Тенденции на ТВ: украинцы любят шоу о семьях и свиданиях

Любителям понаблюдать за чужой жизнью на экране сейчас есть где разгуляться — сетки ведущих каналов просто оккупировали различные телешоу. Мы проанализировали, какие ТВ-проекты на наших каналах сейчас популярны, а у экспертов выяснили, почему зритель смотрит именно эти шоу. Так, семейные реалити-шоу («Меняю жену» на «1+1») дают зрителям опыт, который они потом применяют в своей семье. Шоу талантов («Х-фактор», СТБ) привлекают людей, которым интересно, как человек достигает цели, и возможностью повлиять на чужую судьбу. Юморные шоу («Сделай мне смешно», Новый канал) смотрят, чтобы развлечься, а шоу, в которых меняют внешность («Оголена красуня», ТРК «Украина»), выбирают, чтобы избавиться от комплексов.

«1+1»: ВЗЯЛИ В ОБОРОТ МУЖЕЙ И ЖЕН


Обмен женами. Участниц подбирали по религии и финансам

На канале «1+1» особо пристальное внимание уделяют семейной жизни зрителей: предлагают поменяться своими половинками («Меняю жену»), уговаривают мужчину «выжить» семь дней без возлюбленной («Неделя без женщин»), а то и вовсе берутся свадьбы устраивать («Женат по собственному желанию», где дамы убеждают мужчин сделать им предложение). Тут же и шоу «СуперНяня», где такая себе современная Мэри Поппинс налаживает отношения между детьми и родителями, проект «Семейные драмы» — эпизоды о «скелетах в шкафу», которые вроде как есть в каждой семье. Одним словом, наглядный пример, как нужно и не нужно себя вести, чтобы спасти брак.

Правда, на «плюсах» нам сказали, что «цели наладить семейные отношения у таких шоу нет». По словам маркетинг-директора «1+1» Евгении Близнюк, «они лишь развлекают и позволяют получить новый опыт не отходя от телевизора. Ведь смотреть на реальную жизнь реальных людей — всегда интересно, из этого можно извлечь много нового, переоценить и переосмыслить свою жизнь, да и просто развлечься. Мы говорим со зрителями на темы, которые их интересуют. Это любовь и семья, отношения и кризисы… Мы внимательно анализируем зарубежные рынки, принимаем участие во всех международных ярмарках форматов, знаем, какие шоу и почему были успешны в других странах. Интересные идеи видны сразу».

Кстати, если у нас подобные шоу стали популярны лишь недавно, то в мире за жизнью семейных пар на экране наблюдают еще с 2000-х. Так, шоу Wife Swap — британский аналог нашего «Меняю жену» — вышло на экраны в 2003-м. И сразу же попало в тройку самых рейтинговых проектов британского телевидения, обзавелось «клонами» в 47 странах и удостоилось премии «Эмми». В Украине премьера шоу продемонстрировала лучший результат за день в эфире канала (доля проекта составила 18,8%). К слову, главной целью британского шоу являлось столкнуть семьи разного материального достатка, а у нас, кроме этого, подбирали и по религии, и по убеждениям…

Не обошлось и без скандалов. Напомним, учительницу из Дрогобича Львовской области, Галину Илык, после участия в шоу уволили с работы (дескать, выглядела на экране слишком уж «аморально» — пила коньяк, носила короткие юбки), а несколько пар после съемок вообще развелись.

Еще одно шоу семейного типа на «плюсах» — «Неделя без женщин» — тоже украинская адаптация британского формата The Week The Women Went канала ВВС. Различий немного, разве что в оригинальном формате жены на неделю пропадают из маленького городка или деревни, где живут их семьи, а в украинской адаптации женщина просто уходит на неделю из семьи, а не переезжает.

Различными талант-шоу канал «1+1» небогат, сейчас там из подобного — проект «Голос страны». Кстати, шоу довольно «молодое» — оригинальный проект The Voice of Holland появился в голландском телеэфире год назад, а Украина стала второй после США страной, «перехватившей» формат. Собственно, и приз победителю обещают, что называется, мирового значения — контракт с Universal Musiс… Кстати, победитель голландского шоу — 27-летний владелец тату-салона Бен Сандерс — таки записал альбом, хотя мировой славы до сих пор не получил (разве что в интернете, где ролики с кастинга с его участием собирают более чем миллион просмотров).

«Формат очень интересный — находка со «слепыми» прослушиваниями оказалась очень удачной, — объясняет популярность шоу в мире Евгения Близнюк. — Кроме того, зрителям всегда интересно наблюдать за шансом, который предоставляют талантливому человеку такого рода шоу». По-видимому, нашим зрителям интересно не только наблюдать, но и участвовать, ведь во всеукраинском кастинге шоу приняли участие более 5 тысяч вокалистов.  

