В ночь на 26 апреля в храмовом комплексе архистратига Михаила в Киеве, где находится памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, прошла панихида по погибшим. Было светло, как днем. На территории церкви расставили прожекторы, кто-то отсчитывал считалочки в микрофон, проверяя, исправен ли он — готовились к приезду патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Владимира.
Подходы к церкви предварительно перекрыли. Прихожане выстроились в очередь, чтобы пройти арку-металлоискатель. «Что, и крестик нужно снимать? Вдруг не пропустит!» — показывая на арку, интересуется у милиционера старушка. Тот отрицательно покачал головой, мол, пропустим. Кто уже прошел контроль, сидели на лавочках. Собралось около 700 человек, в основном женщины. «Мужья наши уже умерли, почти все от рака. Из-за Чернобыля, — вздыхает Лидия Степановна. — Все мы припятские, и всем нам пришлось стать ликвидаторами». «Я работала в жэке. В три часа ночи меня подняли, как по тревоге, и послали мыть город, — говорит Анна Михайловна. — Страшно не было. Еще толком не знали, что такое радиация». «Мы в Припяти в одном доме жили. Так нам и дали квартиры в столице в одном доме, а кому-то в соседнем. Но перед этим 3—4 месяца пришлось помыкаться, — говорит Валентина Александровна. — Эвакуировали нас в село Стещино. Везли долго, 4 часа. Потом оказалось, что поселок всего в 25 км от станции. Жители села принимали нас к себе просто так». «А сколько молодых ребят оставили свое здоровье там. Новобранцев заставляли пробегать по крыше реактора, — рассказывает Лидия Степановна. — Помню, после смены они отдыхали на груде одежды и обуви, которую мы выбрасывали. Я им говорю: «Вещи грязные, заразитесь». А они отмахивались, дескать, какие же они грязные! Не понимали, что речь идет не об обычной грязи»...
Запел церковный хор. Появились священники, рядом с ними шли премьер-министр Николай Азаров, первый вице-премьер Андрей Клюев и глава КГГА Александр Попов. «Раньше здесь тихо все проходило. А Ющенко начал устраивать целое шоу из панихиды. Какие себе они поляны накрывали тут, столы ломились. А сейчас вот журналисты камерами все заслоняют. Видимо, следующий раз дома будем поминать», — возмущалась шепотом Лидия Степановна.
Ровно в 01.23 (время взрыва на ЧАЭС) один из ликвидаторов 25 раз ударил в колокол. Каждый удар символизировал год после трагедии. После панихиды священнослужители и политики быстро разъехались по домам. В церкви остались прихожане — выпить по рюмке в память о погибших.
Источник: Сегодня
Категории: Новости Киева Новости Чернобыля
26.04.2011 16:44