Верховная Рада приняла закон, запрещающий «пиарить» сигареты

Этот закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его опубликования.

Запреты на рекламу

Согласно документу, реклама табачных изделий, реклама знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия, запрещаются: на радио и телевидении, в том числе кабельном, спутниковом, IP-телевидении, on-line-телевидении, мобильном телевидении, цифровом и эфирном телевидении и других средств передачи сигнала.

Также реклама табака запрещается в научных, научно-популярных, учебных, общественно-политических, справочных, литературно-художественных изданиях, в том числе во всех печатных СМИ, на транспорте; запрещается внешняя реклама, реклама в местах проведения массовых мероприятий, в интернете. К тому же нарушением закона теперь считается спонсорство с использованием рекламы табачных изделий и названиями производителей, импортеров и продавцов табачных изделий теле- и радиопередач, театрально-концертных, оздоровительно-спортивных, культурно-развлекательных мероприятий.

А «чепэшники» против!

Против принятия законопроекта № 5164 выступали представители малого бизнеса и владельцы малых архитектурных форм, которые боятся, что новый закон ударит по легально работающему малому бизнесу. По данным Госкомстата, в Украине более двух миллионов «чепэшников». Большинство из них самостоятельно или через своих работников торгует сигаретами в ларьках или на рынках.

— Мне такой законопроект вообще не понятен, — делится с «Полтавщиной» Елена, продавщица сигаретной продукции в ларьке. — Ну, что такое «запрет информации»? Не отвечать на вопросы потребителя? Ну, буду я молчать — так подумают, что я какая-то странная. Ведь это же отпугнет покупателя! А что я получать буду? Копейки? Меньше рекламы — меньше продаж. Хорошо придумали наверху, а нам — голодать?

Продавец сигарет на рынке Анатолий отзывается о законопроекте так:

— Сигареты курят, курили и будут курить. Вообще полбюджета держится за счет алкогольной и табачной промышленности. Ну, запретили рекламу водки и сигарет, так все равно ведь пьют и курят. Если закон примут — торговать перестану. А что, или не буду разговаривать с клиентами — пусть сами подходят и выбирают себе, что хотят. А в таком случае просто разложенные пачки у меня на прилавке не считаются «информацией», на них ведь тоже что-то написано? Может, постановление хотят принять с целью: уменьшить количество курящих людей. Конечно, это было бы хорошо. Но мне жить за что-то надо. Если бы пенсия была нормальной, не торговал бы здесь. Пускай утверждают «свой запрет на информацию», а мы (продавцы сигарет. — Авт.) тогда останемся ни с чем. Нет, что-то будет, но без рекламы точно зарабатывать станем меньше.

ВБО «АСЕТ» предлагает альтернативу

Анатолий ЕвдощукАнатолий Евдощук

Анатолий Евдощук, глава Всеукраинской Благотворительной Организации «АСЕТ», выступает за принятие законопроекта. Около 20 человек этой организации пикетировали здание Верховной Рады для того, чтобы, как объяснил Анатолий Евдощук, «напомнить депутатам о своих принципах и о праве на здоровый способ жизни».

— Когда в 90-х годах запретили продавать водку в ларьках, работники тоже кричали: «Вот, зачем это делают? За что мы будем жить? Торговли не будет! Мы умрем!» Но что случилось потом? С запретом на продажу алкогольной продукции они просто сменили товар — и получали свою зарплату так, как и раньше, — объясняет «Полтавщине» Анатолий Евдощук.

Будет ли рост контрабанды

По мнению экспертов, кроме удара по малому бизнесу принятие законопроекта о запрете информации приведет к значительному росту контрабанды.

— Контрабандные сигареты, — говорят они, — намного дешевле, а значит, и доступнее, что особенно привлекает молодежь. Если же вдобавок запретить любую информацию о легальных табачных изделиях (а реклама сигарет на телевидении, радио, в газетах и на биллбордах — практически везде — уже и так запрещена), это еще больше сыграет на руку контрабандистам.

Анатолий Евдощук не согласен с таким мнением:

— Я считаю, что это просто рычаг, на который можно нажать, лишь бы закон не приняли. При чем здесь вообще контрабанда? Запрет информации — это не повышение акцизов. Сигаретные изделия как продавались, так и будут продаваться, просто сигаретные поставщики перестанут пиариться всячески через эту продукцию. К примеру, идет автомобильная выставка, а спонсором выступает сигаретная фирма. Теперь законопроект утвердили — так больше не будет.

Упадет ли продажа табачной продукции

Директор отдела по кадровым вопросам Кременчугской табачной фабрики Константин Голышев комментировать принятие нового закона отказывается:

— Я не обсуждаю действия властей, как законопослушный гражданин.

На вопрос о том, упадет ли, по его мнению, количество продаж сигаретной продукции, он отвечает так:

— Если смотреть с профессиональной точки зрения... Ну, а как вы думаете? А зачем тогда крутится реклама по телевизору, пускают ролики на радио? Сейчас рекламируют все: начиная медикаментами и заканчивая кошачьими и собачьими кормами. Реклама — это целая наука! Но мнение свое выскажу через 6 месяцев, когда закон вступит в действие.

Карина ТЮТЮННИК, «Полтавщина»


Источник: www.poltava.pl.ua

Категории: Новости Полтавы Новости Кременчуга

23.09.2011 15:55