Тайны Госохраны: телевизор от президента и майор под землей

Тайны Госохраны: телевизор от президента и майор под землей

Ющенко за рулем, чемодан с броней и объятия для Леонида Кучмы

Мы продолжаем тему об охране вип-персон, начатую ранее, беседуя с нашими экспертами, один из которых занимал немалый пост в расформированной ныне ГАИ (организовывали сопровождение кортежей), а другой — в Госохране, занимаясь конкретно физзащитой высоких должностных лиц. Говорим о прошлых временах, ибо охрана действующих руководителей страны засекречена. 

— Бывали случаи, когда порядок следования вип-кортежа ломался, например, самим президентом, — вспоминают ветераны. — Виктор Ющенко, скажем, иногда высаживал охрану, сам садился за руль, а в машину брал кого-то из приближенных к нему людей. Однажды ехал из своих Безрадичей в Администрацию президента, сам за рулем, и с моста Патона взял и повернул на бульвар Леси Украинки. А там все забито, пробка! Скандал! Но ничего, пошла команда об изменении маршрута, где­-то успели сработать гаишники, направив машины в боковые проезды, где­-то, наоборот, сотрудник ГАИ выключил светофор и дал максимальный проезд в сторону движения кортежа, чтобы быстрее все двигалось. А там, где ничего нельзя сделать, так и шла колонна в пробке.

— Но на самом деле в Киеве это все сделать было проще всего, — говорят эксперты. — Здесь в те времена работали более 1000 сотрудников ГАИ из города и полка, все варианты заранее просчитывались. Были схемы работы в разных ситуациях, даже если внезапно менялся маршрут, неважно, по какой причине. А вообще всегда существовало два маршрута: основной и резервный. Правда, если основной перекрывался ГАИ на 100%, то резервный — на 25—30%. Так что, в случае чего, приходилось быстро перебрасывать людей и технику. Но перекрыть все мыслимые маршруты, конечно, не было возможности, тогда действовали исходя из ситуации. Зато если все шло по плану, то в Киеве все было отработано до секунд. Идет кортеж, скажем, за 20 секунд до прохода на перекресток выбегает регулировщик и обеспечивает проезд. Этим управляли командир полка ГАИ, его заместитель и дежурная часть.

Особенно трудно было, когда в центре одновременно ехали три кортежа: президента, премьера и главы ВР. Но работали очень слаженно. Ныне есть подразделение в управлении превентивной милиции Киева, которое занимается сопровождением, но у них нет таких сил и средств, как раньше. Тогда только в "Кобре" было по взводу сопровождения из специалистов для каждого из главной тройки: президента, премьера и главы ВР. А всего было два батальона.
В случаях любых неожиданностей решение, по совету людей из штабной машины, принимал начальник личной охраны, после доклада охраняемому лицу. За тем, конечно, — окончательное решение. Ему доложили ситуацию, например, впереди демонстрация, люди что­-то требуют, он говорит: сворачиваем или едем прямо. Вот Леонид Кучма нередко приказывал подъехать к людям, выходил к ним, разговаривал.

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ

В Ук­­раине за годы независимости, говорят эксперты, действительно опасной была только ситуация, когда мина взорвалась под машиной премьера Павла Лазаренко. Памятной была и история с кортежем Януковича, когда на выезде из Киева на Бориспольскую трассу скорая из этой колонны столкнулась с машиной такси.

Однажды машина ГАИ из кортежа одного из охраняемых лиц сбила девушку на Черниговской трассе. Та перебегала дорогу, а колонна вынеслась из-за поворота… Кортеж не останавливается никогда, становится лишь та машина, которая попала в ДТП или иную ситуацию. Даже если что­-то произошло с машиной, в которой ехал президент, автомобиль с водителем остается на месте, а охраняемое лицо пересаживается в другую машину. Сама процедура пересадки непростая, во избежание выстрелов или иных неприятностей. Занимает процедура пересадки от силы 1,5—2 секунды, президента заслоняют со всех сторон охранники в бронежилетах, а где есть пространство, то защищают бронекапсулой. Это такой чемодан, который, если нужно, раскрывается в виде бронещита. Это в любом случае, даже если просто лопнуло колесо. Пока правильно не подъедет другая машина, не подбегут охранники с защитой, президент не выйдет из своего бронированного лимузина. А в некоторых случаях в бронежилетах находятся и охраняемые лица, если есть информация об угрозе. Это не грубые армейские "броники", конечно, а легкие белые кевларовые, которые не то что под пиджак — под рубашку надеваются. Словом, нахрапом охраняемое лицо не возьмешь, надо готовиться. А как начнешь готовиться, об этом сразу узнают спецслужбы, смеются эксперты…

"А ГДЕ ТЕЛЕВИЗОР?"

