Визит Эрдогана в Москву: возможные последствия для Украины, региона и мира

Визит Эрдогана в Москву: возможные последствия для Украины, региона и мира

Владимир Путин нынче не в моде. В цивилизованном мире от контактов с ним не отказываются, но и встречаться не спешат. Кроме турне по странам Средней Азии, визита президента Молдовы и регулярных контактов с Биньямина Нетаниягу хозяину Кремля на внешнеполитическом фронте похвастаться особенно нечем. Именно поэтому визит 10 марта Президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию является особенным. Впервые за два года в Москве состоится заседание Совета сотрудничества высокого уровня (ССВУ), который возглавляют Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган. Это, шестое по счету, заседание ССВУ должно было состояться еще в декабре 2015 года, однако было отменено в связи с известным инцидентом с российским Су-24. Подобный механизм сотрудничества Турция стала практиковать с 2010 года со странами "стратегического партнерства", в том числе с 2011 года – с Украиной. Аналогичная встреча на уровне президентов состоится в Киеве в апреле, и, в отличие от ситуации с Россией, украинско-турецкие саммиты проводятся регулярно – предыдущий состоялся в Анкаре 9-10 марта 2016 года и был, по мнению сторон, очень успешным. Отличие подобных встреч от обычных визитов глав государств заключается в том, что в состав делегации включается значительное число членов правительств двух стран, которые имеют возможность провести и свои двусторонние переговоры. Тем самым значительно повышается эффективность контактов на высшем уровне, которые подкрепляются конкретными практическими договоренностями.

Но именно в этой предполагаемой эффективности российско-турецких ССВУ и заключаются скрытые, но вполне реальные угрозы для Украины, региона и всего мира. Впечатляет список министров, которые будут сопровождать Эрдогана: иностранных дел, энергетики и природных ресурсов, обороны, экономики, сельского хозяйства, культуры и туризма, транспорта и морских сообщений, юстиции. Крайне необычным будет присутствие с турецкой стороны начальника генерального штаба Хулуси Акара, который только что провел трехсторонние переговоры со своими американским и российским коллегами. Очевидно, это объясняется тем, что вопросы вокруг ситуации в Сирии будут за столом переговоров в числе главных. Любопытно, что тональность сообщений Кремля и Анкары по поводу визита значительно отличалась. Москва всеми силами старалась подчеркнуть важность того аспекта, что на переговоры приехал глава одной из ведущих стран НАТО, в то время как "сама НАТО занимает агрессивную позицию по отношению к России". Кроме того, в российских СМИ сообщалось о предполагаемых переговорах по поводу поставок в Турцию противоракетных комплексов С-400. Как это обычно практикуется кремлевскими СМИ, с тональностью "уже почти все решено, остались нюансы", сообщалось о том, что сделка состоится, вопрос только в механизме ее финансирования. Об этом, к примеру, заявляли Сергей Чемезов – глава "Ростеха" и заместитель министра обороны РФ Александр Фомин.

Официальные представители Анкары, в частности пресс-секретарь Эрдогана и его ближайший внешнеполитический советник Ибрагим Калын, говорят совершенно о другом – о сотрудничестве в области экономики и региональной безопасности, в Сирии и Ираке. Турция считает важным продолжать мирное урегулирование в Сирии на основе договоренности между Турцией, Россией и Ираном, включая встречи в Астане и Женеве. Уже через несколько дней в Астане состоится очередной раунд переговоров, а в конце месяца будет продолжен женевский процесс. Турцию очень тревожит медленный прогресс с урегулированием ситуации в северной Сирии и поддержка со стороны России и США отдельных курдских формирований. С этой точки зрения, вопрос о возможной поставке в Турцию российских систем С-400 является, скорее всего, спекуляцией, поскольку в странах НАТО подобные высокотехнологичные комплексы российского производства находиться не могут. Кроме того, будет выглядеть чрезвычайно странным, если Россия поставит Турции противоракетные комплексы для защиты от сирийских самолетов армии Асада, поддерживаемой Россией (а другой вражеской авиации в регионе нет), при том, что такие же комплексы стоят в Сирии для защиты армии Асада от самолетов Турции.

