В пятницу сразу на двух шахтах Донбасса случились трагедии. В ближайшие дни шахтерские семьи будут хоронить погибших на «Суходольской-Восточной» (город Суходольск, Луганская область) и на шахте Бажанова (город Макеевка, Донецкая область). Жертвами двух ЧП стали 19 человек. Катастрофа в Суходольске унесла жизни 17 горняков — по количеству жертв это самая крупная авария за последние 3,5 года после масштабной катастрофы на шахте Засядько в 2007 году, где взрыв метана убил 101 шахтера. А менее масштабных, но также крупных аварий, на украинских шахтах не было два года. На место аварии срочно вылетел президент страны Виктор Янукович.
МЕТАН. Сначала коварный газ метан рванул в два часа ночи на «Суходольской». В это время под землей на глубине 915 метров на аварийном участке работали 28 человек. К утру в погибших числилось 16. На поверхность спасатели смогли вытащить только 11 горняков — 9 без признаков жизни и двух живых. Через пару часов стало известно уже о 17 погибших. Под землей остаются еще 17 человек, судьба девяти из них неизвестна.
«Суходольскую-Восточную» сразу же после взрыва оцепили. Руководство ни о погибших, ни о причинах аварии ничего не говорит. К шахте подходят родственники горняков, которые в этот день ушли в забой. Их охраняет милиция, не подпуская журналистов. Заплаканные женщины, у одной из них истерика. «У меня сын сейчас засыпан в забое. У сына есть лучший друг Юра — они вместе должны были пойти в смену. Я побежала к родственникам Юры, сказали, что он в отпуске. А мой засыпан!» — плачет мать одного из 17 человек, которые находятся под землей. Еще одна женщина Инна говорит, что у нее вся семья сходит с ума от неизвестности — муж тоже оказался в шахте в эту смену. «Скорее бы уже назвали фамилии!» — говорит Инна. Списков спасенных и пострадавших до вечера не обнародовали. С родственниками работает центр психологической помощи. «Взрыв был огромной мощности, некоторых людей собирали буквально по частям», — рассказал нам один из спасателей.
.jpg)
Как мы выяснили, в Луганской областной клинической больнице находятся двое горняков — это 27-летний Гуменюк и 39-летний Басистый. «Состояние у горняков тяжелое. У одного черепно-мозговая травма, отравление. У другого — травма живота и разрыв селезенки», — лишь сообщил начальник облуправления здравоохранения Луганской ОГА Павел Малыш.
БАШНЯ. В 9.40 произошла вторая авария: на макеевской шахте Бажанова рухнул 70-метровый копр — башня-приспособление для подъема-спуска людей и груза. Погибло трое, четверо горняков спасены, судьба 8 неизвестна. «Из-под завала слышны голоса двух людей. Они говорят, что под ними находятся еще люди», — рассказал губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий, который приехал на место аварии.
КТО ВИНОВАТ? К расследованию взрывов подключились областные прокуратуры, которые уже возбудили уголовные дела по каждой из шахт. Сейчас два главных вопроса — судьба горняков под завалами и причины страшных аварий. По взрыву метана пока нет ясности. По шахте Бажанова есть предварительные версии. «Предварительно, я думаю, вода подмыла копр в период дождей», — заявил Шишацкий.
ПОМОЩЬ — 1 МЛН КАЖДОЙ СЕМЬЕ
Объединение «Краснодонуголь», в которое входит «Суходольская-Восточная», объявило, что каждой семье погибшего будет оказана материальная помощь в размере 1 млн грн. В компании также подчеркивают, что окажут помощь в лечении пострадавших вплоть до полного выздоровления и опеке несовершеннолетних детей погибших. После трагедии вновь пошли разговоры о том, что стране не нужен уголь такой ценой и проще закупать энергоносители за границей.
Впрочем, как и раньше дальше разговоров дело не пойдет. Эксперты отмечают, что сейчас уголь — основное топливо, которое является залогом энергобезопасности Украины. Да и мировая цена на него постоянно растет и уже превысила себестоимость добычи даже не на самых передовых украинских шахтах. То есть, наш углепром впервые за несколько десятилетий становится не убыточным. «На сегодня цена на мировых рынках за коксующийся уголь, который добывала «Суходольская-Восточная», составляет около $200, а себестоимость добычи на таких шахтах — $43—54 за тонну. Разница заметная», — поясняет аналитик Astrum Invest Management Юрий Рыжков.
Наконец, шахты — главный работодатель в небольших городках Донбасса. И после каждой аварии горняки говорят — пусть под землей и опасно, но другой работы все равно нет.
ВИНЯТ СОКРАЩЕНИЕ СПЕЦОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
В последние годы крупных трагедий на украинских шахтах не случалось.
Марина Никитина, пресс-секретарь донецкого территориального управления Госпромнадзора Украины уверяет, что система безопасности на шахтах улучшилась. «Есть новые документы, которые были приняты, в том числе и ратифицированные международные конвенции в Украине, связанные с безопасностью труда, в том числе и угольных шахт», — пояснила она «Сегодня».
В объединении «Краснодонуголь» также говорят, что немало инвестировали в технику безопасности, а в произошедшем винят силы природы: «Шахта «Суходольская-Восточная» — одна из наиболее опасных в Луганском угольном бассейне в связи с повышенной опасностью внезапных выбросов метана».
В то же время эксперты отмечают, что в последнее время в сфере охраны труда идут массовые сокращения специалистов — попрощались с работой около 30% сотрудников Госгорпромнадзора — органа, который следит за безопасностью на шахтах. «Уволили, в том числе, и специалистов, отвечающих за угольную отрасль», — говорит независимый эксперт по промбезопасности Андрей Галач. По его словам, негативно на работе комитета сказалось и его переподчинение МЧС, которое состоялось в конце 2010-го (ранее он был при Кабмине): «Чтобы согласовать документ, связанный с охраной труда, требуются недели. Естественно, не у всех хватает столько терпения».
Источник: Сегодня
Категории: Новости Донецка Новости Луганска Новости Макеевки Новости Краснодона
30.07.2011 16:32