Именем Шевченко назвали психбольницу и сравнили с Делоном

Сегодня — 150 лет со дня смерти Тараса Шевченко.

Не одному поколению школьников навязывали образ непритязательного страдальца. Но факты подтверждают — этот человек был и гурманом, и самоутвердиться любил, как всякий смертный. Мы решили присмотреться к интересным сторонам жизни Кобзаря и к его влиянию на нашу жизнь. Ведь и стогривневая купюра, и теплоход, и даже фестиваль современного искусства так или иначе связаны с поэтом. На гривнях изображен юный Тарас и его Катерина, теплоход «Шевченко» повторил судьбу поэта и отправился в ссылку, а современные художники, используя образ Тараса Григорьевича, придумывают фееричные инсталляции. Накануне годовщины художница из Черкасс Надежда Никифорова создала картину, состоящую из 144 фрагментов. Все вместе они — портрет поэта, но имеют и отдельные сюжеты. Художница изобразила усы как лес, в глазах угадываются женские образы. Есть намек и на нимб. «Он является эдаким «круглым столом», за которым собрались двенадцать апостолов, чтобы помянуть Кобзаря», — говорит Никифорова.

Помянут поэта не только историки и люди искусства. В родном селе Тараса Шевченко Моринцы до сих пор живет около 30 его потомков. Сам Тарас Григорьевич не оставил детей, но семеро его сестер и братьев подарили миру около 30 племянников и почти 90 внучатых племянников поэта. По словам Николая Лысенко, который вот уже 30 лет исследует генеалогическое дерево Шевченко, по всему миру разбросано более 1000 дальних родственников Тараса. Среди них есть и поэты, и писатели, и художники. Есть и самозванцы. Как утверждает Николай — это каждый 10-й «потомок».  

БОРЩ С КАРАСЯМИ

О художественном вкусе Шевченко написано много. Мы же хотим поговорить о гастрономических пристрастиях поэта. «Шевченко не был особенным любителем покушать, но при случае мог есть довольно много», — вспоминает Агафья Ускова, жена коменданта Новопетровского укрепления, где служил Кобзарь. Она описывает, как однажды Шевченко на спор съел сотню пельменей. Причем хозяйки жульничали: сделали их покрупнее, а в некоторые положили как начинку соль и лук. Но Шевченко съел все и даже не поморщился. Киевляне же вспоминали, что нравился поэту постный борщ с жареными карасями (их добавляют в самом конце варки). Шевченко «совершено таял» от пшенной каши, вареной на раковой ухе с укропом. А до чая поэт всегда выпивал добрую чарку «горілочки», загрызая ее жменькой пшена, и уверял, что закуски «здоровійшой», как эта, не может быть, «бо оно і смачне, і зуби точить — тільки не на людей, а на м’ясо і хліб святий».

«ИКОНА»: НАРОД СЧИТАЛ СВЯТЫМ


Кобзарь с нимбом. Фото: В. Абрамов

В одном из залов Национального музея Тараса Шевченко есть необычная картина. На ней Кобзарь изображен как святой, с нимбом. «Это не икона. Художник использовал христианскую символику, раскрывая образ Шевченко», — говорит замдиректора музея Татьяна Чуйко. Представляя поэта святым, живописец не был одинок — украинцы еще при жизни Шевченко начали слагать о нем мифы. «Він (Шевченко) було як намалює щось там на стіні — то сяде та й полетить», «Він був, коли хочете, такий чоловік, що все знав. Носив він з собою чорні книги і по них усе вгадував, що робиться, й доказував, де і які «клади» лежать», — приводит примеры легенд писатель Михаил Назаренко в своей книге «Легенды про Шевченко ХІХ — начала ХХ ст.». После смерти поэта среди крестьян пошел слух, что Шевченко жив и якобы ездит на белом коне. Но ни тогда, ни сейчас вопрос о его канонизации не стоял. «Хотя во время перезахоронения в Каневе видели нетленные мощи Шевченко», — говорит Чуйко.  

