Крымско-татарской организации педагогов не нравятся упоминания о работорговле предков в школьных учебниках

Симферополь, Июнь 17 (Новый Регион, Евгений Андреев) – Украинские учебники формируют из крымских татар образ врага.

К соответствующему выводу пришли крымско-татарские педагоги из общественной организации «Совет учителей», которые на совещании в Бахчисарае проанализировали более полусотни украинских учебников.

Об этом пишет крымско-татарский еженедельник «Авдет».

Так, автор учебника истории для пятого класса Виктор Мысан, по мнению педагогов, подчеркивает воинственность и жестокость крымских татар, – он пишет, что турецко-татарская знать увеличивала свои землевладения за счет завоевательных походов:

«Особый интерес был к украинским землям. Воины турецко-татарских отрядов становились своего рода охотниками. Они «охотились» на людей. Молодых крепких людей использовали гребцами на галерах. Детей, женщин, пожилых – в домашнем хозяйстве. Тысячи невольников продавали на рынках Крыма и Турции. Часто, ради выкупа, басурманы крали членов знатных семей», – цитирует «Авдет» учебник.

«Совет учителей» обращает внимание и на то, что авторы учебника для 7 класса «История Украины» Смолий и Степанков всячески подчеркивают отсталость, примитивность, раннегосударственный характер крымско-татарского общества, в котором только зарождались феодальные отношения, чтобы потом обосновать его воинственность и агрессивность по отношению к соседним территориям:

«До начала ХVI в. татары занимались кочевым скотоводством, примитивное земледелие только зарождалось. Они были свободными, выплачивая незначительные налоги в пользу мурз. Большое внимание уделялось военному делу, к которому мужчин готовили с детства. Крымское войско не имело себе равных в мире по маневренности: за день могло преодолеть около 120 км. Хозяйство в ханате носило архаичный характер и, как правило, не обеспечивало материальных потребностей большинства населения, пребывавшего в бедности и часто голодавшего. Поэтому для улучшения своего положения татары часто совершали грабительские нападения на соседние земли, прежде всего украинские, массово забирая людей в ясырь, чтобы потом давать как рабов», – цитирует газета учебник.

Преподаватель Гульнара Бекирова заявила, что история Украины сильно мифологизирована и является этноцентричной по содержанию. По ее мнению, история в школьных учебниках часто искажается или подается в неприглядном свете, однобоко.

К примеру, проиллюстрировал ситуацию участник семинара Эльведин Бекиров, все проанализированные учебники истории Украины для 9-11 класса также объединяет украинская парадигма:

«События и исторические процессы в XIX-XX веках и в начале XXI века рассматриваются исключительно на украинских землях и с точки зрения положения и развития украинского народа. Все иные народы и этнические группы, принявшие участие в формировании украинской политической нации на территориях, вошедших в границы современного украинского государства, почему-то «выпадают» из этого описания, став как бы неинтересными для авторов. Такой подход приводит к появлению «стерильных» школьных учебников и пособий, читая которые невозможно ощутить и понять этническое и культурное многообразие нашей страны. К сожалению, крымские татары в этих учебниках незаслуженно забыты. Не упоминаются они ни применительно к описанию общественно-политических движений, ни в контексте социально-экономического положения (в том числе, обезземеливания и массовых волн эмиграции из причерноморских степей и Крыма), ни относительно их культурного состояния и религиозной жизни, начала национального возрождения, связанного с деятельностью просветителя Исмаила Гаспринского», – отметил педагог.


Источник: Новый Регион

Категории: Новости Симферополя Новости Бахчисарая Новости Гаспры

16.06.2011 18:57