По информации турецких СМИ, делегация во главе с Эрдоганом едет в Москву, чтобы решить ряд серьезных экономических проблем. Невзирая на потепление в отношениях двух стран, до сих пор Россия не отменила экономические санкции, наложенные на турецкие компании. Буквально накануне визита в телефонном разговоре премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и главы правительства Турции Бинали Йылдырыма Медведев сообщил, что подписал постановление, отменяющее ограничения на экспорт в РФ некоторых видов сельскохозяйственной продукции (в связи с подобными санкциями Турция в прошлом году потеряла более 550 млн. долларов). Однако это лишь очень маленький шаг по сравнению с ожиданиями турецкого бизнеса. В России все еще действуют ограничения на трудоустройство турецких рабочих даже на предприятиях, собственниками которых являются турки, и на участие турецких компаний в тендерах на строительство и поставку материалов. Глава Российско-турецкой бизнес ассоциации Наки Карааслан заявил, что в связи с действующими ограничениями многие турецкие предприниматели вынуждены были почти за бесценок продать свои доли в компаниях или вообще уйти с рынка и что Ассоциация ожидает полной отмены санкций, введенных после инцидента с самолетом. По его словам, турецкие компании создали в России 100 тысяч рабочих мест и готовы дальше развивать бизнес-проекты. Турция ожидает, что Россия отменит визовые ограничения для турецких рабочих и водителей траков, а также крайне заинтересована в возвращении российских туристов, и поэтому предложила подписать соглашение о возможности взаимных поездок по ID-карточкам. В ходе визита ожидается подписание соглашений о сотрудничестве в области горнорудной промышленности, создания совместного инвестиционного фонда, о совместном провозглашении 2019 года годом культуры и туризма, и, даже, возможно, об осуществлении взаимной торговли в национальных валютах. И российский рубль, и турецкая лира сильно девальвировали в последние годы, хотя и по разным причинам. Если в России девальвация была связана с санкциями, а также падением цен на нефть и газ, то в Турции – в связи с сирийским кризисом, попыткой переворота 15 июля и последовавшим политическим кризисом. За последние 12 месяцев лира подешевела относительно доллара на 22%. Суммарные долги правительства, частных компаний и физических лиц выросли до 800 млрд лир в январе 2017 года (760 млрд в декабре 2016). Из них 327 млрд лир – это долги в иностранной валюте. Для Турции это серьезная долговая ноша. Реальный сектор турецкой экономики имеет 200 млрд лир долга, связанного с иностранными кредиторами – именно этим и объясняется желание Эрдогана перейти на "национальный режим" торговли с рядом стран – основных торговых партнеров.

Само собой, по устоявшейся за последние несколько лет традиции, будут обсуждаться вопросы энергетики. Атомная станция в Аккую, которую российская сторона обещала построить за свой счет (а это 20 млрд долларов инвестиций) уже обошлась в пять миллиардов, но с места пока не сдвинулась. Накануне визита министр энергетики и природных ресурсов Турции (и зять Эрдогана) Берат Албайрак лично посетил место строительства и объявил, что станция должна начать работу не позже 2023 года – даты столетнего юбилея провозглашения Турецкой Республики. Проблема с Аккую заключается не только в том, что в Турции недостаточно собственных специалистов, чтобы ее эксплуатировать и обеспечить вопросы безопасности, но и в том, что у "Росатома" попросту нет денег, и в связи с санкциями взять их негде. Россия уже некоторое время ведет переговоры с консорциумом турецких компаний по продаже 49% акций Аккую, но пока решения принято не было. Кроме того, к встрече в Москве стороны подошли с ратифицированными соглашениями по "Турецкому потоку", и следует ожидать, что об этом никому, кроме России, не нужном проекте будут много говорить. Россия заявляет, что готова начать строительство подводной части первой нитки уже во второй половине 2017 года, оставляя вариант прокладки второй "трубы" на тот случай, если с подобной просьбой к РФ обратится ЕС. И если ситуация с Аккую должна в первую очередь беспокоить ЕС (Кипр находится в непосредственной близости от станции и в случае аварии именно его территория будет загрязнена в первую очередь), то "Турецкий поток" – крайне нежелательный проект для Украины. В случае реализации даже одной нитки Украина потеряет около 16 млрд. куб. м транзита. Об этом проекте говорят уже несколько лет, и до сих пор Турция требует обещанных в обмен на свое согласие скидок на газ. Скидок нет, однако риторика о позитивных перспективах строительства, особенно со стороны России, продолжается. По мнению экспертов, кроме опасности лишения Украины транзитных платежей, существует и другая – "Газпром" уже начал зондировать почву по "врезке" в Южный транспортный коридор ТАНАП-ТАП. Если россиянам удастся договориться о включении в ТАП и, таким образом, об участии в поставках в Европу, вероятность строительства и второй ветки "Турецкого потока" значительно возрастет, а идея Южного коридора как источника альтернативного российскому газа на европейском рынке сойдет на нет.


Источник: Сегодня

Категории: Новости Киева Новости Сум

10.03.2017 11:18