Весной увидим первую экранизацию романа Булгакова, снятую 17 лет назад: закулисье съемок.
По-настоящему долгожданная премьера фильма Юрия Кары «Мастер и Маргарита» состоится в начале марта, если этому событию опять не помешают какие-то мистические обстоятельства, которые часто объясняются вполне обычными причинами. Зрители ждут его выхода почти 20 лет.
В феврале 1991-го президент компании «ТАМП» Владимир Скорый подписал с Юрием Карой контракт на сценарий и постановку фильма. Первый кадр был снят 3 июня 92-го. Съемки проходили в Москве и ее окрестностях, а также в Израиле. Картина была готова к показу в 94-м, но из-за разногласий между режиссером и продюсерами, потратившими на ее производство $15 млн., так и не вышла в прокат. Кара, которого поддерживали все звезды фильма, отказался сокращать авторскую 200-минутную версию до двух часов. Вторая часть неприятностей была связана с претензиями потомков третьей жены Булгакова на творческое наследие писателя. Пока создатели фильма отстаивали свое право в суде, в интернете появилась пиратская монтажная 3-часовая копия. Но с удручающим качеством картинки. Так что настоящее кино нам только еще предстоит увидеть.
Компания «Люксор» выкупила права на картину и уже анонсирует в 2011 году выход 118-минутной версии на широкий экран и выпуск полной режиссерской версии на DVD (чего нельзя было сделать в 1994-м). И, по иронии киносудьбы, зрителям придется сравнивать фильм Юрия Кары с сериалом Владимира Бортко, который был снят на 12 лет позже, но показан в 2005-м.
Иешуа. Николаю Бурляеву пришлось ждать благословения церкви на эту роль. Фото «Люксор»
О том, как снимали фильм, «Сегодня» рассказала художник по костюмам Анна Кузнецова. Юрий Кара предложил ей разработать линию одежды для иудейского сюжета своей картины, после того как увидел ее боевые доспехи монгольских воинов, созданные к фильму Толомуша Океева «Чингизхан».
Костюмер Анна Кузнецова разрабатывала линию одежды для съемок иудейского сюжета ленты в Израиле
В составе съемочной группы Анна Ивановна вылетела в Израиль, как и все — по туристическим визам в сентябре 92-го — поэтому срок пребывания на Земле обетованной был ограничен тремя неделями. Группа базировалась в отеле города Акко (в 18 км от Хайфы). А загруженный до пределов реквизитом автобус заранее отправили своим ходом в Турцию, чтобы потом на пароме через Лимасол переправить в Хайфу. Но автобус выбился из графика и опоздал к парому, а следующий рейс — через неделю! Съемки оказались под угрозой срыва. «В автобусе же были не только костюмы, но и кресты на Голгофу, трон Пилата, оружие, посуда, — рассказывает Анна Кузнецова. — На собрании нам сказали, что единственный выход — самолетом, но это по $70 за 1 кг груза. Когда посчитали, сумма выходила баснословной. Юрий Викторович пришел к нам бледный, объявил, что картина закрывается».
Израиль-92. Спонсор ленты — Скорый (крайний справа). Фото «Люксор»
Узнав о беде русских кинематографистов, предприимчивые театралы из числа бывших соотечественников тут же подсуетились и предложили напрокат свои театральные костюмы и реквизит. И продюсер картины Владимир Скорый, на деньги которого снимали фильм, уже готов был пойти на сделку с евреями. «Кара разбудил меня в 4 часа утра и сказал, что только я могу переубедить Скорого, — вспоминает Анна Ивановна. — Я красноречием не отличаюсь, но, видимо, состояние у меня было такое (это сколько же труда вложено в эти костюмы!), что мне удалось подобрать нужные слова. Я сказала, что театральный хлам нам не нужен, и лучше потерять несколько съемочных дней, но затраченные деньги на перевозку окупятся потом, если зрители увидят великолепных актеров в правдоподобных костюмах, а не в каких то бутафорских наборах. И он согласился. Потом с досадой смотрел, как вся группа за его счет бездельничает на берегу Средиземного моря. Но когда наши костюмы все же прибыли и мы стали одевать людей — эта фактура, запах кожи, блестящий металл — эффект был потрясающий! Сам Скорый, как увидел римские доспехи — выбрал себе костюм легата и решил в нем сниматься: без слов, но зато в сценах рядом с Понтием Пилатом!».