УСЫ: ОСТАЛИСЬ ИЗ-ЗА ПОЛИЦИИ

В СССР был растиражирован образ усатого Кобзаря в бараньей шапке и кожухе. Откуда же взялся сей «имидж»? До ссылки Шевченко ходил гладко выбритым, но, став солдатом, отрастил усы, положенные по уставу, а затем и окладистую бороду. Во время экспедиции, в степи, у служивых не было ни бритвы, ни цирюльника и «для того носили бороды». С ней связан такой курьез. Один офицер принял поэта за старовера, и, упав перед ним на колени, попросил благословить. Тот не растерялся и просьбу выполнил! Заросшим поэт вернулся и в столицу. Но один обер-полицмейстер, земляк Шевченко, посоветовал побриться, чтобы произвести хорошее впечатление на начальство. И поэт послушался, оставив лишь казацкие усы. «Что же касается шапки и кожуха, — говорит праправнучка Шевченко, поэтесса Людмила Красницкая, — то Тарас Григорьевич намерено эпатировал дворян «мужицким видом». Но в его гардеробе было немало и других костюмов — городских».

СУДНО В «ССЫЛКЕ»


Курсировал от Киева до Стамбула

По традиции именем поэтов называли корабли, и построенный в 1991 году в Германии теплоход «Т.Г.Шеченко» стал самым комфортным судном страны. Это круизное судно ходило от Киева до Стамбула. 90% пассажиров были иностранцы — ведь цена тура доходила до 3 тыс. евро. Соответственно и сервис был европейского класса, с барами и вышколенным персоналом. Но как судно назовете, так оно и поплывет. «Сплошные проблемы были и у поэта, и у корабля, — рассказывает президент ассоциации санаториев и курортов Украины Анатолий Ктитарев. — В этом году российские владельцы «Тараса Шевченко» переправили теплоход на Каспийское море, туда где отбывал ссылку Тарас. Сейчас по Каспию прокладывают газопровод, в обход Украины. Наш теплоход служит плавучей гостиницей для рабочих. Что будет потом с ним — неизвестно, быть может, его отправят на Волгу. И, как и поэт, он больше не вернется на Родину».

Особая волна «шевченконизации» прокатилась по стране после революции — в честь Кобзаря назывались так же улицы и учебные заведения. Доходило и до нелепых случаев. Киевская Первая советская губернская больница целиком специализировалась на душевнобольных, но тоже получила имя Шевченко — носить его было почетно. Спустя несколько лет больница все же получила подобающее название и по сей день носит имя физиолога, психолога Ивана Павлова.

ЗВОНКИЕ «ШЕВЧЕНКИ»: ОТ РУБЛЯ ДО СОТНИ

Впервые лик поэта появился на деньгах еще в Союзе. В марте 1989 года, к 175-летию Шевченко, напечатали 3 млн юбилейных рублей. Заметим, что такой же тираж был у монет с Лермонтовым, а Толстого и Горького было на миллион рублей больше: возможно, из-за того, что их юбилеи были «красивей» — 160 и 120 лет.

Во времена независимости фигура Шевченко украсила купюру с рекордным номиналом — один миллион карбованцев. Спустя год появились 100 гривен. Интересно, что художник Василий Лопата изначально изобразил Шевченко в городской одежде и без головного убора, и этот эскиз был одобрен Нацбанком. Но в итоге на «сотке» появился хрестоматийный портрет поэта в сельском кожухе и шапке. Кто так отредактировал Кобзаря, по сей день неизвестно, но среди художников ходят слухи, что не обошлось без бывших руководителей Нацбанка. Но еще более странный курьез произошел с подписью на купюре. Из-за ошибки типографии портрет Тараса Григорьевича в разные годы был подписан то... «Виктор Ющенко», то «Вадим Гетьман» — эти люди в то время возглавляли Нацбанк и ставили свою подпись на гривнях.

С Ющенко связана еще одна денежная байка. В 2005-м дизайн 100 грн. был полностью переработан. Шевченко в шапке сменил юный Тарас. Говорят, тем самым в НБУ хотели угодить... президенту. Мол, Виктор Андреевич в молодости был похож на молодого Шевченко. Поэтому и Катерину из поэмы поэта изобразили на купюре рядом с ним — намек на первую леди. Добавим, что Шевченко есть и на деньгах в Тирасполе.

ПОЭТ КАК МАТРЕШКА


Узор. Такой же, как на писанке

В прошлом году современные художники сделали канонический образ Тараса арт-объектом. Реплики статуи Кобзаря расписывали как писанку, украшали его мудрое чело статуэтками голубей, делали его «призрак» из противомоскитной сетки и приделывали к его массивной фигуре маленькую оранжевую лошадку. Происходила эта «поэзия красок» на столичном фестивале современного искусства «ГОГОЛЬFEST».