Ехал как­-то кортеж президента по трассе. А впереди кортежа плелся какой­-то замызганный автобус. Его головные машины кортежа пытались заставить принять вправо, так как скорость кортежа по всем правилам должна быть высокой, но автобус как пилил помаленьку, так и пилит. Кортеж его кое­-как обогнул, а сзади колонны ехала спецмашина ГАИ, в чьи обязанности как раз и входили разборки со всякими нарушителями ПДД. Гаишники этот автобус Киев — Новгород­-Северский остановили, потребовали у водителя права. А тот говорит: "Хлопцы, может, не надо протокол составлять и права забирать, вам же больше мороки! Все равно через несколько часов права назад привезете!" Но гаишники не согласились, оказалось, зря! Через пару часов уже пришла команда, как говорят, с самого верха — водительское удостоверение вернуть! Оказалось, водитель имел какое­-то отношение к высокому властному окружению, успел кому-то пожаловаться, вот и перестраховались. Судя по поведению водителя, не в первый раз.

Как-то один из украинских премьеров неожиданно решил посетить шахту. Причем непременно, чтобы спуститься туда, пообщаться с народом. На шахту рванула передовая группа охраны, проверить там все. И вот спускается в шахту на специальном лифте премьер, видит, неподалеку мужик в каске, спецодежде. Глава правительства к нему: "Как жизнь?" — "Да нормально". — "А гроши платят вовремя?" — "Вовремя". Высокий чиновник вгляделся, и что-­то его смутило. Спрашивает: "А ты кто?" Тот отвечает: "Майор…".

Другой случай. Президент прилетает в Борисполь и держит путь на резиденцию в Залесье. На окружной дороге вокруг Броваров стоит регулировщик, младший лейтенант. Неожиданно возле него останавливается кортеж, из ближней машины выходит… президент! И спрашивает, мол, как зовут, как жизнь, служба… Тот отвечает, что Сергей, все нормально. Президент похвалил выправку, сказал, что бравого милиционера поощрят, да еще и телевизор ему вручат!
На другой день приказ главы МВД о досрочном присвоении Сергею специального звания "лейтенант милиции" уже был подписан, офицеру торжественно вручили погоны. А он спрашивает у большого начальства: "А телевизор где?" Все остолбенели… Оказывается, в недрах бюрократической машины где-­то слова президента о телевизоре затерялись, осталось только присвоение звания. Конечно, это быстро поправили и телевизор вручили. Но все напряглись, потому что не выполнить приказ президента чревато.

Была как-то у президента Леонида Кучмы встреча с народом в Днепропетровске, уже не первая. И охрана приметила особо активную женщину, которая все время с какими-то плакатами старалась подобраться поближе. Доложили об этой активистке Леониду Даниловичу, он приказал подойти к ней. Пришлось переходить через дорогу. Все это время женщина что-­то кричала, ругала власть. Но когда к ней подошел глава державы, растерялась и замолкла. Кучма ее спросил, мол, что же вы хотите, говорите мне, я рядом. Та набрала было воздуху в легкие и… выдохнула: "Да обнять вас хочу, Леонид Данилович!".

new_image3_397

Безопасность. Вип-персон могут оберегать и снайперы Госохраны

"СТАНУ ПРЕЗИДЕНТОМ В АФРИКЕ, ПРИГЛАШУ ШЕФОМ ОХРАНЫ"

Охраной важных персон занимается не только Госохрана Украины, но и МВД, СБУ. О некоторых переделках, в которые довелось попадать, "Сегодня" рассказал Александр Терещенко, экс-подполковник милиции:

— Когда я служил в "Титане" (спецподразделение Госслужбы охраны при МВД, ныне Департамент полиции охраны. — Авт.), мне поручили охранять одну весьма важную персону — посла африканского государства, причем брата президента этой страны, — говорит Терещенко, кстати, и ныне работающий в области охраны. — У него резиденция вообще-то была в Стокгольме, но по своим полномочиям он был еще и послом почти во всех странах СНГ, в том числе и в Украине.

Поводом для нашей встречи послужило то, что в Харькове пропал студент из этой страны. Исчез, и несколько дней никто не знал, где он. Родители забеспокоились, обратились за помощью в посольство. На место происшествия, в Харьков, из Киева решили выехать посол, консул и переводчик. А меня направили в командировку (тоже из Киева) охранять посла. Машину с водителем выделило управление по обслуживанию иностранных представительств в Киеве. Я надел не так давно введенную новую форму "Титана", очень крутую и красивую, с черным беретом, эмблемами, открытую кобуру с пистолетом израильского производства. В регионах такую форму еще и не видели. Словом, суперспецназ, украинский Рэмбо.

