«В 2011 году мы будем под фанфары отмечать 25-летнюю годовщину Чернобыльской катастрофы, но одновременно с этим втихаря убирают наши льготы» — так охарактеризовал отношение правительства Украины к чернобыльцам Валентин Купный, бывший директором объекта «Укрытие» с 1995 по 2002 годы.
Звезда с неба
Один из основных законов, на который рассчитывают чернобыльцы различных категорий, «О социальном статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы», был подписан в феврале 1991 года президентом Украины Леонидом Кравчуком.
Сейчас горькую улыбку вызывают данные в этом законе обещания внеочередного обеспечения жилой площадью, обеспечения продуктами с обязательным прикреплением к магазинам по месту проживания и компенсации 50% стоимости продуктов; первоочередного обслуживания на предприятиях, в учреждениях, организациях связи, технического обслуживания и ремонта транспортных средств; службы быта, торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства; первоочередного приобретения промышленных товаров повышенного спроса, в том числе легкового автомобиля, мотоцикла, телевизора, холодильника, мебели; поступления вне конкурса в вузы и выплаты повышенной стипендии и многого другого.
В этот украинский закон были заложены нормы союзного проживания, финансируемые Советским Союзом, и, возможно, советская империя справлялась бы с выполнением данных обещаний в большей мере. Но уже в декабре 1991 года СССР распался, не без помощи того же Леонида Кравчука, и Украина осталась один на один со страшной бедой.
Правительство Украины в течение постчернобыльского времени несколько раз предпринимало попытку отменить или усечь чернобыльское законодательство. В частности, правительством Витольда Фокина был подготовлен законопроект о введении моратория на все статьи Закона «О статусе и специальной защите граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» — до улучшения экономической ситуации в Украине. Тогда с мощной акцией выступил «Союз чернобыльцев», и закон оставили в том же виде.
Ветераны «Союза чернобыльцев» утверждают, что в первые годы независимости Украины государство компенсировало до 56% средств по чернобыльским льготам, сейчас — только 12%.
Две тысячи исков
К сегодняшнему дню остались 232 тысячи ликвидаторов, которые непосредственно участвовали в ликвидации последствий аварии, и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы (по приблизительным подсчетам, их в три раза больше), в том числе дети, получившие свою дозу радиоактивного облучения.
К ним примкнуло неопределенное число «лжеликвидаторов», также требуя для себя финансирования по чернобыльским программам, в ущерб истинным пострадавшим.
По инициативе «Союза чернобыльцев» предпринимались попытки очистить ряды действительно пострадавших, но это оказалось невозможным. Валентин Купный констатирует этот печальный факт:
— Не открою секрет, что нужные для выплат бумажки есть у тех, кто их не заработал, кто на самом деле их заработал — их не имеет. Говорят о необходимости очистки списков инвалидов и других категорий, но я пока не ожидаю, что будет результат в части льгот.
По-прежнему сотни тысяч чернобыльцев требуют выплат по ста льготам, обещанным законодательством. Только две тысячи славутчан подали в Административный суд иск и искренне верят в то, что им выплатят положенное по закону.
Грустная статистика
Заместитель начальника Главного управления труда и социальной защиты населения Черниговской ОГА Иван Богуш сообщил о недостаточном финансировании семи чернобыльских программ, которые выполняются в Черниговской области.
— В прошлом году из госбюджета на эти цели поступило 48,7 млн. гривен, что больше, чем в предыдущем году, на 4,5 млн. гривен. Средства использованы полностью, но это — только малая часть от предусмотренного законом. В прошлом году на учет для оздоровления стали 10 919 граждан, путевок было получено 3774. В очереди на получение автомобиля стоит более 3 тыс. человек, но только один его получил в 2009 году. Сейчас государство выделило приоритет — обеспечить автомобилями непосредственных участников Великой Отечественной войны.