Конь. Добавляет «солидности»

«Углубившись в изучение творчества Тараса Григорьевича, я проникся глубоким уважением к его гению. Так уж повелось, что конный монумент всегда считается значимей пешего. Я подумал, что подручными средствами можно апгрейдить этот памятник до состояния конного, тем самым повысив его статус и отдав личности Шевченко должное уважение», — поясняет свою идею российский художник Ростан Тавасиев. По нашим наблюдениям, публика с восторгом и смехом фотографировалась у «клонов», и лишь несколько человек в вышиванках вздыхали — дескать, «покусились на святое». «С одной стороны, эту инсталляцию можно рассматривать как веселую художественную выходку. С другой — такую тонкую вещь, как поэзия, можно использовать как матрешку, в политических или коммерческих целях», — считает куратор фестиваля Катя Бошевар.

СОЗДАЛ СЕБЯ В СТИЛЕ НЮ


Художник на берегу моря

В студенчестве Шевченко получил прозвище Рембрандт — ряд картин были похожи по стилю. Объединяла художников еще и любовь к автопортретам. У Тараса Григорьевича их около 30. «Это могло быть попыткой самоутверждения. Он доказывал самому себе, что достоин того, что его выкупили, что получил медали в академии, что правда умеет писать», — предполагает психолог Татьяна Михеенко. Вряд ли это нарциссизм — художник не приукрашал себя. А один из автопортретов весьма пикантного содержания. Кобзарь изобразил себя голышом на берегу Аральского моря. Многие критики говорят, что Шевченко увлекался рисованием «порно». «Так считают только ограниченные люди. В том, что художник рисует обнаженную натуру, нет ничего удивительного», — говорит замдиректора нацмузея Шевченко Татьяна Чуйко.  

В ШКОЛЕ: ДАЮТ КЛЯТВЫ

На следующей неделе первоклашек столичной спецшколы №112 им. Шевченко примут в «кобзарята». Детишки в национальных костюмах расскажут стихи, споют песни и получат в подарок сборник стихов и поэм. Этой традиции уже больше 20 лет. «После того как исчезли октябрята, возник вакуум, и я предложила идею «кобзарят», — рассказывает замдиректор по воспитательной работе Нина Командышко. Цель — воспитывать у малышни патриотизм. Но чтобы он был здоровым и без параллелей с советскими временами, дети не произносят никаких торжественных клятв. Но последователи киевлян из села Камянка (Хмельницкая обл.) высоких слов не боятся. Там дошкольники клянутся «изучать Тарасового «Кобзаря» и любить родную землю и народ, как завещал великий Шевченко». Но не все разделяют идею «кобзарят». Анонимы в интернете иронизируют: «Кобзарята вырастают и становятся шевченятами, а потом самые сознательные — тарасятами», «шевченконер — кабзаренку пример!», «А после шевченконера кто? Мазепинист?».

ЧЕРНЫЙ ЛУЧ ПОЭТА


Анекдот о киевских памятниках. Ленин: «Не знаете, куда мое пальтишко делось?» — Шевченко: «Не видел я ваше пальто!»

В мире, по неофициальным данным, насчитывается около 1100 памятников Тарасу Шевченко. Украинская диаспора в США даже подала представителям Книги Гиннесса заявку: Шевченко поэт, которому поставили больше всего памятников на планете! При этом национальные особенности и полет фантазии скульпторов дает повод для улыбок. В Риме Шевченко стоит в древнеримских одеяниях и подпоясан, как император. Кобзарь в Ялте больше похож на Алена Делона, а в Донецке его прозвали «Нельсоном» — поэт поучился похож на адмирала. Про Шевченко из Днепропетровска говорят: переделали из Сталина — заменили голову, но лампасы на штанах остались. На самом деле скульптор неудачно изобразил складку. В Харькове же подметили, что подсветка у монумента сделана так, что лучи бьют в небо со всех сторон, но не над самим Тарасом Григорьевичем. В результате над ним виден «темный луч».


Джерело: Сегодня

Категорії: Новини Києва Новости Донецка Новости Харькова Новости Хмельницком Новости Черкасс Новости Ялты Новости Днепропетровска

10.03.2011 09:44