ПО ЗЛАЧНЫМ МЕСТАМ. Приехали в Харьков, обратились в местный угрозыск, они организовали поиск студента по разным местам и знакомым. Мы заселились в гостиницу, где был любопытный эпизод, повлиявший на отношение посла ко мне. К нему в номер под вечер набилось множество соотечественников, в основном студентов, учившихся вместе с исчезнувшим парнем. Уже поздно, почти ночью, в номер пригласили меня (я обосновался в соседнем). И студенты, увидев такого крутого полицейского (тогда еще милиционера на самом деле) в форме, тут же загорелись желанием со мной обойти ночью все злачные места города, где, как они думали, мог "зависнуть" их приятель. Однако я их пыл охладил, сказав, что моя задача — охрана лично посла, а не поиски пропавшего. Ищет пусть розыск. Если господин посол пойдет сам ночью по кабакам и барам, то, конечно, пойду и я. Но от него — ни шагу! Так разочарованные студенты и ушли ни с чем — посол разгуливать по злачным местам не стал. Позже мне переводчик сказал, что посол очень положительно оценил этот мой поступок.
Пробыли мы тогда в Харькове несколько дней, студента так и не нашли. По вечерам местные власти организовывали послу досуг, чаще всего "накрывая поляну". Мне, конечно, было не до веселья, я на службе, пить нельзя. Однажды мои подопечные решили обойтись без хозяев города и сами пошли в бар. Разумеется, и я с ними, в форме, с оружием. Это пригодилось, хотя и без стрельбы. На нас долго косилась группа бритоголовых молодчиков, я так понял, что африканцы им не по нутру. А у нас, напомню, их трое (правда, переводчик по гражданству был наш, украинец, так как женился на девушке из Винницы, принял гражданство и жил там, его просто привлекли на разовую работу для посла).

Молодчики хорошенько подпили, и один решил показать, кто в доме хозяин. Но меня он видел только со спины. Подошел, начал было что-то говорить, и вдруг наткнулся взглядом на мой погон, шеврон и пистолет. Мне даже делать ничего не пришлось, обмен взглядами, и молодчик отошел со словами: "Начальник, все понял, был неправ, извини".

"ПОЕХАЛИ В АФРИКУ!". Словом, мы вернулись в Киев, и посол пригласил меня на прощание отужинать в ресторане гостиницы "Днепр", где сам остановился. Естественно, без формы и оружия, уже просто по-товарищески. Посидели, а потом посол и говорит: "Вы знаете, что мой брат — президент нашей страны. Если я когда-нибудь стану президентом, то с удовольствием возьму вас к себе начальником охраны. Пойдете?" Я, конечно, поблагодарил, но представил себе, какой "незаметный" я буду там, в этой стране, которая в сердце настоящей Африки. А охранник не должен сильно выделяться, это аксиома.

Примерно через месяц меня снова приставили к послу на охрану. Оказалось, что исчезнувшего студента нашли живым и невредимым, какая-то была с ним полукриминальная история. Но посол прилетел в Киев забрать студента из Харькова на родину и сам попросил опять выделить именно меня в охрану. Я подъехал к "Премьер Паласу", где остановился посол, вышел из машины, в форме, как положено. И тут из отеля появляется целая делегация дипломатов во главе с послом. Он мне и слова не дал сказать, увидел и с каким-то возгласом на своем языке раскрыл объятия. Картина была еще та: колоритный дипломат в центре Киева обнимается с сотрудником милиции! Народ рядом аж рты пораскрывал…

new_image2_471

На память. Александр Терещенко (впереди слева) и африканский посол (сзади справа), впереди переводчик. Фото: из архива А. Терещенко

В КАБАРЕ ЗА ВЗЯТКУ И БОРЬБА С ВЫШИБАЛОЙ

— Однажды мне, после ухода из "Титана", довелось охранять довольно известного у нас человека в его поездке в Париж, — продолжил Александр Терещенко. — С ним были еще двое, я за ними как бы тоже приглядывал. Поездка была неофициальная, в частном порядке, потому, разумеется, я не имел никакого оружия, мог полагаться лишь на свое умение в рукопашном бою. А главное — на бдительность, способность предупредить опасную ситуацию. Нас этому хорошо обучали… 

Были мы в Париже несколько дней, на каждый из них была составлена культурная программа. Понятно, Лувр, Елисейские поля, Эйфелева башня… Но я это все рассматривал с точки зрения охраны. А вблизи не все там так сладко, как в кино, есть и очень криминальные места. Да что говорить, знакомых моего подопечного как раз в те дни ограбили прямо на Елисейских полях! Так что мне постоянно приходилось быть начеку, расслабиться и получать удовольствие от лицезрения знаменитых мест, если честно, не получалось.

