юридическая безграмотность клубных менеджеров? Плохое качество чернил в предлагаемых игрокам авторучках? Мне кажется, просто отсутствует элементарная защита законных прав украинских футбольных клубов. Обратите внимание: в бега у нас пускаются, как правило, иностранные футболисты, без разницы - бразильцы они или белорусы. Покинув пределы нашей страны, если здесь им никто ничего не должен, они совершенно не тревожатся насчет своих обязательств, данных на территории Украины. Не уважают - надо думать, потому что не боятся.

Кто должен защитить украинские клубы, у которых иностранные агенты повадились красть футболистов? Кто должен придать подписи футболиста на контракте с украинским клубом такую же силу закона, какую имеет сила подписи, например, на контракте с «Баварией»? Вы слышали, чтобы кто-нибудь убежал из мюнхенского клуба? И я не слышал. Потому что у них футбольные клубы реально профессиональны. И защищают свои законные интересы как в индивидуальном порядке, так и коллективно, через известную всем бундеслигу.

Можно, конечно, посоветовать Петру Дыминскому, президенту «Карпат», обратиться в «деле Ковеля» за защитой в соответствующее подразделение отечественной ПФЛ. Там просто обязаны работать юристы, которые способны защитить права клубов, за счет своих средств содержащих саму ПФЛ. Почему бы им и не отвлечься на время от разработки научно обоснованных методик исчисления штрафов тем же клубам за каждый вздох, допущенный очень немногочисленными зрителями на наших стадионах?

Не от зрителей, которых и так почти нет, надо защищать наш футбол, а от беззакония. Кто-то же должен научить, наконец, футболистов, приезжающих к нам играть в футбол за деньги, отвечать за свои подписи на контрактах!


Николай НЕСЕНЮК, газета «СЭ в Украине»


Источник: СПОРТ.COM.UA

Категории: Новости Ковеле

14.02.2008 12:20