ТРК «УКРАИНА»: ЛЕПЯТ КРАСОТОК


«Оголена красуня». Больше смотрят женщины

Шоу, призванные поменять внешний облик зрителя (а чаще всего — зрительницы) стали появляться в Америке в начале 2000-х. Да и у нас подобных проектов за последние годы было просто немало — «Фабрика красоты» (ICTV), «Модный приговор» («Интер), «Жертва моды» (Новый канал). И сейчас они есть. Так, на «Интере» дизайнер Андре Тан и музыкант Андрей Кузьменко в шоу «Жить — это модно» преображают двух участников, которые являются родственниками. А потом еще и устраивают им праздничный ужин. «Мне кажется, шоу смотрят люди, которые хотят ощущать счастье, — сказал нам дизайнер Андре Тан. — Или хотя бы увидеть его на экране».

На ТРК «Украина» пошли еще дальше — в проекте «Оголена красуня» там пробуют не просто нарядить женщину в красивую и подходящую ей одежду, плюс подобрать макияж, но и с помощью психолога изменить ее внутренне, избавив от комплексов, которые мешают жить. «К нам обращались женщины, у которых были проблемы не только с телом, но и с душой, — рассказал нам ведущий проекта Ильяс Сахтара. — На съемках они получали некий выброс эмоций, некоторые даже плакали. Думаю, за этим многие к нам и шли. Тем более благодаря шоу зрительницы понимают, что их преображение начинается с внимания к себе, надеюсь, они начинают больше себя любить».

Кстати, как сообщили нам на ТРК «Украина», шоу «Оголена красуня» (адаптация международного формата How to look good naked) больше привлекло внимание женской аудитории. «Наш проект напоминает каждой женщине, что она — красавица и богиня, — объясняет продюсер проекта Оксана Тараненко. — Поэтому наблюдать, как участницы меняются во время шоу, женщинам по ту сторону экрана тоже приятно».  

СТБ: ИЩУТ ПЕВЦОВ, ТАНЦОРОВ И НЕВЕСТ


«Холостяк». Финал смотрели почти 14 млн зрителей

СТБ массово подхватил популярные западные телеформаты и внедрил у себя. Теперь на канале и лучших хореографов выбирают («Танцуют все!»), и вокалистов («Х-фактор»), и людей с необычными способностями («Україна має талант»). К слову, в мире интерес к талант-шоу появился еще в середине 2000-х, когда на экраны вышел американский проект Саймона Ковелла America’s Got Talent. «Україна має талант» — его аналог, который стал одним из самых популярных телепроектов на отечественном ТВ. По данным СТБ, средняя аудитория одной программы составляла 11 млн человек, а финал первого сезона собрал рекордную аудиторию 18,6 млн, причем не только для самой передачи, но и для канала в целом.

«Каждый выпуск шоу «Україна має талант!» в среднем смотрел каждый четвертый житель Украины, — рассказала нам руководитель отдела бренд-маркетинга телеканала Виктория Волонтырец. — Украинцам интересно наблюдать, как меняется жизнь обычных людей, как человек борется со своими страхами, идет к своей цели, обретает уверенность в себе и своем таланте, не в последнюю очередь благодаря их поддержке. То есть зритель понимает, что и сам может влиять на судьбу участников. Это — залог успеха талант-шоу».

По мнению Виктории, подобные телешоу также влияют на жизнь зрителя: «Посмотрите, какое количество танцевальных школ и студий появилось в Украине после «Танцуют все!» и «Танцев со звездами». А благодаря проекту «Україна має талант!» зрители узнали о песочной анимации. Но телешоу дает участнику лишь шанс, а как он его использует — зависит исключительно от героя».

А в так называемых дейтинг-шоу (т.е. «шоу свиданий») желающим устроить личную жизнь предоставляют сразу и варианты. Например, шоу «Холостяк» (неженатый парень выбирал невесту из 25 претенденток), «Давай поженимся» (потенциальных невест или женихов здесь всего трое). Кстати, нашумевший «Холостяк» (украинская версия популярного американского проекта The Bachelor) стал «смотрибельным» не сразу. Премьера шоу прошла с довольно средними показателями, но дальше они росли с каждым эфиром, а финальную программу по всей Украине посмотрели 13,5 млн человек...

«Важный фактор — когда зрители сами становятся участниками шоу, — объясняет популярность дейтинг-шоу Виктория Волонтырец. — Иногда в силу определенных ограничений и страхов в реальной жизни человек не может пойти на какие-то активные действия. В шоу ему помогают психологи, стилисты, сценаристы. Наблюдать за этим со стороны всегда интересно. Кстати, шоу «Давай одружимося» выходит на телеканале СТБ уже два года, 28 июля в эфире будет уже 400-й выпуск программы! За эти два года программа не только поженила в реальной жизни несколько пар — они еще и стали родителями! У первой пары ребенок родился в мае этого года, вторая ждет прибавления в августе. Одна из участниц пришла на шоу, уже будучи беременной, и на программе познакомилась со своим будущим мужем. В августе они едут рожать ребенка в Германию».  

