102-летний очевидец Гражданской войны рассказал о буднях петлюровцев, еврейских и армянских погромах, а Табачник и Терехин — о своих белогвардейских предках.
В воскресенье — 93-я годовщина Октябрьской революции. Верховная Рада на днях отказалась вновь утвердить 7 ноября праздничным днем (вопрос ставился на голосование по инициативе коммунистов). Однако это ни в коем случае не приуменьшает значимость как революции, так и тех событий, в частности, Гражданской войны. «Сегодня» разыскала 102-летнего жителя Киева Кельмана Абрамовича Райциса, который, будучи очевидцем той эпохи и живя со своей семьей в Кременчуге и Баку, поделился с нами воспоминаниями.
ТОЛЬКО ДЛЯ УКРАИНЦЕВ. В Кременчуге родители Райциса нанимали 7-комнатную квартиру. «Семья у нас была большая — десять человек: родители и восемь детей. Отец работал в частной типографии коммерческим директором. Начинал обычным печатником, но был способным и благодаря своему таланту продвинулся по службе. Стал купцом первой гильдии. Ему было разрешено жить в Петербурге и ездить за границу принимать заказы. Мать — домашняя хозяйка. Старший брат трудился бухгалтером на мельнице, средний, Израиль, сначала служил в царской армии, но во время Гражданской войны стал красноармейцем. В 1937 году ему в Андреевском зале Большого Кремлевского дворца даже вручили золотую медаль «20 лет РККА». Третий брат, Иосиф, при советской власти служил в Харьковской ГубЧК (тогда в этом городе, а не в Киеве была столица Украины. — Прим. Ред.). Для него Феликс Дзержинский был бог и царь.

Кельман Райцис. Говорит, что если был бы моложе на 20 лет, то побил бы Ющенко за героизацию Петлюры
Хорошо Кельман Абрамович запомнил пребывание в Кременчуге петлюровцев. Тогда на городском стадионе повесили табличку: «Вход только для украинцев». Мало того, начальство делало предупреждение: если неукраинец туда войдет, то администрация не несет ответственности за его здоровье.
«У Петлюры, помню, была не армия, а сплошные бандиты. У них действовало такое правило: когда они занимали город, то первые трое суток грабили, насиловали девушек, забирали золото и другие ценные вещи. Увидели на ком-то хорошее пальто, говорили: «Снимай». Рекрутировали местных мужчин, чтобы те им указывали, кто в городе богатый. Узнав, шли к ним. Нас же спасло от грабежа только то, что петлюровцы устроили в нашем доме свой штаб. Из семи комнат они заняли четыре, а мы теснились в трех. В одной из них, кстати, у петлюровцев хранились документы. Начальником штаба был армянин Балбачан (за заговор против Петлюры он был расстрелян летом 1919 года. — Прим. Ред.)», — вспоминает Райцис.
ПОВЕСИЛИ БРАТА. После вселения петлюровцев однажды к Райцисам вбежала соседка и в сильном волнении сообщила, что солдаты только что повесили одного из его братьев! Сестра побежала к Балбачану и стала его стыдить: «Вы же живете у нас, а ваши бандиты повесили моего родного брата». Он: «Где?». «Рядом с домом». Брат, когда его вешали, успел захватить двумя пальцами петлю и стал ее оттягивать. Балбачан подошел и саблей отрезал веревку, чем спас жизнь повешенного.

Сегодня
Категории: Новости Киева Новости Винницы Новости Луцка Новости Полтавы Новости Харькова Новости Хмельницком Новости Кременчуга
05.11.2010 08:00