На дорогах Украины появляются электросамокаты, сигвеи, гироборды и моноколеса, и вследствие несоблюдения правил движения их владельцы становятся участниками, а то и жертвами ДТП. По данным Патрульной полиции, в 2019 году с их участием произошло 2161 ДТП, или около 15%.
Проблему заметили и в парламенте – недавно Рада приняла в первом чтении закон, регулирующий права и обязанности новых участников дорожного движения. Эксперты утверждают, что закон требует доработки. Сайт "Сегодня" разобрался в нюансах проблемы.
Принятый в первом чтении законопроект №3023 относит к ЛЭ электрические скутеры, cигвеи, гироборды, гироскутеры и т.д., кроме инвалидных колясок и велосипедов, оборудованных электродвигателями. Для электровелосипедистов и лиц с инвалидностью на электро- и механических колясках с 2018 года действуют те же требования ПДД, что и для велосипедистов.
Мы поговорили с несколькими людьми, которые используют легкий электротранспорт.
"Я бывал в Бельгии, Голландии, Германии, там легкий электротранспорт конкурирует с велосипедами, – рассказал нам водитель сигвея Олег (45 лет). – Но там есть велодорожки, оборудованные светофорами, знаками. Чтобы создать такую инфраструктуру в Украине, нужно 20-30 лет. У нас разрешили ездить по дорогам, обочинам. Но колесо у моего гироборда – 12 дюймов (30 см), у моноколеса оно больше, 20 дюймов (50 см), но одно. Если я начну ехать даже не по ямам, а по плитке – могу упасть. Ехать по обочинам – все ямы окажутся на пути. Аварий, травм, смертей будет намного больше, чем при езде по тротуарам. Пешеходы понимают, что едет электротранспорт, стараются уступить дорогу. Я падал два раза, на спину, но за спиной был рюкзак, фактически я падал на подушку".
По словам Олега, если даже он на скорости 15-16 км/час собьет пешехода, последствия будут намного менее тяжелые, чем от падения на дороге под колеса автомобиля. Шлем обязателен, особенно для детей, желательны налокотники и наколенники.
"Выталкивать электросамокаты или моноколеса туда, где ездят автомобили – значит сделать их водителей потенциальными смертниками, – уверена мать 5-летнего Максима – Алена (28 лет). – Я на электросамокате утром завожу сына в детсад, потом еду на работу. У обоих нас есть шлемы. Но езжу только по тротуару. На дороге ямы, ливневки, объезжая их, можно попасть под едущий сзади автомобиль".
Наши собеседники согласны, что надо узаконить права и обязанности водителей ЛЭ, но уверены: в предложенном виде закон работать не будет. Главное противоречие – запрет езды на самокатах и т. д. по тротуарам и отсутствие дорожной инфраструктуры для ЛЭ, речь идет о велодорожках. Мало кто возьмет на себя смелость выезжать на дорогу – опасно для жизни.
Специалисты по вопросам безопасности дорожного движения осторожно рассматривают вопрос допуска на дороги электротранспорта, на котором ездят стоя.
Так, юрист Вадим Володарский, специализирующийся на вопросах ДТП, уверен: это опасно прежде всего для человека, который им управляет.
"Если мы едем на велосипеде, мопеде, мотоцикле в сидячем положении, то при опасности падения можем оттолкнуться ногой и падения избежать, – аргументирует Вадим Володарский. – Если мы едем стоя, такой возможности в подавляющем большинстве случаев не будет. В случае неосторожного движения ногами или попадания в яму – а их у нас на дорогах хватает – ездок будет рисковать, опять же, падением. Кстати, из-за малого размера колес – тоже".
Вывод эксперта: электросамокат, тем более гироборд, не предназначены для участия в дорожном движении, это касается и моноколеса. Электроскутеры и электровелосипеды, по мнению Вадима Володарского, могут иметь свою нишу для пользователя, особенно в небольших городах. Но рассматривать их как универсальное решение, заменяющее автомобиль или мотоцикл, невозможно.
Автоэксперт Владимир Караваев не против ЛЭ на дорогах, но выдвигает к его водителям жесткие требования. Это наличие водительских прав (т. е. обязательна сдача теоретического и практического экзамена), номерного знака на ЛЭ и полиса "автогражданки".
Для безопасности обязательны включенные фонарь или фара белого цвета впереди, мигающий красный фонарь сзади, светоотражающие элементы на одежде, защитный шлем, а еще лучше к нему наколенники и налокотники. Дополнительно к запрету разговаривать на ходу по телефону Владимир Караваев предлагает запретить пользование наушниками и другими устройствами, снижающими способность слышать окружающую обстановку.
Также на ЛЭ должно быть запрещено передвигаться по дорогам госзначения (например, Киев – Одесса) и по улицам, где разрешена скорость движения более 80 км/ч (пр. Бажана в Киеве).
Эксперты отметили, в чем наш закон не соответствует европейским нормам:
Так покупать или не покупать электросамокат, моноколесо и так далее? Если, конечно, позволяют финансы. Ибо цена вопроса для устройства, которое действительно будет работать, стартует от 7000 грн для гироборда и от 12 тыс. грн для самоката или моноколеса.
Три главных вывода. Первый: по автодорогам ездить опасно, велодорожек почти нет, езду по тротуарам хотят запретить. Второй: если решили обзавестись легким электротранспортом – стоит изучить ПДД, хотя бы права и обязанности велосипедистов. И третий: купите хотя бы простенький велосипедный шлем. И не забывайте его надевать перед началом движения.
Источник: Сегодня
27.10.2020 20:58