По предварительным подсчетам, государство задолжало свыше 3 млрд. гривен по чернобыльским программам — оздоровительной, медицинской, переселения с зараженных территорий, строительства жилья. К тому же в зоне обязательного отселения, где практически находиться нельзя, до сих пор проживают 2,5 тыс. семей с детьми. Уходят из жизни ликвидаторы: сейчас они по возрасту практически все пенсионеры, с десятком диагнозов. Недоданные пенсии (размер их составляет от 900 до 1200 гривен) не дают им возможности лечиться как следует, более того, не удается приобрести лекарства на бесплатной основе. Валентин Купный недоумевает:
— Мы не знаем, кто получает лекарства по бесплатным рецептам... Позвонишь в аптеку — отвечают: «Еще нет». Позвонишь на завтра: отвечают — «Уже нет».
Что делать?
Чернобыльская проблема усугубляется тем, что все к ней причастные, в том числе союзы чернобыльцев, которых в Украине насчитывается более 150, имеют свое отдельное мнение по тем или иным аспектам.
Кто-то подает иски в суд, который, как правило, становится на сторону чернобыльцев. Но работники управлений труда и социальной защиты населения только и делают, что ходят на судебные заседания. К тому же правительство предусмотрительно на этот случай подготовило и зарегистрировало 14 января этого года проект Закона Украины «О гарантиях государства по выполнению решений судов». По нему проблема финансирования льгот решается… отменой этих льгот: предлагается отменить 16 льгот, в том числе чернобыльские, ветеранов войны, детей войны.
Председатель Черниговской областной организации «Союз Чернобыль Украины» Анатолий Лигун считает, что нужно лишить всех привилегий депутатов Верховной Рады и эти средства передать чернобыльцам:
— Они забирают себе все средства. С 1997 года по указу Кучмы отменены 12% отчисления предприятий в Чернобыльский фонд, на сегодня он наполняется на 12%. Почему на работника Кабмина в госбюджете запланировано столько средств на лечение, сколько полагается на 4 тыс. ликвидаторов?! Одно дело — если всем терпеть, но пока мы терпим — наша элита стрижет прибыль. Ситуацию надо перевернуть!
Свое видение проблемы и у Валентина Купного. — Мое мнение — льготы изначально, еще с 1991 года, были избыточны, поэтому и породили «лжеликвидаторов» и «лжеинвалидов». Давно необходимо пересмотреть эти льготы, но не втихаря, как это сейчас делает Кабмин, — а мы должны определить, что для нас наиболее приоритетно, а от чего можно отказаться.
У нас в Славутиче сейчас есть профсоюзная организация неработающих пенсионеров-чернобыльцев из 1090 человек, все старики. Для нас более всего важны льготы на лекарства, оздоровление и коммунальные платежи.
Предприняла попытку осмыслить проблему и найти пути выхода Славутичская городская общественная организация «Центр развития громады». При поддержке Международного фонда «Возрождение» ими была проведена общественная экспертиза эффективности выполнения чернобыльских программ. В качестве рекомендаций они предлагают внести изменения в «чернобыльский» закон, разработать прозрачные механизмы распределения путевок, лекарств, ввести открытое информирование по проблемам.
Руководитель проекта Валентина Дарнопых: — Если выполнять все обязанности, которые государство взяло на себя перед чернобыльцами, то нужно 50 млрд. гривен ежегодно, а, кроме чернобыльских, есть еще 600 льгот. Конечно, можно хотеть звезду с неба, но если это нереально, то становится все хуже. Закон не работает, его втихую будут усекать. Нам нужно определиться с нашими желаниями, установить реальные льготы, заморозить ситуацию и настаивать на предложенном нами выходе.
Возможно, к мнениям заинтересованных сторон прислушаются. Но — после торжественно и «под фанфары» отмеченной 25-летней годовщины со дня чернобыльской трагедии.
Лариса Добрынина, еженедельник «Взгляд», №4 (189)