«НОВЫЙ КАНАЛ»: КОРМЯТ ЮМОРОМ


«Сделай мне смешно». Обеспечивают зрителю праздник

«Новый канал» делает ставку на «развлекаловку». Даже «интеллектуальные» проекты и «талант-шоу» здесь превращаются в легкий телефарс, например, в «Кто против блондинок?» дамы с улыбкой глупышек отвечают на серьезные вопросы, а в «Пой, если сможешь» вокалисты поют то в движущийся микрофон, то уворачиваясь от падающих на их головы мышей...

«Все эти телешоу как минимум вносят в жизнь зрителя праздник, создают атмосферу легкости», — сказала нам директор Департамента развлекательных программ Нового канала Виктория Забулонская. По ее словам, телешоу для эфира канал выбирает по такому принципу — если речь идет о покупке формата, то Новый стремится приобрести те шоу, которые по итогам последнего полугода были самыми успешными и масштабными в мире.

«Но это не значит, что у нас нет своих идей! — говорит Виктория Забулонская. — Шоу «Здравствуйте, я — ваша мама!», «Отцы и дети», «Сделай мне смешно» — все эти проекты придуманы Новым каналом и показывают очень хорошие результаты. Кстати, «Здравствуйте, — я ваша мама!» (где в семью на неделю «подселяют» тещу или свекровь. — Авт.) за период январь-май 2011-го стала самой рейтинговой трансляцией украинского ТВ. Очень часто после съемок зятья нам признаются: оказывается, теща — тоже человек! Или другой пример — у нас был случай, когда невестка по-настоящему подружилась со свекровью. То есть пять дней съемок нередко кардинально меняют жизнь семьи, так что считаю, у наших шоу есть социальная миссия. Например, многих участников «Интуиции» (тех, чьи профессии угадывали игроки. — Авт.) после съемок в программе мало того что узнают на улице, так еще и активно приглашают теперь на различные мероприятия, где они могут продемонстрировать свои таланты».


«Фабрика». Не только реализация таланта, но и яркое действо

В последнее время канал взялся за производство спортивно-развлекательных шоу, поскольку пользуются зрительским спросом. «Тому подтверждение — популярность в мире таких программ, как «Жестокие игры», «Игры патриотов», «Властелин горы», — говорит Забулонская. — Мы тоже хотим внести свой вклад в это дело (сейчас идут съемки проекта «Я — герой!», который зрители увидят осенью. — Авт.)». Кроме того, Новый едва ли не одним из первых стал воплощать на украинском ТВ формат талант-шоу — именно здесь появилась первая украинская «Фабрика звезд». «Популярность талант-шоу никогда не проходила, — утверждает Виктория Забулонская. — Просто в последние годы появилась возможность вкладывать средства в подобные проекты. А почему они популярны? Всегда интересно наблюдать за талантом, реализованным в красивом, ярком действе».   

«ИНТЕРЕС К ЧУВСТВАМ ДРУГИХ»

Популярность различных ТВ-шоу психологи объясняют прежде всего банальным интересом обычного человека к жизни другого, особенно если ее выставляют «за стекло». «Не зря ведь во все времена были популярны книги, где публиковалась личная переписка известных людей, — сказала «Сегодня» психолог Валерия Тимощук. — А сейчас это все трансформировалось на экране. И когда зритель смотрит шоу, то преобразует с людьми на экране какие-то собственные ситуации. Вообще люди таким образом дополняют свою жизнь, заполняют ее эмоционально. То есть человек увлекается ТВ-шоу прежде всего при низкой интенсивности собственной жизни в социуме, ему интересно наблюдать, как все это происходит у других людей».

Что касается семейных шоу, а также «шоу свиданий», то, по словам Валерии Тимощук, зритель смотрит их, чтобы каким-то образом спроецировать ситуацию на экране на свою собственную жизнь. «Понятно, что в семьях часто возникают проблемы, — говорит психолог. — А люди у нас зачастую не могут обратиться (или обращаться регулярно) к семейному психотерапевту, чтобы их решить. И вот, просматривая телешоу, они, не вовлекаясь в ситуацию, могут оценить ее со стороны. И таким образом сделать собственные выводы, чему-то научиться, применить чей-то опыт к своей жизни. Ведь когда семейные проблемы возникают дома, то наблюдатель в человеке обычно выключается, он не может незаангажированно воспринимать ситуацию, чтобы адекватно решить конфликт. А шоу семейного типа помогают это сделать, потому что человек вроде как эмоционально и вовлекается в ситуацию, но в то же время становится наблюдателем, параллельно оценивая какие-то свои действия. Точно так же и шоу на любовные темы — людям интересно даже издалека наблюдать за чужими чувствами, чужими страстями».

А вот главный залог успеха талант-шоу — искренность и ненаигранность, считает психолог. «Шоу талантов — обычно очень жизненное, в нем очень много эмоций, — говорит Валерия. — Причем остается ощущение, что мы видим на экране искренность, ведь там нет постановок, ничего спланированного и смоделированного. Человек переживает на сцене, а зритель — за него дома, на диване».


Источник: Сегодня

Категории: Новости Львова Новости Ковеле

30.06.2011 08:42