...Сценка из жизни. 15-летний паренек с бутылкой пива в руке, купив пачку сигарет, требует у продавщицы поменять ее. Аргумент потрясающий: "Не хочу такую, где написано, что "курение может привести к импотенции", дайте с любым другим предупреждением, если можно - "про беременность"!.. Дальше сознательно закрывать глаза на тот непреложный факт, что наш народ медленно, но верно деградирует, нельзя. Почему я столь пессимистичен? Причин несколько.
Но главная (если не вспоминать банальное "быть здоровым сейчас не модно") заключается в том, что если страна больна, то, соответственно, болен и ее народ. Он (особенно в провинции) тупо прожигает свою жизнь по "ганделикам"... В небольшом городке Овруч, что на Житомирщине, еще лет 15 назад были два стадиона, несколько спортплощадок, строился большой физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК), и можно было насчитать от силы пять-шесть питейных заведений. Сейчас стадион один — полуразрушенный, о состоянии площадок я вообще помолчу, в ФОК разместился магазин, а забегаловок — 24. О чем после этого можно еще говорить?..
Другой аспект проблемы. Я понимаю, что обороты от рекламы сигаретной и алкогольной продукции — одни из крупнейших в мире, но мера социальной ответственности за нее разная. В Европе человек, купивший любую пачку сигарет, знает, что 1/5 ее цены идет на разработку противораковых препаратов. У нас в большинстве своем производители табачных изделий ограничиваются надписями типа "курение может привести к раку". Как точно высказался по этому поводу главный онколог Минздрава Украины Игорь Щепотинин: "Это то же самое, если кто-нибудь повесил на себя табличку "Я могу убить", ходил бы и убивал, при этом показывая на табличку, мол, я же вас предупреждал!"...
Третий аспект. О каком "здоровье нации" можно серьезно говорить, если экраны телевизоров, бигборды, страницы газет и журналов пестрят рекламой водки, пива? Чем начинаются практически все без исключения новости спорта на отечественных телеканалах? А кто является главным спонсором ведущих спортивных мероприятий, например, недавнего футбольного Кубка Первого канала? Правильно, водка. А кто является одними из главных рекламных лиц различных пивных компаний в Украине? Правильно, ее лучшие спортсмены.
Василий Вирастюк, которого у нас принято считать сильнейшим человеком планеты, в рекламном ролике едет с друзьями на машине, потом держит на своих могучих плечах разрушенный мост, по которому проезжает эта машина, а затем призывно машет рукой всей своей компании попить пивка. Андрей Шевченко, помнится, как-то в рамках социальной рекламы говорил о новом поколении, его здоровье и будущем. Недолгой была та реклама...
Зато другие ролики, где он, лихо пожонглировав мячиком, берет в руки бокал пива, практически не исчезают с наших экранов. Братья Кличко, известные своими промоакциями, направленными на здоровый образ жизни (спортзалы, детские площадки и т. д.), тоже мелькали на экранах наших телевизоров с рекламой другой марки пива. Как все это увязывается вместе, я не представляю. Понимаю, что дело в деньгах, но так ли уж нуждается в них тот же Шевченко, чтобы так, не могу подобрать другого слова, опускаться?! Так ли уж необходимы они братьям Кличко?.. Не знаю, может, на вырученные от рекламы деньги они занимаются благотворительностью, но, согласитесь, все это попахивает нездоровым цинизмом...
Во всем этом есть еще один парадоксальный момент: носители здорового образа жизни (которыми по определению являются высококлассные спортсмены) рекламируют продукт, прямо противоположный их роду деятельности. Хотел бы я посмотреть на того же Шевченко, если бы в то время, когда он был еще ребенком, Олег Блохин, например, не слезал с экранов ЦТ-1, рекламируя какое-нибудь "Жигулевское". Времена, скажете, не те. Я вас умоляю, все то же самое: дети — всегда дети, и у них есть кумиры, на которых они хотят быть похожими. Разве что наши дети взрослеют раньше, в том числе и "благодаря" "пиву нашей Батькивщины", которое рекламирует один из ее спортивных символов.
Цифры об этом говорят лучше всяких слов. Согласно статистике, 40% украинских детей в возрасте от 14 до 18 лет употребляют спиртное. У большинства из них можно констатировать пивную зависимость. Наркологи считают, что именно пивной алкоголизм страшнее обычного. Потому что развивается не так быстро и заметно, как водочный, но со временем переходит в тяжелую форму. Такое ощущение, что деградация украинской нации тоже во многом приобрела тяжелую и, кажется, уже необратимую форму!
Вячеслав ПЫЖИК, газета «Кіевскій телеграфъ»
Джерело: СПОРТ.COM.UA
Категорії: Новости Овруча
08.02.2008 19:44