В КРЫМУ ПОСТРОИЛИ ИЕРУСАЛИМ, НО ИЕШУА ПОЯВИЛСЯ ЧЕРЕЗ 13 ЛЕТ
Иудею планировали снимать в Крыму. И к осени 1991-го у стен Судакской крепости уже были выстроены декорации. Сотни военных были «мобилизованы» на массовку. В загонах начала съемок дожидались козы, ослы и верблюды. «Декорация Иерусалима Юрию Викторовичу понравилась, но когда он увидел верблюдов, разразился громкий скандал, — вспоминает Анна Кузнецова. — Оказалось, что вместо необходимых одногорбых дромадеров в Судак пригнали двугорбых бактрианов, которых на Ближнем Востоке ну никак быть не могло. Потом мы узнали, что и утвержденный на роль Иешуа актер Николай Бурляев сниматься не может — он не получил благословения церкви на эту работу!». А еще из Москвы до Крыма оператор не доехал, и пленку не привезли, и под занавес всех неприятностей — погода испортилась до полной мерзопакостности. Недобрых знаков появилось столько, что «крымско-иудейскую» кампанию вообще отменили. Только через год группа Кары отправилась за натурой на Святую землю — в Израиль.
Кстати, спустя 13 лет свою часть «ершалаимской истории» в Крыму снял Владимир Бортко. Иешуа (Сергей Безруков) распяли рядом с Судакской крепостью — на горе Сахарная голова, а Массандровский парк возле гостиницы «Ялта-Интурист» превратился в Гефсиманский сад, где зарезали Иуду (Дмитрий Нагиев). Иерусалим же снят в Болгарии — на киностудии «Боянов», в декорациях американцев, оставшихся там после съемок нового «Спартака».
В ИЗРАИЛЕ: УЛЬЯНОВА БОЯЛСЯ МАСТИФФ
Костюм Крысобоя весил 20 кг! Надевали его на актера три ассистента
Анне Кузнецовой пришлось придумывать свою технологию изготовления доспехов римских легионеров. Ведь в СССР последний раз за экранизацию истории «из жизни Древнего Рима» брались в 1926 году, и то, к сожалению, эта лента режиссера Мухсин-Бея «Спартак», снятая на Одесской киностудии, не сохранилась.
Костюм прокуратора Иудеи. Фото: А.Кузнецова
«От стилизации костюмов мы отказались сразу. Я советовала все делать достоверным, и это, естественно, усложняло работу, — говорит Анна Ивановна. — Кроме персонажей первого плана нужно же было одеть и массовку. А это первый век нашей эры, Иудея! Сотни халатов и головных покрывал мы шили из выкрашенной в разные цвета мешковины. Весь пошивочный цех Ялтинской киностудии был задействован. Специально заказывали кожаную обувь. И еще металлические доспехи для римских легионеров — 20 пеших костюмов и 10 конных. Элементы рельефного латунного панциря Понтия Пилата отдельно отливали и клепали в Киеве.
Чешуйчатые доспехи кавалериста. Фото: А.Кузнецова
А чешуйчатый доспех центуриона Крысобоя я сначала с помощницей вырезала из картона, чтобы посмотреть, каким должно быть сплетение. Потом каждую чешуйку нам отливали из меди на заводе «Море» под Феодосией. Готовый костюм центуриона весил не менее 20 кг! Мощный актер Валентин Голубенко мог надеть его только с помощью двух-трех ассистентов. Шлемы же еще украшали: у простых воинов это конская щетина, у Крысобоя — орлиные перья. Нам по заказу привезли с птицефермы ворох петушиных хвостов: белоснежные перья пошли на шлем Пилата, а вот для легата пришлось их покрасить в ярко-красный цвет».
Пехотинец римского легиона. Фото: А.Кузнецова
При подготовке костюмов к съемкам все же не обошлось без казуса. Шлем для Понтия Пилата заказали размера XL на большую голову — в окружности 60 см, на всякий случай с запасом. Но у Ульянова она оказалась еще больше — 62 см! «Это же не фрак, который подогнать можно, а литой шлем — ни увеличить, ни уменьшить уже, — говорит Анна Ивановна. — И только в самых необходимых сценах Ульянов его с трудом надевал, а так все время носил в руках».
«Орлиный» шлем центуриона. Фото: А.Кузнецова
Съемки в Израиле проходили по-настоящему в экстремальных условиях. Открытая гористая местность: ни кустов, ни деревьев, только фанерные щиты и натянутые тенты. Жара под 40 градусов и выше, а люди в коже, металле, мешковине. На съемочную площадку подвозили бочки со льдом. «Мы спасали актеров от тепловых ударов как могли, — вспоминает Анна Кузнецова. — Мочили тряпки в ледяной воде и накладывали на доспехи, которые просто невозможно было снять между дублями. Там же уйма пряжек, застежек, шнуровок. Ну только что шлемы реально было снять, потому что они раскаливались, как сковородки!».
И в этой ситуации съемочная группа была потрясена выдержкой и самоотдачей Николая Бурляева, Михаила Ульянова, Льва Дурова… «Я была в числе тех, кто в начале не воспринял выбор Кары на роль Иешуа именно Бурляева, — говорит Анна Ивановна. — Он долго выбирал, на заметке был даже кто-то из певцов: Тальков или Малинин. Но в Израиле даже самые стойкие скептики были потрясены работой Бурляева. Как он преображался — это просто нереально! Перед тем как войти в кадр, он стоял за щитом, никто его не видел и не смел подойти к нему (он вообще и после съемок ни с кем почти не общался, был нелюдим, на все наши «пожалуйста» что-то бурчал себе под нос), и группа могла ждать его полчаса. Но когда он выходил — это уже был другой человек, с иными лицом и энергетикой, из другого времени. Бурляев же заикается, но когда его устами говорил Иешуа — он уже не заикался!».