КАК ПОПАСТЬ В КАБАРЕ. В один из вечеров мы решили посетить знаменитое кабаре "Мулен Руж". Оказалось, что попасть туда не так-то просто. Мы попросили портье на рецепции в нашей гостинице помочь. Разумеется, не бесплатно. Тот помялся, но в итоге сказал, что сейчас подъедет таксист, который якобы все устроит. Таксист подъехал, отвез нас к кабаре и пошел кого-то искать. Никого не нашел, нам не помог, но деньги за свои услуги взял.
Остались мы сами на пороге, так сказать. А очередь туда, видим, как в мавзолей когда-то… Что делать? Решили пойти привычным путем и подкупить кого-то из местной обслуги. Тактика оказалась верной и во Франции. Нашли охранника, объяснили, что хотим, заплатили, причем немало, он нас повел в обход очереди через другой вход в кабаре. Привел в зал и усадил за пустой столик вдалеке от сцены. Мой шеф возмутился, мол, хотим на центральные места. Оказалось, и это возможно, но за дополнительную плату. В итоге мы устроились неподалеку от сцены на очень хороших местах. То есть вот, вроде, все там заранее заказано, но тоже работают свои схемы, не только у нас…

Терещенко: "В чужой стране мне надо было остановить агрессию и ничего при этом не нарушить"

Словом, с удовольствием посмотрели представление, мой подопечный и его друзья выпили (там театр совмещен с рестораном, на столике стоит бутылка вина, входящая в стоимость билета, а потом можешь заказывать еще), около полуночи вышли из кабаре и направились в сторону гостиницы. Решили пойти пешком, ибо недалеко и погода хорошая. Но по пути у моих спутников родилась мысль немного "добавить", потому завернули в бар. Сели за столик, огляделись. Сразу обратили внимание на вышибалу классического типа: здоровенный лысый африканец в кожаной куртке, то есть за порядком вроде есть кому следить.

Мои подопечные отдыхают, выпивают, а я посматриваю по сторонам, все же ночь, в баре полно нетрезвых… Однако все шло спокойно, пока не пришло время закрывать бар, это около двух часов ночи. Вышибала прошел по столикам, предупредил, мол, заканчивайте. И нам сказал. А мои подопечные возмутились: мы же еще заказываем, вы должны работать до последнего клиента! То есть уже все ушли, а мы сидим. Я-то на ситуацию повлиять не могу, мое дело охранять, а не указывать клиенту, как себя вести.

РАЗБИТОЕ ОКНО. Вышибала вновь подходит, говорит, чтобы уходили. И тут мой подопечный посылает его подальше известной английской фразой! У вышибалы глаза наливаются кровью. Он хватает моего подопечного за ворот и буквально вытаскивает из-за стола! Я сидел напротив. Естественно, тут же вскакиваю и на ходу оцениваю ситуацию, как весьма плохую. Мой подопечный и его друзья нетрезвы, страна чужая, у них свои законы, ударь кого-то и сядешь надолго. Тем более, что, по большому счету, мы кругом неправы… А действовать надо, есть ведь обязанности по охране клиента! То есть надо и агрессию остановить, и не нарушить ничего. А мой подопечный, которого вышибала уже вытащил в центр зала, еще и первый ударил того ногой в колено. Ситуация раскалилась… Но я уже оказался рядом. Вижу, вышибала сейчас ударит подопечного в ответ, тогда я обхватил охранника вокруг, зажав его руки. Драка не случилась, а дальше я уже просто стоял между подопечным и всей обслугой бара, которая пришла на помощь вышибале. Помаленьку мы вышли из питейного заведения без потерь…

Но на этом все еще не кончилось. Ситуация так разозлила моего подопечного и его друзей, что они взяли и… разбили окно бара! Через эту дыру я видел совершенно ошалевшие лица обслуги питейного заведения, такого они и представить себе не могли! Я понимал, что дальше будет вызов полиции и нам придется несладко. Потому буквально вытолкал земляков подальше от бара и убедил, что надо просто скрыться. Что мы успешно и сделали. Но нервов мне эта история стоила немало…



Источник: Сегодня

Категории: Новости Киева Новости Винницы Новости Харькова Новости Чернигова Новости Днепропетровска Новости Борисполя Новости Броваров

04.09.2017 09:25