Чертова свита. Филипенко в роли Коровьева, а Павлов — Кот Бегемот. Фото «Люксор»
Удивлял своим перевоплощением и Михаил Ульянов. Очевидцы тех событий были особенно потрясены, когда на съемочную площадку впервые привезли неаполитанского мастифа — здоровенный злобный пес без команды подошел и лег у ног актера, и потом как щенок везде ходил за ним по пятам. Хозяйка собаки даже испугалось — что это русские сделали с ее собакой?!
Московские эпизоды снимали летом и в ноябре 1992-го: «Бал сатаны» — в усадьбе Марфино (25 км от Москвы); дом Маргариты — в особняке на Остоженке; в Саду театра «Эрмитаж» — «Двор Варьете»; в Театре Маяковского — сцену «Варьете»; встречу Мастера с поэтом Иваном Бездомным — в Сокольниках.
ЗДЕСЬ — ЧЕРТ, НО НЕ КНЯЗЬ ТЬМЫ
Воланд. Валентин Гафт нашел свой рецепт дьявольской смеси. Фото «Люксор»
«Роман Булгакова — не пьеса и не киносценарий, и при экранизации сокращения и даже изменения неизбежны, — комментирует фильм киновед Юрий Иваниченко. — А трактовки, уровни понимания могут и должны быть разными. Картину Кары стоит посмотреть хотя бы только ради актерских работ. «Настоящего» немецкого черта играет Валентин Гафт, и в каждом эпизоде заставляет задуматься о дьявольской смеси могущества и мелочности, жестокости и справедливости. Черт, но не «Князь Тьмы», устало возвышающийся над миром… Иешуа Бурляева в первых сценах хорош и человечен, а в финале его уместно не разглядишь. Сильный и энергичный, несмотря на гемикранию, весьма неглупый и совершенно земной Пилат — думаю, одна из лучших ролей великого Михаила Ульянова. Блистательный Лев Дуров — этого Левия Матфея нельзя не запомнить и в этого Левия нельзя не поверить. Небольшая, не «выпяченная» в фильме роль Афрания — но как же хорош Юрий Шерстнев!
Мастер и Маргарита. Раков составил партию Вертинской. Фото «Люксор»
Есть и неудачи — например, «как всегда» не состоялся Бегемот ни в одном обличье, а любимица моего поколения — Анастасия Вертинская — играет нечто вроде давней своей Офелии, чуть адаптированной к нереальным реалиям «Мастера и Маргариты». Возможно, Стеклову в роли Азазелло не хватает внушительности. Филиппенко хорош как Коровьев, но не так блистателен, как у Бортко, играя Азазелло.
Но не подчиненных режиссерскому замыслу и видению работ нет. О замысле я говорить не хочу, а вот видение булгаковского мира… Последовательно и цельно. Все сделано, вплоть до выбора скудной натуры на Святой Земле, для того, чтобы вновь и вновь вдумываться в смысл. Не преувеличена и не приукрашена реальность (обоих времен), и даже над- или сверхреальность идет в том же ключе, и только на их столкновении возникает сарказм и гротеск».
«НАШ ФИЛЬМ НЕ УСТАРЕЛ»
Юрий Кара. Фото: М. Львовски
«Я недавно пересматривал фильм и могу сказать, что он, к счастью, пока не устарел, — говорит режиссер Юрий Кара. — Когда мы снимали в начале 90-х, уже была доступна компьютерная графика, но я тогда сознательно не стал ее использовать. Мы снимали именно в стиле романа, учитывая, что он был написан в 30-е годы. Возможно, картина будет не так эффектно смотреться, но это и к лучшему, потому что на фоне новых технологий это было бы уже смешно. Мы старались очень бережно отнестись к первоисточнику. Видимо, это и подкупило композитора Альфреда Шнитке, согласившегося написать музыку к фильму. Он ведь к тому времени уже ушел из кино, но когда посмотрел снятый материал, то согласился сотрудничать и, я считаю — написал гениальную музыку. Ее плодов он, как и некоторые наши артисты, увы, не увидел. Ну а потрясающая игра Ульянова, Гафта, Бурляева, Весника и других актеров останется на все времена и будет настоящим откровением для зрителей. Кстати, у Гармаша это была первая заметная роль в кино, и его публика могла бы открыть намного раньше. И Ракова тогда мало кто знал: после Мастера его судьба в кино также могла бы сложиться иначе. Много судеб были подрублены вместе с этим фильмом, в том числе и моя».
Источник: Сегодня
Категории: Новости Киева Новости Львова Новости Одессы Новости Судака Новости Ялты Новости Феодосии Новости Массандры
04.02.2011 08:51